Необходимость уплаты НДС
Рассмотрим нормы Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (далее – Протокол).
Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено Протоколом, осуществляет налоговый орган государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
Справочно: импорт товаров – ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза (Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, заключенное в г. Москве 25 января 2008 г.).
Для целей Протокола собственником товаров признают лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусмотрен договором (контрактом).
Таким образом, если отгрузка товара была произведена с территории Российской Федерации (Казахстана) не в адрес собственника (контрактодержателя), а по его указанию в адрес иного лица, НДС при ввозе уплачивает собственник (контрактодержатель).
Вместе с тем НДС при ввозе товара из Российской Федерации (Казахстана) уплачивает не только собственник (резидент РБ). Отдельные случаи исчисления "ввозного" НДС перечислены в подп. 1.1–1.5 п. 1 ст. 2 Протокола:
1) если товар ввозят из Российской Федерации (Казахстана) по договору комиссии с комитентом – резидентом РФ (Казахстана), то налог уплачивает комиссионер. Указанный порядок содержится также в п. 4 ст. 95 Налогового кодекса (далее – НК).
Пример 1
Комитент А – резидент РФ заключил договор комиссии с Б – резидентом РБ на реализацию товара, принадлежащего комитенту, на территории Республики Беларусь. Товар реализован резидентом Б белорусскому резиденту В. НДС при ввозе товара уплачивает комиссионер – резидент Б;
2) если товар, ранее ввезенный из Российской Федерации (Казахстана), приобретается с территории Республики Беларусь и "ввозной" НДС по нему не уплачен, то НДС уплачивает собственник (либо посредник, если товары будут реализованычерез посредника). Этот порядок также указанв п. 4 ст. 95 НК.
Пример 2
А – резидент РФ разместил товары, ввезенные из Российской Федерации, на складе хранения в Республике Беларусь. Товары приобретены Б – резидентом РБ по договору купли-продажи, заключенному с российским резидентом А. Резидент Б уплачивает НДС при ввозе товаров.
Пример 3
А – резидент РФ разместил товары, ввезенные из Российской Федерации, на складе хранения в Республике Беларусь. Затем с Б – резидентом РБ был заключен договор комиссии на реализацию товара. Товар реализован В – резиденту РБ. НДС при ввозе товаров уплачивает комиссионер – резидент Б;
3) если товары приобретены по договору с резидентом государства, не входящего в Таможенный союз, но их ввозят с территории Российской Федерации (Казахстана), то налог уплачивает собственник (или посредник, если товары реализуют через посредника).
Пример 4
А – резидент РБ заключил договор с резидентом Украины Б на приобретение товара. Товар поставляется в Республику Беларусь с территории Российской Федерации. Резидент А уплачивает НДС при ввозе товара согласно Протоколу.
Важно! Определяющим фактором для уплаты "ввозного" налога является импорт (ввоз) товараиз Российской Федерации или Казахстана в Республику Беларусь.
Исключение составляет, как было указано выше, приобретение ранее ввезенных товаров у данных резидентов на территории Республики Беларусь (например, со склада хранения). Если по таким товарам не был уплачен "ввозной" налог, то его нужно заплатить покупателю.
Следует иметь в виду, что НДС уплачивают в т.ч. плательщики, применяющие специальный режим налогообложения.
Пример 5
Белорусская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН) без уплаты НДС, ввезла из Российской Федерации материалы для собственного потребления.
Организация исчисляет и уплачивает НДС при ввозе и относит его на стоимость ввезенных материалов.
Необходимость уплаты НДС возникает в т.ч. при ввозе товаров, которые приходуются в качестве основных средств.
НДС при ввозе следует уплачивать независимо от страны происхождения товара.
Пример 6
Белорусская организация приобрела в Российской Федерации бывшее в употреблении оборудование производства Республики Беларусь.
Покупатель товара исчисляет и уплачивает "ввозной" НДС.
В случае, когда продавец Российской Федерации (Казахстана) не является плательщиком НДС либо, наоборот, являясь плательщиком, вместо нулевой ставки НДС предъявил белорусскому покупателю налог, белорусский покупатель все равно должен исчислить НДС при ввозе.
Пример 7
Резидент РФ, не являющийся плательщиком НДС в связи с применением УСН, отгрузил товары резиденту РБ с территории Российской Федерации. Резидент РБ уплачивает НДС при ввозе товаров.
НДС при ввозе товаров из Российской Федерации не нужно уплачивать, если товары освобождены от налога при ввозе ст. 96 НК или иным актом законодательства (например, Указом Президента РБ от 24.11.2005 № 546, в ред. Указа от 04.04.2011 № 130).
Налоговую базу определяйте на дату оприходования активов
Сумму НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации и Казахстана, рассчитывают как произведение налоговой базы и ставки:
НДС = налоговая база × ставку НДС / 100.
Налоговую базу определяют на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров (ст. 2 Протокола). Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).
Иначе говоря, НДС исчисляют от цены товара, указанной в договоре (контракте). Поскольку такой контракт является внешнеэкономическим, цена товара, как правило, установлена в иностранной валюте. Так как Протокол требует определять налоговую базу на дату принятия товаров на учет, цену товара по контракту следует перевести по курсу валюты, установленному Нацбанком на дату принятия товаров на учет. При этом дату принятия товаров на учет определяют, руководствуясь письмом Минфина РБ от 12.03.2011№ 15-1-6/131 "Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету", а метод определения устанавливают учетной политикой импортера.
Учитывая изложенное, импортер должен указать в учетной политике вариант определения даты принятия товаров к учету (возможно применение одновременно нескольких способов в отношении различных видов деятельности). Исходя из этой даты следует производить пересчет налоговой базы в белорусские рубли.
При оприходовании товаров на забалансовый счет НДС исчисляют за тот месяц, в котором товары были приняты на балансовый счет, если приемка осуществлена в порядке, установленном законодательством. Такое разъяснение содержится в письме МНС РБ от 04.10.2005 № 2-1-8/23305.
Важно! С 1 июля 2010 г. не увеличивают налоговую базу для исчисления "ввозного" НДС (если их оплачивают отдельно):
– расходы по доставке товара, страховая сумма;
– стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, еслиони рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
– стоимость упаковки.
Если же данные расходы включены в стоимость товара, указанную в контракте (товаросопроводительных документах), то соответственно они попадут в составе стоимости товаров в налоговую базу для исчисления "ввозного" НДС.
Пример 8
По договору купли-продажи товара, заключенному с резидентом РФ, продавец обеспечивает доставку товара в Республику Беларусь собственным транспортом. Стоимость доставки включена в стоимость товара. Стоимость товара согласно договору составляет 200 000 рос. руб. В налоговую базу для исчисления "ввозного" НДС включается 200 000 тыс. руб. по курсу, установленному Нацбанком на дату оприходования товаров.
Ставка НДС
По товарам, ввозимым из Российской Федерации и Казахстана, применяют ставки НДС в размере 20 % или 10 %.
Ставку НДС в размере 10 % применяют при ввозе товаров, которые перечислены в перечне, утвержденном Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 (далее – перечень № 287).
В случае, когда из Российской Федерации и Казахстана ввозят продукцию растениеводства, животноводства, пчеловодства и рыбоводства, ставка НДС в размере 10 % применима, только если данная продукция поименована в вышеназванном перечне, поскольку в отношении такой продукции подп. 1.2.1 п. 1 ст. 102 НК предусмотрена ставка налога 10 % при реализации продукции, произведенной на территории Республики Беларусь.
В перечне № 287 содержатся указания, когда для применения ставки НДС 10 % необходимо соответствие перечню исключительно по коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а краткое наименование товара приведено только для удобства пользования (отмечено в перечне знаком <*>), а когда товарные позиции определяют как по их коду в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, так и по краткому наименованию (отмечены знаком <**>).
Пример 9
Организация ввозит из Российской Федерации равиоли (код ТН ВЭД 1902). При определении ставки НДС следует руководствоваться товарной позицией 1902 "макаронные изделия (включая пельмени, вареники, клецки)" перечня № 287. Знак <**> после наименования в перечне № 287 отсутствует. Таким образом, для применения ставки НДС 10 % не имеет значения, что название "равиоли" не числится в перечне № 287, главное – совпадение по коду.
Справочно: к коду 1902 согласно ТН ВЭД относятся макаронные изделия, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке, с начинкой (из мяса или прочих продуктов) или без начинки, или приготовленные другим способом, такие как спагетти, макароны, лапша, рожки, клецки, равиоли, каннеллони; кускус, готовый или не готовый к употреблению в пищу, и др.
НДС при ввозе товаров из Российской Федерации и Казахстана организации уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Как указывалось выше, дату принятия товаров на учет определяют в учетной политике организации.
Если срок уплаты налога приходится на выходной (нерабочий) или праздничный день, срок уплаты переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.
Пример 10
Организация ввезла материалы из Российской Федерации в августе 2011 г. и оприходовала их на счете 002 для приемки 31 августа 2011 г. Материалы были учтены на счете 10 "Материалы" 1 сентября 2011 г. НДС следует уплатить за сентябрь 2011 г. по сроку не позднее 20 октября 2011 г.
Документы, представляемые в налоговый орган
По сроку не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет, организация представляет в налоговый орган налоговую декларацию и необходимые документы, установленные Протоколом, в т.ч. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Если срок представления налоговой декларации приходится на выходной (нерабочий) или праздничный день, этот срок переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.
Налоговая декларация по ввезенным товарам представляет собой часть II налоговой декларации (расчета) по НДС, форма которой утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82).
Часть II налоговой декларации заполняют без нарастающего итога с начала года в целом по всем товарам, ввезенным в отчетном периоде (месяце) на территорию Республики Беларусь, взимание НДС по которым осуществляют налоговые органы.
Важно! В отношении уплаты "ввозного" НДС установлен единственный отчетный период – календарный месяц. Следовательно, импортер заполняет часть II налоговой декларации за календарный месяц, даже если отчетным периодом по НДС у него является календарный квартал.
Часть II налоговой декларации организации заполняют только при наличии факта принятия на учет в данном месяце товаров, ввезенных из Российской Федерации и Казахстана. Если товар не ввозился и не был принят на учет, то часть IIналоговой декларации в налоговый орган непредставляют.
По сроку не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет, в налоговый орган представляют кроме декларации документы, перечисленные в п. 8 ст. 2 Протокола:
1) заявление о ввозе и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде;
2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено белорусским законодательством;
3) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров на территорию Республики Беларусь. Их не представляют в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза;
4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза.
Если оформление счетов-фактур в государстве продавца не предусмотрено, то нужно представить иной документ, установленный законодательством Российской Федерации или Республики Казахстан и содержащий стоимость импортируемого товара; при ввозе товара из Российской Федерации, приобретенного у продавца (налогоплательщика Российской Федерации), не являющегося плательщиком НДС (например, применяющего упрощенную систему налогообложения), а также при ввозе товара из Республики Казахстан;
5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Беларусь с территории другого государства – члена Таможенного союза;
6) информационное сообщение (в случаях, предусмотренных подп. 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5 п. 1 ст. 2 Протокола), представленное налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства – члена Таможенного союза. Необходимые сведения, которые должны содержаться в информационном сообщении, указаны в п. 8 ст. 2 Протокола:
– номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;
– полное наименование налогоплательщика (организации/индивидуального предпринимателя) государства – члена Таможенного союза;
– место нахождения (жительства) налогоплательщика государства – члена Таможенного союза;
– номер и дата договора (контракта);
– номер и дата спецификации.
В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.
Информационное сообщение не представляют, если эти сведения содержатся в договоре (контракте).
Таким образом, информационное сообщение составляют в случаях, когда продавец, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (например, является комиссионером, поверенным, агентом), а для получения нулевой ставки экспортером – собственником товаров необходимо указание сведений о собственнике в заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов. Их импортер узнает из информационного сообщения либо из договора;
7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) – в случаях их заключения;
8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Беларусь, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту) – в случаях, предусмотренных подп. 1.2 и 1.3 п. 1 ст. 2 Протокола, за исключением случаев, когда косвенные налоги уплачиваются комиссионером, поверенным или агентом.
Пример 12
Важно! Часть II налоговой декларации заполняют независимо от наличия у плательщика документов, указанных в п. 8 ст. 2 Протокола, требуемых для представления в налоговый орган.
Пример 11
Резидент РБ получил товар из Российской Федерации. Вместе с тем был утерян счет-фактура. Товар принят на счет 41 в сентябре 2011 г. Не позднее 20 октября 2011 г. должен быть уплачен НДС при ввозе и представлена в налоговый орган часть II налоговой декларации (расчета) по НДС.
Вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров из Российской Федерации и Казахстана
Особенности вычета НДС по товарам, ввезенным из Российской Федерации и Казахстана, определены в п. 11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82 (далее – Инструкция № 82). Так, суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные в установленные сроки в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, организации учитывают в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором товары приняты на учет. Суммы НДС, отраженные в части II налоговой декларации (расчета) по НДС и уплаченные с нарушением установленных сроков в бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, учитываются в разд. II части I налоговой декларации (расчета) по НДС, представляемой за тот отчетный период, в котором произведена их уплата в бюджет.
Как видно из вышеизложенного, в отступление от общего порядка вычета НДС при ввозе Инструкция № 82 предоставляет возможность плательщикам принять к вычету НДС в том месяце, в котором он еще не уплачен, при условии его уплаты в установленный срок – не позднее 20-го числа следующего месяца.