Ситуация 1. При ввозе рекламных материалов, упакованных в тару на основе бумаги и картона, необходимо уплачивать экологический налог
Суть нарушения
Унитарное предприятие в ноябре 2009 г. получило от зарубежного партнера на безвозмездной основе рекламные образцы комплектующих к копировальной технике, упакованные в картонную тару, и не произвела уплату экологического налога. Ошибка установлена в ходе выездной проверки налоговыми органами в сентябре 2010 г.
Комментарий контролирующих органов
Ошибка унитарного предприятия состоит в том, что не были учтены нормы законодательства 2009 г., предусматривающие, что при импорте товаров возникает объект экологического налога по объемам импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также по объемам импортированных товаров, упакованных в тару на основе бумаги и картона. Размер суммы доначисленного экологического налога за 2009 г. составил 4 % от общей суммы исчисленных налогов унитарным предприятием за указанный период.
Обоснование нарушения
В 2009 г. экологический налог следовало исчислять от объема производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона. Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливает Президент РБ (ст. 2 Закона РБот 23.12.1991 № 1335-ХII "О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)", далее – Закон № 1335-ХII).
Товаром признают имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством.
Любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, считают товаром (подп. 1.37 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса РБ от 04.01.2007 № 204-З).
Советы эксперта на сегодняшний день
В настоящее время уплата экологического налога в изложенной ситуации отменена.
В 2011 г. порядок уплаты экологического налога в республике предусмотрен ст. 204–209 гл. 19 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее – НК). На сегодняшний день в составе объектов обложения экологическим налогом признаны:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– сбросы сточных вод;
– хранение, захоронение отходов производства;
– ввоз на территорию республики озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 3 %, но не более 5 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, влекут наложение штрафа в размере от 12 до 16 базовых величин (БВ) (п. 4 ст. 13.6 КоАП, в ред. от 15.07.2010).
От редакции:
В табл. 1 рассмотрен порядок отражения экологического налога по приведенной ситуации.
В табл. 2 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.
Ситуация 2. Льгота по уплате экологического налога возникает при условии согласования Инструкции по обращению с отходами
Суть нарушения
Общество с ограниченной ответственностью начало осуществлять деятельность по производству мебели в январе 2010 г. На момент проверки контролирующими органами в ноябре 2010 г. не была разработана и утверждена Инструкция по обращению с отходами производства. На начало года по данным учета в организации отходов не было. За период с января по октябрь 2010 г. образовалось 4 т отходов, которые не были вывезены на использование, и за накопленный объем отходов не произведена уплата экологического налога.
Комментарий контролирующих органов
Налоговая ошибка организации состоит в том, что у нее отсутствовала Инструкция по обращению с отходами и она должна была уплатить налог за хранение 4 т отходов. Размер суммы доначисленного экологического налога за 2009 г. составил 2 % от общей суммы исчисленных налогов обществом с ограниченной ответственностью за указанный период.
Обоснование нарушения
С 1 января 2010 г. порядок исчисления и уплаты экологического налога предусмотрен ст. 204–209 НК по ставкам налога за захоронение, хранение отходов, приведенным в приложении 8 к НК. Одним из оснований, дающих правона освобождение от уплаты экологического налога, является хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по их использованию (п. 2 ст. 205 НК). Инструкция по обращению с отходами должна быть представлена в течение 60 дней со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя для согласования в территориальный орган Минприроды РБ по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства (п. 3 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104, далее – Положение № 1104).
Советы эксперта на сегодняшний день
В настоящее время объектами обложения экологическим налогом не признают:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, которым не устанавливают нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК:
сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по их использованию;
хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих полихлорированные бифенилы;
захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год;
ввоз на территорию Республики Беларусь продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, являющейся неотъемлемой частью оборудования транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов;
транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в т.ч. содержащихся в продукции, через территорию республики.
Вышеприведенные условия, при которых не следует производить уплату экологического налога, определены в п. 2 ст. 205 НК.
Юридические лица, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также соблюдать их; обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения (ст. 17 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами", далее – Закон № 271-З).
Согласование инструкции должно быть оформлено грифом согласования, который состоит из слова "СОГЛАСОВАНО", наименования органа согласования, должности лица, с которым согласовывают инструкцию, его подписи и ее расшифровки, даты, и заверено печатью органа согласования. Срок действия согласования инструкции составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования (пп. 5–7 Положения № 1104).
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 1 %, но не более 3 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, влекут наложение штрафа в размере от 8 до 12 БВ (п. 3 ст. 13.6 КоАП, в ред. от 15.07.2010).
От редакции:
В табл. 3 рассмотрен порядок отражения экологического налога по приведенной ситуации.
В табл. 4 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.
Ситуация 3. Размер накопления отходов, превышающий объем перевозки одной транспортной единицей, подлежит налогообложению
Суть нарушения
Организация в течение 2009 г. занималась производством изделий из ПВХ (окна, двери) и в рамках осуществляемой деятельности разработала и утвердила Инструкцию по обращению с отходами производства. Чтобы не платить экологический налог, в Инструкции был определен объем накопления отходов, необходимый для перевозки одной транспортной единицей в размере 3 т. На основании данных первичного учета в организации за 2009 г. образовалось 8 т отходов. Из них 3 т было вывезено на использование, а 5 т на конец года осталось в накоплении. Данное обстоятельство организацией учтено не было, поэтому не произведена уплата экологического налога за хранение отходов производства сверх объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей.
Ошибка установлена в ходе выездной проверки налоговыми органами в апреле 2010 г.
Комментарий контролирующих органов
Фактически уплачивать экологический налог за хранение отходов производства необходимо, когда на конец отчетного налогового периода (квартал) произошло накопление отходов и нет права на применение льготы.
Ошибка организации состояла в том, что не была произведена уплата экологического налога за хранение 2 т отходов производства (5 т – 3 т), которые превысили объем отходов, необходимых для перевозки одной транспортной единицей. Размер суммы доначисленного экологического налога за 2009 г. составил 2 % от общей суммы исчисленных налогов организацией за указанный период.
Обоснование нарушения
Льготный объем накопленных отходов, необлагаемый экологическим налогом, был определен как объем, необходимый для перевозки одной транспортной единицей к местам использования и (или) обезвреживания (п. 21.10 Указа Президента РБот 07.05.2007 № 215 "О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания").
Требования к обращению с отходами производства предусмотрены актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства (п. 18 Закона № 271-З).
В 2009 г. основанием для освобождения от уплаты налога при временном хранении отходов производства являлась Инструкция по обращению с отходами производства, в которой должен быть определен объем, необходимый для перевозки одной транспортной единицей по каждому виду отходов, а условием – накопление отходов в отчетном налоговом периоде (квартал) не более объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей.
Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по обращению с отходами производства в 2009 г. был установлен Правилами, утвержденными постановлением Минприроды РБ от 28.11.2001 № 28.
Советы эксперта на сегодняшний день
В настоящее время подходы к льготному налогообложению по экологическому налогу в части возможности накопления объема отходов до одной транспортной единицы не изменились. Собственнику отходов производства для того, чтобы не платить экологический налог за хранение отходов, необходимо обеспечить за отчетный налоговый период вывоз всех образовавшихся отходов на использование, обезвреживание, захоронение. Хранение отходов допускается только в санкционированных местах их хранения. При временном хранении отходов санкционированные места хранения отходов должны быть определены Инструкцией по обращению с отходами.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период составляет более 1 %, но не более 3 % от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, влекут наложение штрафа в размере от 8 до 12 БВ (п. 3 ст. 13.6 КоАП, в ред. от 30.11.2010).
От редакции:
В табл. 5 рассмотрен порядок отражения экологического налога по приведенной ситуации.
В табл. 6 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.
Ситуация 4. Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает от уплаты экологического налога
Суть нарушения
Организация на протяжении 2008–2009 гг. занималась производством верхней одежды с применением упрощенной системы налогообложения (УСН). В течение этого периода она импортировала отдельные аксессуары к одежде, которые были упакованы в пластмассовую тару, и не производила уплату экологического налога в части платежа за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару. Нарушения установлено в ходе комплексной налоговой проверки в сентябре 2010 г.
Комментарий контролирующих органов
Судя по тому, что организация не исчисляла экологический налог в 2008–2009 гг., она полагала, что применение УСН освобождает от уплаты других платежей и налогов. Она не учла, что при УСН сохраняется общий порядок уплаты налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (п. 7 Положения об упрощенной системе налогообложения, утвержденного Указом Президента РБ от 09.03.2007 № 119). Размер суммы доначисленного экологического налога за 2009 г. составил 5 % от общей суммы исчисленных налогов унитарным предприятием за указанный период.
Обоснование нарушения
В проверяемом периоде объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую тару, подлежали налогообложению (ст. 2 Закона № 1335-XII).
Советы эксперта на сегодняшний день
С 1 января 2010 г. данный вид хозяйственной операции не является объектом исчисления экологического налога и с этой даты утратило силу действие Закона № 1335–XII. В настоящее время порядок уплаты налогов при применении УСН определен гл. 34 НК. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь; государственной пошлины; патентных пошлин; консульского сбора; оффшорного сбора; гербового сбора; сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК; прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг; обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты; НДС, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 177 200 000 бел. руб.; НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав доверительным управляющим при осуществлении им деятельности по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя) (подп. 2.2 п. 2 ст. 286 НК).
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 3 %, но не более 5 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, влекут наложение штрафа в размере от 12 до 16 БВ (п. 4 ст. 13.6 КоАП, в ред. от 15.07.2010).
От редакции:
В табл. 7 рассмотрен порядок отражения экологического налога по приведенной ситуации.
В табл. 8 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.