Быть ли европейскому опыту в Республике Беларусь?
Первым пунктом Правил предусмотрено, что договорные отношения между заказчиком и подрядчиком при их согласии можно регулировать путем применения международных типовых контрактов Международной федерации инженеровконсультантов (FIDIC) с учетом необходимостисоблюдения требований законодательства, в т.ч. настоящих Правил.
Обязательно ли письменное согласие заказчика на привлечение подрядчиком третьих лиц для выполнения работ?
Подрядчик вправе заключать договор с третьими лицами для выполнения отдельных видов строительных работ (если из договора не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренные в договоре строительные работы лично) только с письменного согласия заказчика (п. 29 Правил).
Гарантийный срок: по всем ли видам работ можно соблюсти требования?
Пункт 66 Правил является, пожалуй, одной из самых обсуждаемых норм данного документа.
По нормам названного пункта Правил на принятые в эксплуатацию объекты устанавливают гарантийный срок 5 лет, за исключением технологического и инженерного оборудования, гарантийные сроки на которое установлены заводом-изготовителем. При заключении договоров стороны вправе устанавливать более длительный гарантийный срок.
С одной стороны, увеличивая гарантийный срок на объект строительства, законодательство усиливает ответственность подрядчика за качество строительства.
С другой стороны, есть ряд работ и объектов, которые по техническим и иным требованиям физически не могут существовать 5 и более лет: например, объекты благоустройства, подъездные пути и др.
Исходя из этого в случае выполнения таких работ субподрядчиком их гарантийный срок еще более возрастает. В связи с этим полагаем, что из данной нормы должны быть произведены обоснованные изъятия.
Усиление ответственности как инструмент укрепления дисциплины
Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств отнесена к существенным условиям договора, а ее размер за большинство нарушений увеличен с 0,15 % до 0,2 % за каждый день просрочки.
По отдельным нарушениям размер ответственности увеличен еще больше. В частности, до 1 % от стоимости работ по устранению дефектов в день увеличен размер неустойки (пени) за несвоевременное устранение дефектов, указанных в актах заказчика, в т.ч. выявленных в период гарантийного срока (п. 85 Правил).
Кроме того, Правила содержат норму, в соответствии с которой по соглашению сторон установленные Правилами размеры ответственности могут быть увеличены.
Напомним, что ранее в договорах было запрещено превышать установленные Правилами размеры ответственности.
Полагаем, что достаточно было предоставить право устанавливать в заключаемых договорах соответствующие нормы ответственности.
В договоре предусматривают источник финансирования. Всегда ли можно знать заранее объемы финансирования?
К существенным условиям договора также отнесены источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год.
При реализации данной нормы необходимо понимать, что конкретные объемы финансирования не всегда известны на момент заключения договора или существуют неизменно в течение его исполнения. Получается, что в определенных случаях стороны не смогут заключить договор по причине неурегулированности вопросов финансирования даже в незначительной части либо будут вынуждены впоследствии вносить изменения в договор путем заключения дополнительных соглашений.
Более того, уменьшение предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год, является основанием для пересмотра сроков строительства (п. 75 Правил).
На практике возникают такие ситуации, когда договор на нормативный срок строительства заключают под выделяемые бюджетные средства. Но эти средства впоследствии выделяют в недостаточном количестве либо вообще снимают с графика финансирования. Как следствие, нормативный срок строительства не выдерживается. А в согласовании на продление получен отказ. И как достроить многомиллиардный объект?
Ни дня без согласования...
В Правилах установлено, что сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов.
В исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, производят по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства).
При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, изменение сроков строительства осуществляют по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.
В этом случае заказчик не позднее чем за 3 месяца (а для объектов, сроки строительства которых менее 6 месяцев, – не позднее чем за месяц) до окончания указанного в договоре срока строительства объекта обращается в соответствующий орган с заявлением, содержащим предложение о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию, и приложением к нему документов и сведений об объекте, содержащих информацию о заказчике, генеральном подрядчике, источниках финансирования, сметной стоимости строительства, проектной мощности объекта, сроках строительства, объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на дату обращения, причинах переноса срока ввода объекта.
Минстройархитектуры совместно с Минэкономики, местные исполнительные и распорядительные органы в 20-дневный срок выдают разрешение на изменение сроков строительства (согласовывают) или отказывают в согласовании.
В случае получения отказа в согласовании переноса срока окончания строительства участники обязаны завершить строительство объекта в установленные договором сроки (п. 17 Правил).
На наш взгляд, такой порядок целесообразно устанавливать исключительно для бюджетных строек.
Все ли включено в перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре предусматривают выплату целевых авансов?
По мнению автора, перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре могут предусматривать выплату целевых авансов, не является достаточным. К примеру, как быть в отношении трубопроводного транспорта при необходимости его обновления? Ведь по данным объектам выдача авансов не предусмотрена.
В заключение отметим, что автор не ставил задачу найти какие-либо недостатки в новом документе.
Полагаем, что при разработке документов, особенно таких серьезных и важных, нужно ввести в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, облисполкомов и Минского горисполкома обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.
И эта идея не нова – такую норму содержит Директива № 4.