– Игорь Николаевич, какие, на Ваш взгляд, моменты в «новейшей» истории налоговых органов наиболее значительны?
– В эпоху цифровой экономики для налоговой службы важно гармонично встроиться в жизнь граждан и стать для них незаметной. При этом немаловажным является и упор на сервисность: предложить плательщикам качественные услуги, которыми будет удобно и понятно пользоваться.
С 2013 г. внедрен и активно развивается функционал Личного кабинета плательщика, реализованный как для субъектов бизнеса, так и для физических лиц.
Открытые электронные сервисы локализованы на официальном сайте МНС (nalog.gov.by) в разделе «Электронные сервисы».
В 2019 г. осуществлен перевод Личного кабинета плательщика на новую технологическую платформу, которая позволяет работать в Личном кабинете, используя более широкий спектр электронных устройств.
Создан функционал, позволяющий в Личном кабинете плательщика получить проект налоговой декларации о подоходном налоге с физических лиц с уже внесенными сведениями в отношении данного физического лица, которыми располагает налоговый орган. Проект налоговой декларации может быть дополнен, изменен и направлен в налоговый орган в электронном виде.
Такой же возможностью располагают организации, формирующие декларации по налогу на игорный бизнес.
Через Личный кабинет плательщиков оповещают о наличии задолженности или переплате по налоговым платежам в бюджет.
На новой платформе представлена версия объединенного Личного кабинета физического лица и индивидуального предпринимателя. Эта версия позволяет войти в Личный кабинет, используя личный ключ электронной цифровой подписи, мобильную ЭЦП либо учетную запись и пароль.
Субъект хозяйствования может дополнить или изменить информацию в Личном кабинете (адрес электронной почты, телефоны бухгалтера, директора). При этом данные изменения будут автоматически загружены во все информационные системы МНС.
Новый сервис «Узнать о жалобе» позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям просмотреть информацию о жалобах в налоговый орган за указанный период и о ходе их рассмотрения.
На протяжении всей своей деятельности налоговые органы стремились к повышению качества своей работы. Реализован комплекс мероприятий, направленных на формирование фирменного стиля и имиджа налоговых органов Республики Беларусь. Целью таких мероприятий было создание имиджа налоговой службы как современного, эффективного и инновационного органа исполнительной власти, основанного на продуктивном взаимодействии с плательщиками.
В частности, в октябре 2016 г. был создан первый в Беларуси Центр обслуживания плательщиков (далее – ЦОП) в инспекции МНС по Московскому району г. Минска.
ЦОП – это оптимизация работы и повышение производительности труда управлений (отделов) по работе с плательщиками, отделов (секторов) информационно-разъяснительной работы, управлений (отделов) налогообложения физических лиц с помощью современного программного комплекса для организации приема плательщиков и распределения потоков посетителей с помощью системы электронной очереди.
Такая организация работы изменила подход в работе с плательщиками непосредственно в инспекциях.
С использованием системы электронной очереди организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам оказывается порядка 60 видов услуг, в т.ч. юридическим лицам – 20, индивидуальным предпринимателям – 17, физическим лицам – 23.
Самыми востребованными услугами являются представление налоговых деклараций (расчетов) индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (30,2 %), разъяснение налогового законодательства (12,9 %), подача заявлений на сдачу внаем жилья (8,3 %), уплата единого налога и ремесленного сбора (7,8 %).
Полученный опыт позволил создать аналогичные центры в 31 инспекции страны. В 2020 г. планируется завершить процесс создания ЦОПов открытием еще шести таких центров.
Одним из новшеств является возможность плательщиков оценить качество полученных услуг и процесса обслуживания, используя для этого специальные терминалы. В результате мы узнали, что 93 % плательщиков оценивают качество налогового обслуживания в ЦОП на «пять» по 5-балльной шкале.
Организация ЦОП изменила подход в обслуживании плательщиков непосредственно в инспекциях. Начался постепенный уход от закрепления плательщиков за конкретными инспекторами и переход на экстерриториальный принцип обслуживания, что очень важно с точки зрения повышения качества предоставляемых услуг.
В 2019 г. плательщикам – физическим лицам было предоставлено право обращения в налоговый орган за получением услуги независимо от места постановки на учет, места жительства. Использование экстерриториального принципа позволило в значительной степени сократить издержки плательщиков, повысить качество их обслуживания, создать более комфортные условия для добровольного исполнения налоговых обязательств. На 1 января 2020 г. таким правом физические лица воспользовались порядка 5 000 раз, из них почти половина – по вопросам осуществления административных процедур.
Учитывая положительный опыт взаимодействия физических лиц с налоговыми органами по экстерриториальному принципу, в настоящее время рассматривается вопрос о предоставлении такого права также индивидуальным предпринимателям, а в дальнейшем и юридическим лицам.
– Сегодня одним из новшеств является предварительный камеральный контроль. Что можно сказать об этом?
– С 2018 г. начат процесс совершенствования порядка предварительного камерального контроля, который позволяет плательщикам на стадии заполнения и направления деклараций выявить ошибки заполнения и включает автоматизацию расчета отдельных показателей деклараций, где это установлено формой декларации или инструкцией по ее заполнению; обязательное заполнение ряда показателей деклараций (ОКЭД, фонд заработной платы, численность работников и т.п.); заполнение (незаполнение) отдельных показателей деклараций соответствующими категориями плательщиков; невозможность представления плательщиками деклараций, по которым камеральным контролем выявлены серьезные ошибки.
В 2019 г. этот порядок усовершенствован. Перечни камеральных контролей дополнены новыми контролями, в т.ч. по декларациям и балансам по алкоголю и табаку. Создан журнал сообщений, направляемых плательщикам по результатам предварительного камерального контроля.
– Госпрограммой «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» определены задачи налоговой политики до 2025 г., в т.ч. повышение эффективности налогового администрирования, создание условий для повышения уровня исполнения плательщиками обязанности по уплате налогов, сборов (пошлин). Как планируется реализовать эти задачи?
– Определено несколько основных направлений работы. Одно из них – развитие IT-инфраструктуры налоговых органов путем перехода на полную цифровую организацию процессов налогового администрирования. Это поспособствует качественному внедрению системы управления рисками несоблюдения плательщиками законодательства. Внедрение такой системы позволит оперативно и эффективно воздействовать на риски потерь бюджета на всех уровнях территориально-организационной структуры налоговых органов.
Второе направление – создание условий для добровольного и необременительного исполнения плательщиками налоговых обязательств.
Стратегической целью является заполнение за плательщика налоговых деклараций на основе данных, имеющихся в налоговых органах, а также незаметное встраивание в бизнес-среду для тесного взаимодействия с цифровыми процессами внутри компании-плательщика в реальном времени для правильной, а в идеале – автоматической уплаты налогов.
Третье направление работы – повышение эффективности деятельности налоговых органов путем централизации их функций на уровне МНС и внедрение дистанционного обучения работников налоговых органов без отрыва от производства.
– Как развивается институт налоговых консультантов?
– Налоговое консультирование – отдельный вид предпринимательской деятельности, а налоговые консультанты – специалисты, помогающие клиентам свое-временно и качественно исполнять свои налоговые обязательства, подтвердившие высокий профессиональный уровень и практические навыки, успешно пройдя квалификационные испытания. Следует отметить, что квалификационные аттестаты налоговых консультантов получают порядка 40 % претендентов. На 1 июля 2020 г. успешно сдали квалификационный экзамен 488 специалистов.
В настоящее время к услугам налоговых консультантов в большей степени прибегают организации и индивидуальные предприниматели. Потребность в налоговом консультировании все чаще испытывают и физические лица.
Использование услуг налоговых консультантов становится нормой. Это могут быть и заполнение налоговых деклараций (расчетов), разъяснения налогового законодательства, планирование текущей и инвестиционной деятельности, и комплексное обслуживание клиента на постоянной основе. С 2020 г. в сферу деятельности налоговых консультантов входит независимая оценка соблюдения клиентами налогового законодательства, востребованная, к примеру, при смене учредителей, руководителей, главных бухгалтеров, реструктуризации организаций и в иных случаях.
Налоговыми органами продолжается работа по повышению уровня общественного доверия к правовым институтам в сфере налогового консультирования, укреплению профессионального имиджа налогового консультанта.
– Принято говорить о том, что волнует налогоплательщиков. А что волнует сегодня налоговиков?
– Повышение собираемости налогов, успех масштабных проектов в сфере налогового администрирования напрямую зависят от степени доверия плательщиков, открытости налоговых органов, достаточно комфортной среды для исполнения налоговых обязательств, качественного оказания государственных услуг. Эти вопросы требуют от нас особого внимания и заботы.
– Спасибо за интервью. Редакция журнала «Главный Бухгалтер» поздравляет налоговую службу с юбилейной датой!
Подготовила Ирина Найдович, редактор журнала «Главный Бухгалтер»