В отношении ликвидируемого предприятия проведена выездная проверка за 5 лет, предшествующих началу проверки. По ее окончании налоговый орган вручил директору акт проверки и направил предприятию уведомление в рамках камерального контроля с предложением подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль по отдельным хозяйственным операциям, период совершения которых совпадает с проверенным периодом, по которому уже составлен акт выездной налоговой проверки, но еще не вынесено решение |*|.
1. Законны ли в данном случае действия налоговой инспекции, ведь повторные проверки за один и тот же период по одним и тем же вопросам не допускаются?
Законны, поскольку действующее законодательство не ограничивает право налоговой инспекции на проведение камеральной проверки за период, который уже проверен в ходе выездной проверки.
Обоснуем наш ответ с учетом норм:
– Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510);
– Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Ограничение по повторности проверок установлено нормами п. 15 Указа № 510. Вместе с тем проверки при ликвидации организаций проводятся в рамках НК (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК). Единственным исключением из этого правила являются проверки, которые были включены в план выборочных проверок. Так, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в план выборочных проверок, то такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения выборочной проверки (часть третья подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1).
Но даже если проверка проводилась бы в соответствии с Указом № 510, то его действие не распространяется на камеральные проверки (абз. 19 п. 23 Ука-за № 510).
Следовательно, ограничения, установленные п. 15 Указа № 510, применимы только в случае, когда проверка при ликвидации проводится в соответствии с Указом № 510, поскольку аналогичного ограничения в НК не содержится, но не распространяются на камеральные проверки.
С формальной точки зрения НК не устанавливает запрет для одновременного применения норм налогового контроля в форме камеральной проверки и выездной проверки (ст. 72–74 НК).
Поэтому в описанной ситуации признать действия налоговой инспекции незаконными не представляется возможным, так как нет нарушенного предписания закона, ограничивающего права налоговой инспекции на проведение камеральной проверки за период, который уже проверен в ходе выездной проверки, в т.ч. и в рамках Указа № 510.
2. Если предприятие устранит выявленные камеральным контролем ошибки, указанные в уведомлении, будет ли оно привлечено к административной ответственности за эти ошибки в рамках проверки, проводимой при ликвидации предприятия?
Нет, если ошибки будут устранены до составления акта по результатам камеральной проверки.
Выявленная в результате камеральных проверок неуплата или неполная уплата суммы налога, совершенная должностным лицом предприятия по неосторожности, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ (ч. 2 ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).
Однако добровольное исполнение плательщиком предложений, изложенных в уведомлении налоговой инспекции (в нашем случае это подача уточненной декларации по налогу на прибыль и исполнение налогового обязательства по налогу на прибыль), до составления акта камеральной проверки позволяет плательщику избежать административной ответственности за неуплату налогов, установленной пп. 1–6 ст. 13.6 КоАП |*|.
Отметим, что при подаче уточненной декларации предприятию придется заплатить пени (п. 2 ст. 55 НК), которые рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка за каждый день просрочки (часть первая п. 4 ст. 55 НК).
Справочно: неуплата или неполная уплата суммы налога не является административным правонарушением, если плательщиком внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной про-верки (п. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП).
Компания, выплатившая российской организации роялти, при оформлении декларации по налогу на доходы указала в ней льготную ставку нало-га на доходы, предусмотренную нормами Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с Россией).
Сертификат о налоговом резидентстве российского контрагента, позволяющий применить льготу, на момент оформления декларации находился в стадии согласования с компетентным органом России (есть письмо от российской организации).
По истечении 2 дней со дня подачи декларации по налогу на доходы компания получила от налоговой инспекции уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней с даты направления уведомления подтвердить документально льготу по налогу на доходы или подать уточненную декларацию по налогу на доходы.
Может ли компания продлить срок, указанный в уведомлении, на срок, необходимый для получения сертификата о налоговом резидентстве своего контрагента?
Может. Для этого компании надо направить в налоговый орган заявление в электронном или письменном виде с обоснованной просьбой о продлении срока.
Обоснуем наш ответ.
При выявлении в ходе последующего этапа камеральной проверки неполноты сведений, ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) документах, представленных плательщиком в соответствии с законодательством, их несоответствия документам и (или) информации, имеющимся в налоговом органе, либо непредставления налоговой декларации (расчета) при наличии (установлении) объектов налогообложения плательщику направляется уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней со дня его направления представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы, либо представить налоговую декларацию (расчет). Уведомление по установленной форме направляется в электронном или письменном виде. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа на основании поданного плательщиком заявления с обоснованием необходимости его продления (п. 8 ст. 73 НК).
Важно! Срок в 10 рабочих дней не является ограничительным. Он может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа на основании поданного плательщиком заявления с обоснованием необходимости его продления (часть вторая п. 8 ст. 73 НК).
Продление срока позволит компании выиграть время для получения необходимого сертификата и подтвердить право на льготную ставку по налогу на доходы.
В организации началась выборочная проверка, которая через 10 дней после ее начала была приостановлена в связи с направлением запросов в отдел финансовых расследований (далее – ОФР). ОФР стал вызывать работников организации на допросы.
В то же время проверяющие разъяснили, что проверка после получения ответа на запрос будет не только возобновлена, но и продлена.
Законно ли продление проверки после того, как проверка была приостановлена и срок ее проведения еще не истек?
Базовый срок |*|, установленный для проведения выборочной (внеплановой) проверки в отношении юридических лиц, составляет 30 рабочих дней (п. 26 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510; далее – Положение).
То есть при вручении предписания на проведение выборочной (внеплановой) проверки срок такой проверки может быть меньше, но не больше 30 рабочих дней.
Справочно: нормы п. 26 Положения не применяются в отношении внеплановой тематической оперативной и дополнительной проверок.
Вместе с тем нельзя игнорировать нормы пп. 27 и 28 Положения.
Так, п. 27 Положения предусмотрено право контролирующего органа на приостановление по решению руководителя или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом) при наличии следующих обстоятельств:
– проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;
– необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
– направление запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
– необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь;
– невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.
То есть право на приостановление проверки у налоговой инспекции однозначно есть. Однако, исходя из содержания вопроса, обращает на себя внимание тот факт, что запрос направлен в ОФР. Несомненно, ОФР – орган государственный и компетентный, но следует понимать, что при проведении налоговой проверки налоговая инспекция не может направить в ОФР запрос о разъяснении норм налогового законодательства, так как разъяснять применение норм налогового законодательства является обязанностью именно налоговых органов (подп. 1.8 п. 1 ст. 108 НК). Исходя из характера полномочий и сферы деятельности ОФР |*|, определенных в нормативных правовых актах, возможно, направлен не совсем запрос, так как сотрудников проверяемого юридического лица вызывают на допросы или опросы.
В такой ситуации ваша организации может подать жалобу на незаконные действия проверяющих, так как приостанавливать проверку налоговые органы имеют право в рамках закона, а значит, по основаниям, установленным п. 27 Положения, и перечень этих оснований четкий и закрытый.
Что касается продления срока проведения проверки, то в соответствии с нормами п. 28 Положения по решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя проведение выборочной проверки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований, встречных проверок и др.).
Следовательно, после приостановления проверки в соответствии с п. 27 Положения налоговая инспекция имеет законное право на однократное продление срока проведения выборочной проверки.
Таким образом, налоговая инспекция вправе и приостановить проведение выборочной проверки от 3 до 6 месяцев, и затем однократно продлить срок проведения такой проверки. Безусловно, при соблюдении требований п. 27 Положения по основаниям такого приостановления.
Важно! Однократное продление выборочной проверки не требует обоснования.
Также следует иметь в виду, что в соответствии с нормами части второй п. 26 Положения сроки проведения проверки, указанные в части первой п. 26, пп. 27 и 28 Положения, не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.
Это означает, что проверки по поручению органов уголовного преследования проводятся в сроки, установленные в таком поручении, а приостановление и продление такой проверки осуществляются опять же по согласованию с этим органом.