Ситуация
Организация при декларировании товара неверно указала код ТН ВЭД ЕАЭС
В организации, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность (далее – ВЭД), проведена камеральная таможенная проверка. В ходе проверки была выявлена неполная уплата таможенных платежей, образовавшаяся по причине указания в декларации на товары неверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В результате организация неправильно применила ставку ввозной таможенной пошлины (5 % вместо 15 %).
По результатам камеральной проверки был составлен акт таможенной проверки. В решении по акту организации было предложено доплатить таможенные платежи.
От редакции
ТН ВЭД ЕАЭС – это товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Код ТН ВЭД ЕАЭС включает в себя 10 цифр. Первые четыре цифры ТН ВЭД говорят о принадлежности продукции к определенной группе. Последующие цифры конкретно классифицируют продукцию по наименованию. Правильная классификация продукции по коду ТН ВЭД ЕАЭС определяет размер платежей при таможенном оформлении и виды обязательных разрешительных документов, необходимые для оформления (сертификаты, декларации, пожарный сертификат или свидетельство о государственной регистрации продукции).
Камеральная таможенная проверка: порядок проведения и оформления результатов
Порядок проведения камеральной таможенной проверки регулируется нормами:
– ТК ЕАЭС [1];
– Закона № 129-З [2];
– постановления ГТК № 41 [3];
– НК [4].
Она проводится:
– по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу;
– без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки;
– путем изучения сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств – членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица;
– без ограничений периодичности их проведения (ст. 332 ТК ЕАЭС ).
По результатам камеральной таможенной проверки, в ходе которой выявлены нарушения таможенного законодательства (ЕАЭС или Республики Беларусь), не позднее 3 рабочих дней со дня ее окончания составляется акт таможенной проверки в 2 экземплярах по форме, утвержденной постановлением ГТК № 41 (содержится в приложении 4 к данному постановлению)|*|.
* Рекомендации практикующего юриста по решению спорных вопросов, возникающих в ходе налоговых проверок
Экземпляр акта не позднее 5 календарных дней со дня его составления направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Важно! Результаты камеральной таможенной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения таможенного законодательства, документально не оформляются.
Решение по акту проверки принимается:
– начальником таможенного органа, проводившего камеральную таможенную проверку, или уполномоченным им заместителем;
– по истечении 20 рабочих дней со дня направления проверяемому лицу акта, а в случае подачи возражений – 5 рабочих дней со дня направления проверяемому лицу заключения по этим возражениям.
Решение по акту направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее 5 календарных дней со дня его вынесения.
Обращаем внимание, что по результатам проведения камеральной таможенной проверки, в т.ч. при непредставлении по требованию таможенного органа в установленный срок документов и (или) сведений, может назначаться выездная таможенная проверка.
Важно! Взыскание таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, процентов, пеней не производится, если требование об их уплате, решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту камеральной таможенной проверки не предъявлено в течение 5 лет со дня наступления срока их уплаты.
Когда у организации – участника ВЭД возникает необходимость уплаты таможенных платежей?
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата ввозных таможенных пошлин, «ввозного» НДС и иных налогов (при необходимости), специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, ввозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей (ст. 135 ТК ЕАЭС ).
Обязанность по уплате вышеперечисленных таможенных платежей в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, у декларанта:
– возникает – с момента регистрации таможенным органом декларации на товары;
– прекращается – при ее исполнении (п. 1 и подп. 2 п. 3 ст. 136 ТК ЕАЭС ).
В отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС ).
Как следует из ситуации, при проведении камеральной таможенной проверки должностными лицами таможни установлено, что организация-декларант исполнила обязанность по уплате таможенных платежей своевременно, но неправильно – заявленные товары подлежат классификации по другому коду единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Именно данный факт оказал влияние на размер подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины и явился причиной доначисления таможенных пошлин, налогов, пени |*|.
* Порядок отражения штрафов и пеней в бухгалтерском и налоговом учете
Может ли организация – участник ВЭД доплатить таможенные платежи без уплаты пени?
Такая возможность есть у организаций. Давайте ее рассмотрим.
Пенями признается денежная сумма, которую плательщик должен уплатить в случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздний срок по сравнению со сроком, установленным налоговым или таможенным законодательством (п. 1 ст. 55 НК ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством |*| сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства.
* Когда налоговый орган не вправе принудительно взыскивать пени
Так, днем уплаты налога, сбора (пошлины), пеней признается:
1) день выдачи банку платежной инструкции на перечисление налога, сбора (пошлины), пеней, в т.ч. посредством ее представления на бумажном носителе, направления в электронном виде с использованием системы дистанционного банковского обслуживания, системы расчетов с использованием электронных денег при наличии на счете, в электронном кошельке средств, достаточных для исполнения банком такой платежной инструкции (подп. 2.1 п. 2 ст. 38 НК );
2) день внесения для перечисления сумм налога, сбора (пошлины), пеней наличных денежных средств в банк, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган, налоговый или таможенный орган, организацию связи Минсвязи Республики Беларусь либо в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством, в иную уполномоченную организацию (подп. 2.2 п. 2 ст. 38 НК );
3) день осуществления платежа с использованием банковской платежной карточки либо ее реквизитов в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты сумм налога, сбора (пошлины), пеней (подп. 2.3 п. 2 ст. 38 НК );
4) день исполнения банком платежных инструкций на уплату сумм налога, сбора (пошлины), пеней со счетов Минфина Республики Беларусь, главных управлений Минфина по областям и г. Минску – в случае исполнения налоговых обязательств плательщика за счет средств бюджета (подп. 2.4 п. 2 ст. 38 НК );
5) день зачисления в соответствующий бюджет денежных средств в белорусских рублях – при уплате налога, сбора (пошлины), пеней с покупкой банком иностранной валюты, а также при перечислении плательщиком причитающихся к уплате сумм налога, сбора (пошлины), пеней в иностранной валюте из-за пределов Республики Беларусь (подп. 2.5 п. 2 ст. 38 НК );
6) день, когда денежные средства в счет уплаты сумм налога, сбора (пошлины), пеней приняты платежным агентом посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (подп. 2.6 п. 2 ст. 38 НК );
7) при обращении (зачете) в таможенные платежи сумм обеспечения:
– внесенных на текущий (расчетный) банковский счет Минфина Республики Беларусь в белорусских рублях, – день, указанный в вышеперечисленных пунктах (подп. 2.1–2.6 п. 2 ст. 38 НК) (в зависимости от формы уплаты такого обеспечения), применительно к уплате сумм обеспечения;
– внесенных на текущий (расчетный) банковский счет таможни в случаях, предусмотренных законодательством, в иностранной валюте, – день подачи в таможню письменного заявления об обращении сумм обеспечения в таможенные платежи (подп. 2.7 п. 2 ст. 38 НК ).
В соответствии с таможенным законодательством допускается:
– засчитывать суммы авансовых платежей в таможенные платежи, проценты, пени, суммы обеспечения, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь.
Применительно к уплате сумм авансовых платежей днем уплаты налогов, сборов (пошлин), процентов, пеней признается день, указанный в подп. 2.1–2.6 п. 2 ст. 38 НК (в зависимости от формы, в которой были уплачены такие суммы);
– обращать (засчитывать) суммы обеспечения в таможенные платежи, проценты, пени, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь (п. 4 ст. 38 НК ).
Таким образом, положения пп. 2 и 4 ст. 38 НК дают практическую возможность осуществить уплату таможенных платежей без пени платежными документами, оформленными до даты выпуска товаров, в т.ч. путем использования сумм авансовых платежей или сумм обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов |*|.
* Порядок зачета в счет уплаты налога переплаты по другим налогам, пеням
Рассмотрим вышеизложенное на примерах.
Пример 1
Отсутствие пени
Организация 14.01.2020 поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары. Таможенными органами 20.10.2020 проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой было установлено, что таможенная пошлина исчислена в декларации на товары неверно. В результате у организации образовалась неисполненная обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины на сумму 325 бел. руб. Организации было рекомендовано доплатить недостающую сумму ввозной таможенной пошлины. У организации были авансовые платежи, внесенные на счет таможенного органа 25.12.2019 в размере 400 бел. руб.
В результате подачи корректировки декларации на товары денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, были засчитаны в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. В указанном случае пеня не подлежит исчислению и уплате.
Пример 2
Уплата пени
Организация 25.02.2020 поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары. Таможенными органами 25.08.2020 проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой было установлено, что ставка акцизов применена неверно. В результате у организации образовалась неисполненная обязанность по уплате акциза на сумму 128 бел. руб. Ей было рекомендовано доплатить недостающую сумму акциза. У организации были денежные средства, внесенные в качестве обеспечения на 25.03.2020 в размере 130 бел. руб.
В результате подачи корректировки декларации на товары денежные средства, внесенные в качестве сумм обеспечения, были засчитаны в счет уплаты акциза, а также были уплачены пени, исчисленные за период с 26.02.2020 по 25.03.2020 |*|.
* Рекомендации бухгалтеру: что делать, если не хватает денег на уплату налогов
Административная ответственность
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК ).
Поскольку в приведенной ситуации организация уплатила таможенные платежи на дату выпуска товаров не в полном объеме, таможенными органами будет проведена проверка по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.6 КоАП [5] |**|.
** Когда организацию и ее должностных лиц могут привлечь к административной ответственности
Справочно: неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа, иных сборов и пошлин, взимаемых таможенными органами, на сумму более 10 базовых величин (далее – БВ), в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы, но не менее 2 БВ.
Если организация исполнит обязанность по уплате таможенных платежей в добровольном порядке в полном объеме, возможно, будет рассмотрен вопрос об освобождении от административной ответственности.