Ситуация
Индексация заработной платы руководителя РУП
В ходе проверки республиканского унитарного предприятия (далее – РУП) проверяющие установили, что бухгалтер по заработной плате индексировал заработную плату руководителя предприятия в связи с инфляцией.
По мнению проверяющих, проведение такой индексации противоречит принципу формирования заработной платы руководителя, закрепленному в п. 1 Положения № 597 [1], и является нарушением порядка ее выплаты.
РУП считает, что индексация относится к выплатам единовременного характера, перечень которых не конкретизирован Положением № 597 |*|.
Кто прав в данной ситуации?
В данной ситуации правы проверяющие. Действующее законодательство не предусматривает проведение индексации заработной платы руководителей государственных организаций в связи с инфляцией.
Обоснуем наш вывод.
Общий порядок индексации доходов граждан республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих на территории Беларуси доходы в денежных единицах Республики Беларусь, в связи с инфляцией, вызываемой ростом цен на потребительские товары и услуги на территории нашей страны, определен Законом № 476-XII [2].
Законом № 476-XII предусмотрена обязанность проводить индексацию доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь, получаемых только из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) (ст. 1 Закона № 476-XII).
Физическим лицам, получающим денежные доходы на территории республики из других источников, потери от инфляции могут возмещаться за счет средств организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями) (часть вторая ст. 2 Закона № 476-XII).
Условия оплаты труда руководителей государственных организаций определены Положением № 597 , в соответствии с которым предусмотрена следующая структура заработной платы:
1) оклад (пп. 2–5 Положения № 597);
2) выплаты стимулирующего характера (надбавки, премии, бонусы, вознаграждения, выплачиваемые по результатам финансово-хозяйственной деятельности) (пп. 6, 8 Положения № 597);
3) иные выплаты (п. 7 Положения № 597).
К иным выплатам отнесены:
– материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска;
– материальная помощь (единовременные выплаты) по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном правовом акте, принятом в установленном порядке.
Действительно, Положением № 597 не конкретизированы виды выплат, относимые к единовременным. В то же время подробная классификация видов выплат содержится в Указаниях № 92 [3]: суммы индексации заработной платы в связи с инфляцией отнесены к заработной плате за выполненную работу и отработанное время (подп. 62.4 п. 62 Указаний № 92) и не соотносятся с выплатами единовременного характера.
Условия оплаты труда руководителей, предусмотренные Положением № 597, определяются на основании его норм, а также принятых в соответствии с ним решений (приказов) органов, уполномоченных заключать контракты, и устанавливаются в контрактах, заключаемых с руководителями (п. 10 Положения № 597).
Таким образом, Положением № 597 не предусмотрена индексация заработной платы руководителя государственной организации в связи с инфляцией. Сказанное соответствует общему принципу формирования заработной платы руководителя, закрепленному п. 1 Положения № 597: в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемой организации |*|.
Мнение эксперта
Если в акте проверки бухгалтер будет фигурировать как лицо, виновное в допущении суммы ущерба, то к нему может быть применена административная или уголовная ответственность.
Кроме этого, наниматель может применить к нему дисциплинарную ответственность и взыскать с него ущерб за действие (бездействие), которым причинен ущерб нанимателю.
Сумма ущерба может быть погашена:
– добровольно (ст. 401 ТК [4]).
Такое возмещение может быть полным или частичным и возможно лишь в том случае, если бухгалтер считает, что:
– в допущении ущерба виноват только он один;
– сумма ущерба определена актом проверки правильно.
Для возмещения причиненного ущерба работник с согласия нанимателя может передать равноценное имущество или исправить поврежденное;
– принудительно (ст. 408 ТК).
Ущерб, допущенный по вине работника, может быть взыскан нанимателем в размере до 3 среднемесячных заработных плат работника |*|.
Такое право предоставляет руководителям организаций подп. 3.6 п. 3 Декрета № 5 [5] (прим. согласно части первой ст. 408 ТК – в размере, не превышающем средний месячный заработок работника).
При этом при каждой выплате заработной платы размер такого удержания (при взыскании сумм, в т.ч. по исполнительным документам, – общий размер всех удержаний) не может превышать 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику, если возможность большего размера удержания (общего размера всех удержаний) не установлена законодательными актами.
Справочно: учитывая, что между нормами части первой ст. 408 ТК и подп. 3.6 п. 3 Декрета № 5 есть коллизия, Закон Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов» привел указанную статью и иные нормы ТК в соответствие с Декретом № 5. Новая редакция ТК вступит в силу с 28 января 2020 г.
Отметим, что ТК не предусматривает оснований для увольнения бухгалтера в случае отказа добровольно погасить ущерб.
При удержании ущерба наниматель обязан:
1) потребовать от работника письменное объяснение;
2) издать после получения объяснения распоряжение;
3) ознакомить работника с распоряжением под роспись.
Распоряжение должно быть обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику.
Важно! Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, следует считать день подписания руководителем акта такой проверки.
В остальных случаях ущерб возмещается в судебном порядке.