Ситуация
Основания для принудительного взыскания пени с организации
Иностранная организация, осуществляющая на территории Республики Беларусь деятельность через постоянное представительство (строительная площадка), подала в налоговый орган заявление на снятие с учета в связи с прекращением деятельности.
По данному обстоятельству налоговый орган провел выездную проверку данного плательщика. По результатам проверки были установлены нарушения налогового законодательства и составлен акт проверки.
Иностранная организация согласилась с доводами проверяющих, изложенными в акте проверки, и до вручения ей решения уплатила все налоги, указанные в акте проверки.
По истечении некоторого времени налоговый орган принудительно взыскал пени по результатам проверки, мотивируя свои действия нормами п. 8 ст. 42 НК [1], а также тем, что в отношении плательщика уже имеется вынесенное решение по акту проверки |*|.
* Вопрос о заполнении книги проверок при проведении камеральной проверки
Правомерны ли действия налогового органа, если решение по акту проверки еще не вручено плательщику?
Действительно, неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
Однако принудительное взыскание пеней на основании решения по акту проверки, вынесенного налоговым органом, но не врученного плательщику в установленном порядке, является злоупотреблением правом, установленным п. 1 ст. 62 НК , и исключает право плательщика на добровольную уплату пеней.
Таким образом, действия налогового органа в данной ситуации неправомерны.
Обоснуем нашу позицию.
Иностранные организации, чья деятельность образует постоянное представительство, имеют такие же права и несут обязанности в сфере налогообложения, как и белорусские организации.
Снятие иностранной организации с налогового учета в Республике Беларусь осуществляется в течение 10 рабочих дней, но по истечении 12 месяцев со дня исполнения иностранной организацией налоговых обязательств, а также уплаты ею пеней, если в течение этого периода в налоговый орган не поступали сообщения о дополнительных основаниях для постановки на учет (п. 4 ст. 70 НК).
В целях выявления наличия или отсутствия налоговых обязательств у постоянного представительства иностранной организации перед бюджетом Республики Беларусь при прекращении на территории республики деятельности постоянных представительств иностранных организаций налоговыми органами проводится выездная проверка (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК ).
Порядок проведения выездной проверки, как и оформления результатов проверки, регламентирован нормами ст. 72–81 НК .
По общему правилу решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, вручаются плательщику или его представителю под роспись.
При неявке плательщика или его представителя в налоговый орган для получения решения и (или) требования, либо отказе от получения указанных документов под роспись, либо отсутствии плательщика по месту нахождения, указанному в учредительных документах и (или) последнему известному налоговому органу, в решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) делается соответствующая запись и они направляются заказным письмом с уведомлением о вручении по последнему известному налоговому органу месту нахождения плательщика или его представителя.
Указанные документы считаются полученными плательщиком по истечении 3 дней со дня такого направления (п. 8 ст. 81 НК ).
Давайте рассмотрим отличия акта проверки от решения по акту проверки.
Форма акта проверки утверждена постановлением № 24 [2] и содержится в приложении 2 к нему.
В акте проверки на дату подписания его плательщиком содержится только сумма о доначисленных налогах, сборах, пошлинах, подлежащих уплате в бюджет Республики Беларусь по результатам проверки. То есть информация о пени в акте отсутствует.
Это значит, что, получив акт проверки, плательщик может оплатить либо оспорить только сумму налогов, доначисленных по результатам проверки.
Что плательщик и сделал – получил акт проверки, согласился с выво-дами проверяющих и оплатил доначисленные суммы налогов.
Решение по акту проверки выносится:
– в течение 30 рабочих дней с даты вручения плательщику акта проверки;
– по форме, указанной в приложении 3 к постановлению № 24 .
То есть налоговому органу отводится 30 рабочих дней для подготовки решения, а также расчета пени за несвоевременную уплату налогов, доначисленных по акту проверки, в т.ч. за период от даты вручения акта проверки плательщику и до даты вынесения решения по акту (п. 7 ст. 81 НК ).
Форма решения по акту проверки предусматривает указание не только сумм доначисленных налогов, но и суммы пени, рассчитанной налоговым органом.
При этом терминология формы решения свидетельствует о том, что суммы пени «подлежат уплате» плательщиком.
Таким образом, только с даты вручения плательщику решения по акту проверки последний может уплатить пени, так как до получения решения плательщик не знает размер пени, подлежащей уплате.
Кроме того, принудительное взыскание налога, сбора, пошлины, пеней за счет денежных средств на счетах плательщика производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, принятого по установленной форме (п. 1 ст. 62 НК ).
Вышеприведенные нормы дают однозначное понимание неправомерности действий налогового органа в части принудительного взыскания пеней до вручения плательщику решения по акту проверки |*| – плательщик не может добровольно исполнить свои обязанности по уплате пени при отсутствии официального документа, содержащего суммы пеней к уплате.