Указом № 181 предусмотрен рекомендательный характер применения ЕТС
Коммерческим организациям предоставлено право самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников РБ (далее – ЕТС) при определении условий оплаты труда работников (п. 1 Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного тарифного регулирования в области оплаты труда" (далее – Указ № 181)).
Пунктом 2 Указа № 181 установлено, что:
– коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения ЕТС, обязаны обеспечить недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения; установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход; соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде;
– тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций могут быть повышены нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом РБ;
– общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам организаций, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, следует относить на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включать в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах норматива – 80 % суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом (далее – норматив), если иное не установлено Президентом РБ;
– порядок использования средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, в пределах установленного норматива определяет наниматель на основании коллективного договора, соглашения, иноголокального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством.
Указ № 181 предусмотрел рекомендательный характер по применению ЕТС и расширил права нанимателей в части формирования условий оплаты труда их работников.
Таким образом, условия оплаты труда работников могут быть установлены как с применением тарифных коэффициентов, предусмотренных ЕТС, и тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, так и с применением иной новой гибкой системы оплаты труда, в основе которой работникам будут установлены тарифные ставки (оклады) в соответствии с Трудовым кодексом РБ (далее – ТК).
Справочно: трудовой договор (контракт) должен содержать в качестве обязательных условий, помимо иных, условия оплаты труда, в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (ст. 19 ТК).
Поправочные коэффициенты к заработной плате при исчислении среднего заработка считаем по-новому
Напомним, что если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производят выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифной ставки 1-го разряда, исходя из которой рассчитывают тарифные ставки (оклады) работников, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, следует производить с применением поправочных коэффициентов (пп. 31 и 32 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47)).
Поправочные коэффициенты рассчитывают путем деления тарифной ставки 1-го разряда, установленной в месяце, в котором осуществляют выплаты на основе среднего заработка, на тарифные ставки 1-го разряда, действовавшие в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка.
В случае, когда в периоде, который принят для исчисления среднего заработка, работник имел различную квалификацию, работал на различных должностях или изменилась система оплаты труда, исчисление поправочных коэффициентов надо производить пропорционально отработанному времени по каждой квалификации (должности) до и после изменения системы оплаты труда (п. 33-1 Инструкции № 47).
Таким образом, при расчете поправочных коэффициентов к заработной плате, принимаемой для исчисления среднего заработка, сохраняемого работникам за время трудового отпуска, для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, введение в организации новых условий оплаты труда работников без применения ЕТС необходимо считать изменением системы оплаты труда, а не совершенствованием состава заработной платы в пределах сложившегося уровня оплаты труда. Следовательно, расчет поправочных коэффициентов к заработной плате работников, принимаемой для исчисления сохраняемого им среднего заработка, должен быть произведен пропорционально отработанному времени до и после изменения системы оплаты труда в организации.
В дальнейшем после изменения в организации системы оплаты труда работников (при введении новых условий оплаты их труда без применения ЕТС) исчисление поправочных коэффициентов к заработной плате, принимаемой для исчисления сохраняемого работникам среднего заработка, необходимо производить исходя из тарифной ставки (оклада). При этом следует принимать тарифную ставку (оклад) работника без учета повышений, предусмотренных законодательством.
При установлении работнику фиксированного должностного оклада исчисление среднедневного заработка для расчета сохраняемого среднего заработка во всех случаях, предусмотренных законодательством, производят исходя из фиксированного должностного оклада, установленного работнику на момент исчисления среднего заработка (п. 33-2 Инструкции № 47).
Указанный порядок определен только для исчисления среднего заработка работнику, которому по законодательству установлен фиксированный должностной оклад. Применять такой порядок при исчислении среднего заработка работникам в иных случаях нет оснований.
Переход на новые условия оплаты труда с 1 июня 2011 г. противоречит законодательству
В связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре (ст. 32 ТК).
Существенные условия труда – это системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, определенные в соответствии с ТК.
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается (п. 5 ст. 35 ТК).
Следовательно, введение в организации новых условий оплаты труда работников без применения ЕТС с 1 июня 2011 г. будет противоречить законодательству, поскольку на момент вступления в силу Указа № 181 (1 июня 2011 г.) еще не пройдет 1 месяца с момента его принятия (10 мая 2011 г.) и соответственно с момента предупреждения нанимателем работника об изменении существенных условий оплаты труда в организации. При этом в случае, если наниматель предупредит работника об изменении существенных условий оплаты труда 10 мая 2011 г., он может ввести в организации новые условия оплаты труда работников без применения ЕТС с 10 июня 2011 г.
От редакции:
По теме публикации см.: Большаков С. С 1 июня отменено государственное регулирование оплаты труда у большинства организаций // Гл. бухгалтер. – 2011. – № 20. - С. 23-26.