АЛГОРИТМ ОТЧИСЛЕНИЙ В ИННОВАЦИОННЫЕ ФОНДЫ В I КВАРТАЛЕ 2011 Г.
В I квартале 2011 г. порядок формирования и использования инновационных фондов регулировало Положение о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденное Указом № 596 (далее – Положение).
С 1 января 2011 г. произошли изменения в исчислении инновационных фондов частными организациями, ведущими деятельность в области строительства и не имеющими доли государства в уставном фонде. Суть этих изменений состоит в том, что данные организации перестали быть плательщиками отчислений в инновационные фонды, так как истек срок действия Указа Президента РБ от 04.08.2006 № 499 "О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли" (далее – Указ № 499).
Законодательство 2010 г. предусматривало, что днем выполнения строительных работ следовало считать последний день месяца.
При неподписании заказчиком актов выполненных работ за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения строительных работ считали день подписания заказчиком актов выполненных работ (п. 7 ст. 100 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). Учитывая данную норму законодательства, частным строительным организациямв 2011 г. нужно поступать следующим образом:например, если акт выполненных строительных работ за декабрь 2010 г. подписан 7 января 2011 г., то организация, выполнившая такие работы, должна исчислить и уплатить отчисления в инновационный фонд Минстройархитектурыот себестоимости этих работ. Если же акт выполненных строительных работ за декабрь 2010 г. подписан 15 января 2011 г., то эти работы следует считать выполненными в 2011 г. и отчисления в инновационные фонды по ним не производят.
В текущем году произошли существенные изменения в порядке определения распорядителей средств инновационных фондов для такой категории плательщиков, как хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в республиканской и (или) коммунальной собственности.
До 1 апреля 2011 г. хозяйственное общество могло быть плательщиком отчислений в несколько инновационных фондов, если акции (доли в уставных фондах) данного хозяйственного общества находились в управлении у нескольких распорядителей средств инновационных фондов. При этом отчисления в каждый инновационный фонд надо было производить пропорционально акциям (доле надо было в уставном фонде), находящимся в управлении соответствующего распорядителя.
Плательщики отчислений в инновационные фонды
С 1 января до 1 апреля 2011 г. отчисления в инновационные фонды обязаны были производить следующие организации:
– находящиеся в подчинении (входящие в состав) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, Национальной академии наук Беларуси;
– находящиеся в коммунальной собственности (областных и Минского городского исполкомов), зарегистрированные на территории соответствующей области;
– хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в республиканской и (или) коммунальной собственности;
– организации потребительской кооперации, Федерации профсоюзов Беларуси, а также учрежденные общественными объединениями "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению".
В 2011 г. в республиканский бюджет зачисляют средства инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, в местные бюджеты – средства государственных целевых бюджетных фондов: инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполкомами.
– бюджетные организации (за исключением бюджетных организаций, находящихся в подчинении Минобразования, в части осуществления ими приносящей доходы деятельности);
– организации в части работ по строительству жилья;
– организации в части оказываемых населению и субсидируемых из республиканского и местных бюджетов жилищно-коммунальных услуг, услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования в городском пассажирском, пригородном автомобильном и внутреннем водном транспорте;
– иные организации – в случаях, установленных Президентом.
К числу иных организаций, освобождаемых от исчислений в инновационные фонды, следует относить: коммерческие организации, созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Беларуси, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. чел. (подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)". Указом определен срок применения данной льготы – 5 лет.
Организации, находящиеся в сельской местности и имеющие право на применение особого порядка в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Декрета № 9, при осуществлении в сельской местности деятельности в области строительства за период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. не производили отчисления от себестоимости строительных, в т.ч. ремонтно-строительных, а также специальных и монтажных работ в инновационные фонды, образуемые согласно законодательным актам. Другие организации (т.е. не имеющие права на применение особого порядка в соответствии с Декретом № 9), осуществляющие деятельность в области строительства, также не производили с 1 января по 31 декабря 2010 г. отчисления в указанные инновационные фонды от себестоимости строительных, в т.ч. ремонтно-строительных, специальных и монтажных работ, выполненных в сельской местности для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в сельской местности.
База для расчета отчислений в инновационные фонды
С 1 января 2011 г. для многих организаций, осуществляющих деятельность в области строительства и промышленности строительных материалов и уплачивающих по этой деятельности отчисления в инновационные фонды, изменилась методология расчета отчислений в инновационные фонды.
В течение периода с 1 января по 1 апреля 2011 г. в качестве расчетной базы для отчислений в инновационные фонды определяли себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и (или) сумму издержек обращения, реализованных в предыдущем месяце товаров, уменьшенную на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц (п. 6 Положения).
При осуществлении оптовой, розничной торговли, деятельности в сфере общественного питания исчисление отчислений в инновационныефонды производили от суммы издержек обращения реализованных в предыдущем месяце товаров, формируемой в установленном законодательством порядке (без учета покупной стоимости реализуемых товаров), уменьшенной на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц.
При осуществлении деятельности в сфере бытового обслуживания населения исчисление отчислений в инновационные фонды производилось от себестоимости реализованной в предыдущем месяце продукции, товаров (работ, услуг), формируемой в установленном законодательством порядке (без учета стоимости материалов, оплачиваемых заказчиком), уменьшенной на сумму отчислений, исчисленных в инновационные фонды за предыдущий месяц.
В связи с этим при расчете отчислений в инновационные фонды по деятельности в области строительства за декабрь 2010 г. необходимо было использовать себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) декабря 2010 г., при расчете отчислений за январь 2011 г. – также себестоимость декабря 2010 г., однако уже реализованной продукции (работ, услуг).
Размеры отчислений в инновационные фонды
Размеры отчислений в инновационные фонды организациям устанавливают ежегодно до 1 января распорядители средств инновационных фондов в пределах нормативов отчислений (п. 4 Положения).
Общий предельный норматив, определенный п. 3 Положения, составляет 0,25 %. Вместе с тем распорядителям средств инновационных фондов, указанным в приложении 1 к Указу № 596, установлены повышенные размеры отчислений от 2 до 19 %.
С 1 января 2011 г. организациям, производящим отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры, был установлен размер отчислений, равный 0,25 % (постановление коллегии Минстройархитектуры РБ от 28.02.2011 № 55).
АЛГОРИТМ ОТЧИСЛЕНИЙ В ИННОВАЦИОННЫЕ ФОНДЫ СО II КВАРТАЛА 2011 Г.
Основные принципы формирования инновационных фондов, установленные Положением, в сравнении с действующими в I квартале 2011 г. сохранились, однако принятие Указа Президента РБ от 07.06.2011 № 232 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 596" (далее – Указ № 232) повлекло отдельные изменения в порядке исчисления отчислений в инновационные фонды.
Пунктом 4 Указа № 232 установлено, что данный Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.
Изменения в порядке формирования инновационных фондов произошли не только в связи спринятием Указа № 232, но и ввиду иных изменений в законодательстве РБ, регулирующем вопросы функционирования инновационных фондов.
Как и ранее, с 1 апреля 2011 г. формирование инновационных фондов осуществляется за счет 2 направлений:
– отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), осуществляемых в обязательном порядке, установленном Положением;
– ежемесячного направления до 50 % прибыли, остающейся в распоряжении организаций после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды, части прибыли в бюджет в соответствии с законодательством. Суммы прибыли, направляемой в инновационные фонды, согласовывают с распорядителями средств инновационных фондов.
С 1 апреля 2011 г. хозяйственные общества уплачивают отчисления только в один инновационный фонд пропорционально доле государственной собственности. При этом отчисления необходимо производить в инновационный фонд государственного органа (организации), который уполномочен управлять наибольшим количеством акций (долей в уставном фонде).
Если государственные органы (организации) уполномочены управлять одинаковым количеством акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, то отчисления производят в инновационный фонд областного (Минского городского) исполкома, на территории которого данное хозяйственное общество зарегистрировано. В случае если областной (Минский городской) исполком не формирует инновационный фонд, указанное хозяйственное общество отчисления в инновационный фонд не производит.
Количество акций (размер долей в уставном фонде), находящихся в управлении государственных органов (организаций), определяют ежегодно на 1 января.
Плательщики отчислений в инновационные фонды
С 1 апреля 2011 г. круг плательщиков, осуществляющих отчисления в инновационный фонд, включает в себя организации, находящиеся в подчинении республиканских органов государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству; хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, уполномоченным управлять указанными акциями (долями в уставных фондах), пропорционально доле государственной собственности.
С даты вступления в силу Указа № 232 право формировать инновационные фонды предоставлено Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ, Национальной академиинаук Беларуси, областным и Минскому городскому исполкомам, Федерации профсоюзов Беларуси, общественным объединениям "Белорусское общество глухих" и "Белорусское товарищество инвалидов по зрению" (далее – распорядители средств инновационных фондов).
С 1 апреля 2011 г. перечень субъектов хозяйствования, которые не производят отчисления в инновационные фонды, включает в себя:
– бюджетные организации (за исключением организаций, находящихся в подчинении Минобразования, в части осуществления ими приносящей доходы деятельности);
– организации в части работ, осуществляемых за счет средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, а также на изготовление акцизных марок, контрольных (идентификационных) знаков;
– организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
– организации в части деятельности, по которой возникает объект налогообложения единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
– организации в части работ по строительству жилья, гаражей и автомобильных стоянок.
Льготе подлежат работы, выполняемые при новом строительстве, реконструкции, модернизации, капитальном и текущем ремонте жилья. Под жильем следует понимать каждое отдельно стоящее жилое здание (за исключением встроеннопристроенных помещений) со всеми относящимися к нему подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и озеленением территории, строительство (ремонт) которого ведется по отдельному проекту и сводному сметному расчету (смете);
– организации в части оказываемых населению и субсидируемых из республиканского и местных бюджетов жилищно-коммунальных услуг, услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования в городском пассажирском, пригородном автомобильном и внутреннем водном транспорте.
Организации освобождаются от отчислений в инновационные фонды от себестоимости вышеназванных услуг, поскольку они субсидируются из бюджета. При этом освобождение применяют на всю сумму себестоимости услуг независимо от величины полученной субсидии. Данная норма принята с целью недопущения роста затрат на вышеназванные услуги и, следовательно, увеличения размера бюджетных субсидий;
– иные организации – в случаях, установленных Президентом.
База для расчета отчислений в инновационные фонды
Указом № 232 внесены изменения в п. 6 Положения, связанные с изменением периодичности уплаты отчислений в инновационные фонды. Начиная со II квартала 2011 г. для всех организаций в качестве расчетной базы для исчисления отчислений в инновационные фонды следует принимать себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) за каждый истекший квартал и (или) сумму издержек обращения реализованных в каждом истекшем квартале товаров без учета отчислений в инновационные фонды.
С вступлением в силу Указа № 232 учтены особенности формирования расчетной базы для организаций, осуществляющих оптовую, розничную торговлю, деятельность в сфере общественного питания и бытового обслуживания населения.
Новшеством является появление в п. 6 Положения нормы, регулирующей порядок определения базы для расчета отчислений страховыми организациями. Данные организации исчисляют отчисления в инновационные фонды от суммы расходов на ведение дела в каждом истекшем квартале без учета отчислений в инновационные фонды.
Важно! В расчете отчислений в инновационные фонды со II квартала в 2011 г. не будут участвовать себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) за март 2011 г., а также сумма издержек обращения за март 2011 г., так как при расчете отчислений за март 2011 г. применялись соответствующие показатели февраля 2011 г., а расчетной базой для отчислений за II квартал 2011 г. следует принимать себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) за апрель – июнь 2011 г. и (или) сумму издержек обращения реализованных товаров во II квартале 2011 г.
Произошедшие изменения при определении расчетной базы для расчета отчислений в инновационный фонд надо учитывать по строительным работам. Поскольку затраты на проведение ремонтно-строительных работ и работ по новому строительству, произведенных хозяйственным способом, не формируют себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг), то эти затраты не облагают отчислениями в инновационный фонд.
Если организация имеет в своем составе подсобное производство, в котором изготавливают строительные материалы, конструкции, используемые в дальнейшем организацией при проведении строительно-монтажных работ, то отчисления в инновационный фонд от себестоимости продукции, изготовленной подсобным производством, не следует производить по причине того, что себестоимость реализованной продукции в данном случае не формируется.
РАСЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ В ИННОВАЦИОННЫЙ ФОНД: ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
С учетом произошедших изменений в законодательных актах по формированию инновационных фондов рассмотрим на условных примерах порядок расчета отчислений в инновационные фонды в 2011 г. акционерного общества, имеющего в уставном фонде долю государственной собственности.
Пример 1
Уставный фонд ОАО "Минщина", зарегистрированного в г. Молодечно, разделен на 1 000 акций. При этом 600 акций находится в управлении Минпрома, 300 – принадлежит Минскому облисполкому, 100 – находится в собственности физических лиц.
В I квартале 2011 г. отчисления в инновационные фонды этим акционерным обществом должно быть следующим (см. табл. 1):
Уставный фонд ЗАО "Щетка", зарегистрированного в г. Новогрудке, разделен на 500 акций. При этом 200 акций находится в управлении Минпрома, 200 – Гродненского облисполкома, 100 – в собственности частного унитарного предприятия. В данной ситуации порядок отчисления в инновационные фонды данным ЗАО в I квартале 2011 г. будет следующим (см. табл. 3):
Как отмечалось ранее, общий предельный норматив отчислений в инновационный фонд установлен в размере 0,25 %. Обратим внимание, что с 1 апреля 2011 г. пересмотрены повышенные размеры отчислений в инновационный фонд, формируемый Минстройархитектуры и Минфином.
В зависимости от вида деятельности или источника финансирования постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.06.2011 № 36 "Об установлении размеров отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2011 год"определены размеры отчислений, равные 10,5 %, 4,5 %, 2 % и 0,25 %, в т.ч. в разрезе направлений деятельности (см. табл. 5):
С 1 апреля 2011 г. для плательщиков отчислений в инновационные фонды установлено 2 новые льготы:
– в части работ, осуществляемых за счет средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, а также на изготовление акцизных марок, контрольных (идентификационных) знаков;
– в части работ по строительству гаражей и автомобильных стоянок.
До 1 января 2011 г. аналогичная льгота устанавливалась Указом № 499.
При применении льготы, связанной со строительством автомобильных стоянок, следует учитывать определения, включающие в себя характеристику данного объекта.
Автомобильная стоянка – это место стоянки транспортных средств, представляющее собой специально оборудованное одно- или многоуровневое инженерное сооружение (паркинг), предназначенное для хранения транспортных средств и организованное в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551"О мерах по повышению безопасности дорожного движения", а также правилами организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими (Указ Президента РБ от 03.10.2006 № 589 "Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок").
НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ОТЧИСЛЕНИЙ В ИННОВАЦИОННЫЕ ФОНДЫ
Расчет суммы отчислений в инновационный фонд (далее – расчет) должен быть отражен в части II налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд, форма которой определена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)" (с изменениями и дополнениями).
В 2011 г. представление расчетов в налоговые органы и уплата отчислений в бюджет должны быть произведены в следующие сроки (см. табл. 6):
Плательщики отчислений в инновационные фонды должны отражать информацию об исчисленных суммах отчислений в налоговой декларации по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд в сроки, установленные законодательством для налога на прибыль (п. 8 Положения).
К сведению! Срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль установлен ст. 143 НК, в которой предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода должна быть представлена плательщиком в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, информация об уплаченных суммах отчислений в инновационные фонды за 2011 г. должна быть отражена в части II "Расчет суммы отчислений в инновационный фонд" налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд, представляемой по сроку не позднее 20 марта 2012 г. В этой налоговой декларации будет отражена информация о суммах уплаченных отчислений в инновационный фонд за январь – декабрь 2011 г.
При ликвидации плательщика данная часть налоговой декларации за период до его ликвидации должна быть представлена до дня представления ликвидационного баланса. При прекращении деятельности в результате реорганизации расчет правопреемник должен представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации.
При уплате отчислений в инновационные фонды в республиканский и местный бюджеты налогоплательщикам необходимо в платежных документах указывать следующие коды назначения платежей (см. табл. 7):
Пени начисляют за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения обязательства по уплате отчислений в инновационные фонды начиная со дня, следующего за днем уплаты отчислений в инновационные фонды. Пени за каждый день просрочки определяют в процентах от неуплаченных сумм отчислений в инновационные фонды.
Процентную ставку пеней принимают равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения обязательства по уплате отчислений в инновационные фонды.
В этой ситуации организации, уплатившие отчисления в инновационные фонды за апрель 2011 г., вправе зачесть (возвратить) излишне уплаченные суммы при условии представления расчета сумм отчислений в инновационный фонд за апрель 2011 г. с внесенными изменениями и дополнениями либо уплатить сумму отчислений в инновационный фонд, которая будет причитаться к уплате за II квартал по сроку не позднее 25 июля 2011 г., с учетом суммы, зачисленной в бюджет по сроку не позднее 25 мая 2011 г.