В связи с поступающими обращениями по вопросам применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), которое вступило в силу с 19 октября 2022 г., а также в связи с внесением изменений в указанное постановление постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2022 г. № 713(1) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713», которое вступило в силу с 26 октября 2022 г., Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующие вопросы:
1. Относится ли товар «А» к перечню регулируемых потребительских товаров?
В соответствии с постановлением № 713 осуществляется регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Республики Беларусь, указанные в перечне к этому постановлению (далее – Перечень).
В случае если товар не включен в Перечень, нормы постановления № 713 на данный товар распространяться не будут.
При возникновении вопросов по отнесению товаров к Перечню МАРТ рекомендует руководствоваться в совокупности:
постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Рес-публики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений»;
постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28 августа 2020 г. № 76 «Об утверждении статистического классификатора СК 33.004-2020 «Товары розничной торговли».
В случае если производимый (ввозимый) и (или) реализуемый товар может быть отнесен в соответствии с любым из вышеуказанных постановлений или двумя постановлениями к группе, подгруппе, классу, категории, подкатегории, виду, подвиду, группировке, которые, в свою очередь, регулируются в соответствии с постановлением № 713, то такой товар относится к категории регулируемых в соответствии с постановлением № 713.
2. Что относится к бывшим в употреблении товарам? Относятся ли к данной категории восстановленные товары?
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703, к бывшим в употреблении непродовольственным товарам относятся непродовольственные товары, имеющие видимые признаки носки, стирки, эксплуатации, и (или) непродовольственные товары надлежащего качества с сохранением товарного вида, потребительских свойств без товарных ярлыков (этикеток), если их наличие предусмотрено изготовителем, и (или) непродовольственные товары, принятые по договорам комиссии от граждан.
Таким образом, имеющие признаки эксплуатации (износа) узлы и агрегаты транспортных средств, в том числе восстановленные двигатели, относятся к товарам, бывшим в употреблении, на которые не распространяется действие постановления № 713.
3. Порядок округления цены товара в случае, если в результате округления размер применяемой надбавки превышает уровень, указанный в приложении 1 к постановлению № 713.
Округление цены на товар, в отношении которого необходимо соблюдать размер предельной максимальной надбавки импортера, оптовой надбавки, торговой надбавки (включая оптовую надбавку), иной предел, должно осуществляться с учетом соблюдения ограничений, установленных законодательством, путем округления в меньшую сторону до минимальной денежной единицы, находящейся в обращении на территории Республики Беларусь, – 1 белорусская копейка.
4. Порядок согласования цен на товары, в том числе новые, с указанием регламентов, которыми необходимо руководствоваться при обращении в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 2 постановления № 713.
Согласование повышения (установления) отпускной цены на товары осуществляется в соответствии с регламентами соответствующих административных про-цедур, утвержденных постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 октября 2022 г. № 64 «Об утверждении регламентов административных процедур в области ценообразования» (далее – постановление № 64).
В соответствии с пунктом 2 постановления № 64 производителями, осуществляющими выпуск товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 713, в адрес государственных органов (организаций) представляются следующие документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административных процедур:
заявление о согласовании повышения (установления) отпускной цены на товары по форме согласно приложению 1 к постановлению № 64;
плановую калькуляцию по расчету отпускной цены на товары;
маркетинговый анализ (в случае повышения отпускной цены) по форме согласно приложению 2 к постановлению № 64.
Государственные органы (организации) или созданные ими комиссии, указанные в пункте 2 постановления № 713, в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о согласовании отпускных цен информируют о нем МАРТ по форме, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21 октября 2022 г. № 65 «Об установлении форм уведомлений».
5. Пунктом 23 постановления № 713 установлено изъятие в том числе в отношении товаров, используемых в процессе производства.
Относится ли к изъятию реализация потребительских товаров юридическим лицам для собственного потребления?
Требования постановления № 713 не распространяется на отношения, связанные с реализацией товаров, используемых в процессе производства (за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713). Для целей постановления № 713 под товарами, используемыми в процессе производства, следует понимать продукцию и материалы, которые приобретаются (поставляются) для использования в процессе производства и в связи с таким использованием подвергаются значительной степени технологических изменений и/или изменяется их классифика-ционный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне любого из первых четырех знаков.
6. Распространяются ли требования норм постановления № 713 (в том числе в части согласования повышения отпускных цен, обоснования контрактных цен, указания сведений в товарно-транспортной накладной) на товары, не указанные в приложении 1 к постановлению № 713?
Требования постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713, в том числе уровень предельных максимальных надбавок, применяются только в отношении товаров, указанных в приложении 1 к постановлению. При этом пункт 14 постановления № 713 распространяет свое действие на все товары без исключения.
7. Порядок проведения дооценки остатков потребительских товаров в розничной торговле до уровня отпускных цен на вновь поступившие такие же товары.
Дооценка товаров в розничной торговле может осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания, утвержденными приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10 июня 2021 г. № 130 (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 13 Методических рекомендаций переоценка (дооценка и (или) уценка) товаров проводится на основании распоряжения руководителя, в котором приводятся основание (причина) переоценки, наименование товаров или товарных групп, состав комиссии, срок проведения переоценки, срок сдачи материалов по переоценке в бухгалтерию, а также иная необходимая информация.
При проведении переоценки на основании нормативных правовых актов в распоряжении руководителя на проведение переоценки целесообразно указывать ссылку на такой нормативный правовой акт.
Проведение переоценки организация розничной торговли оформляет первичным учетным документом, в котором указываются информация о товаре (наименование, количество и др.); старая и новая цена; стоимость товара в старых и новых ценах; сумма дооценки (при повышении цен) или уценки (при снижении цен). Его форма разрабатывается и утверждается организацией.
Основанием для проведения дооценки остатков товаров до уровня цен на вновь поступивший ассортимент таких товаров являются ТТН-1 и ТН-2 поставщика на вновь поступившие товары по новым ценам. Суммы разницы в ценах относятся на результаты хозяйственной деятельности.
Дооценка товаров может производиться только при поступлении той же разновидности товара. Поступление товара в адрес организации розничной торговли и (или) в одно из ее структурных подразделений является основанием, дающим право на проведение дооценки остатков товаров в целом по организации.
Организация розничной торговли вправе не изменять розничную цену остатков таких товаров, увеличив или снизив только цену приобретения бухгалтерскими записями: Д-т 41-2 – К-т 90-7 и Д-т 90-10 – К-т 41-2.
Доведение в таком случае новой цены приобретения до прежней розничной цены осуществляется путем корректировки торговой наценки методом «красное сторно»: Д-т 41-2 – К-т 42-1.
При ведении учета товаров по ценам приобретения сумма дооценки отражается в составе прочих доходов по текущей деятельности (субсчет 90-7), а сумма уценки – в составе прочих расходов по текущей деятельности (субсчет 90-10).
Примерная форма акта переоценки товаров приведена в приложении 7 к приказу № 130 (приложение 7 к Методическим рекомендациям. – Прим. ред.).
Отражение в учете дооценки остатков потребительских товаров в розничной торговле до уровня отпускных цен на вновь поступившие такие же товары осуществляется следующим образом:
№ |
Содержание бухгалтерской записи |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
1 |
Отражение суммы дооценки товаров до цен последнего приобретения: |
|
|
на сумму увеличения цены приобретения (без НДС) |
41-2 |
90-7 |
|
формирование новой розничной цены: |
|
|
|
на сумму увеличения торговой надбавки |
41-2 |
42-1 |
|
на сумму увеличения НДС |
41-2 |
42-2 |
Первый заместитель Министра И.В.Вежновец
Разъяснение опубликовано 27 октября 2022 г. на сайте МАРТ (mart.gov.by).