Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь направляет для использования в работе ответы на актуальные вопросы, связанные с исчислением налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в 2012 году.
Заместитель Министра Э.А. Селицкая
Вопрос 1.
Белорусский банк приобретает у нерезидента Республики Беларусь услуги по присвоению и публикации международных рейтингов, а также услуги по наблюдению за присвоенными рейтингами.
В каком порядке определяется место реализации приобретаемых у нерезидента услуг?
Согласно статье 92 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее в настоящем письме – НК) при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные статьями 21 и 22 НК.
Место реализации работ, услуг, имущественных прав во взаимоотношениях с резидентами государств – членов Таможенного союза определяется на основании статьи 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее в настоящем письме – Протокол по услугам), с резидентами иных государств – в соответствии с требованиями статьи 33 НК.
Местом реализации оказываемых нерезидентом услуг по присвоению и публикации международных рейтингов, услуг по наблюдению за присвоенными рейтингами в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 33 НК территория Республики Беларусь не признается, поэтому у покупателя (резидента Республики Беларусь) не возникает обязанность по исчислению и перечислению НДС в бюджет Республики Беларусь. Аналогичный порядок применяется во взаимоотношениях с налогоплательщиками государств – членов Таможенного союза на основании подпункта 5) пункта 1 статьи 3 Протокола по услугам.
Вопрос 2.
Белорусский банк заключил договор с Издательским домом (резидентом Российской Федерации), предметом которого является предоставление банку подписки на 2012 г. на журнал производственного характера (11 номеров в год). Доставка периодических изданий производится по почте. Банк произвел нерезиденту предоплату в размере 100 % и отразил стоимость подписки в учете в составе расходов будущих периодов. По мере получения изданий часть стоимости подписки включается банком в расходы как информационные услуги.
В указанной ситуации банку следует уплачивать "ввозной" НДС или производить исчисление и уплату НДС в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 92 НК?
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее в настоящем письме – Протокол по товарам) взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена Таможенного союза с территории другого государства – члена Таможенного союза, если иное не установлено настоящим Протоколом, осуществляется налоговым органом государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров.
Поскольку периодические издания в печатном виде являются товаром, то при их ввозе в Республику Беларусь (получении по почте) из государств – членов Таможенного союза исчисление и уплата НДС производятся в соответствии с требованиями Протокола по товарам.
Согласно пункту 2 статьи 2 Протокола по товарам для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары, согласно условиям договора (контракта).
Пунктом 5 статьи 95 НК с 2012 г. предусмотрено, что налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза, может отражаться в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость того месяца, срок представления которой следует за датой принятия к бухгалтерскому учету фактически ввезенных товаров на территорию Республики Беларусь, либо того месяца, в котором в связи с условиями внешнеторгового договора товары приняты к бухгалтерскому учету. Настоящее положение применяется, если такое принятие к бухгалтерскому учету товаров предшествует их фактическому ввозу на территорию Республики Беларусь.
Таким образом, при получении периодических изданий от нерезидента по почте банк производит уплату "ввозного" НДС. При этом налоговая база НДС в целях реализации положений пункта 1 статьи 92 НК признается равной нулю, поскольку при ввозе этих товаров на территорию Республики Беларусь банк уплачивает "ввозной" НДС (п. 12 ст. 98 НК).
Вопрос 3.
В каком порядке определяется место реализации услуг по обучению (образованию), в том числе дистанционному, приобретаемых у нерезидента, а также какие критерии применяются при их классификации применительно к определению места реализации?
В каком порядке определяется место реализации приобретаемых у нерезидента услуг:
– по проведению тематических семинаров;
– по проведению тренингов;
– по оказанию консультационных услуг;
– по участию в саммитах;
– по проведению лекций;
– по участию в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах?
Статьей 92 НК предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные статьями 21 и 22 НК.
Местом реализации услуг по обучению (образованию) в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 33 НК либо подпунктом 3) пункта 1 статьи 3 Протокола по услугам признается место их фактического оказания.
Местом реализации услуг по обучению (образованию), проводимому нерезидентом дистанционно – по Интернету (без выезда обучающегося за пределы Республики Беларусь), признается в 2012 г. место деятельности учреждения образования, поэтому у покупателя (резидента Республики Беларусь) не возникает обязанность по исчислению и уплате НДС, если учреждение образования расположено за пределами территории Республики Беларусь.
Оказываемые нерезидентами услуги в целях исчисления и уплаты НДС будут рассматриваться как услуги по обучению (образованию) при:
– подтверждении обучаемой стороной наличия у указанного нерезидента права на осуществление образовательной деятельности;
– предоставлении слушателям, успешно завершившим обучение, соответствующих документов об образовании установленного образца, подтверждающих присвоение специальности.
Поэтому в отношении оказываемых на территории иностранного государства с соблюдением вышеуказанных условий услуг по обучению (образованию) на покупателя данных услуг обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС в соответствии с требованиями статьи 92 НК не возлагается.
Приобретение белорусским резидентом у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь, таких услуг, как консультационные и услуги аналогичного характера, не относящихся к услугам по обучению (образованию), в целях исчисления и уплаты НДС рассматривается как консультационные услуги, местом реализации которых согласно подпункту 1.4 пункта 1 статьи 33 НК либо подпункту 4) пункта 1 статьи 3 Протокола по услугам признается место деятельности их покупателя.
Место реализации услуг, основой которых является информационная и консультационная направленность, таких, как тематические семинары, тренинги, участие в саммитах, проведение лекций, в 2012 г. определяется на основании подпункта 1.4 пункта 1 статьи 33 НК либо подпункта 4) пункта 1 статьи 3 Протокола по услугам как место деятельности покупателя.
В отношении приобретаемых у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах, применяется освобождение от НДС в соответствии с подпунктом 1.46 пункта 1 статьи 94 НК, что не влечет у покупателей – резидентов Республики Беларусь обязанности по исчислению и уплате налога в бюджет Республики Беларусь, а также по отражению указанных оборотов в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос 4.
Организация-покупатель (резидент Республики Беларусь) приобретает по договору с нерезидентом (Бельгия): систему управления технологическим процессом, право пользования программным обеспечением (далее – ПО) для указанной системы и иные услуги (техническое руководство специалистов, услуги по конфигурированию алгоритмов). По условиям договора право пользования ПО предоставляется покупателю для собственного производства и потребления. С поставкой ПО продавец представляет покупателю лицензию на ПО (лицензионный сертификат), согласно которой продавец передает покупателю неисключительное право на использование ПО для собственных внутренних целей.
Возникает ли объект налогообложения НДС при приобретении у нерезидента права на использование ПО?
Имущественные права автора или иного обладателя авторских прав (осуществлять или разрешать осуществлять определенные действия) закреплены в Законе Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З "Об авторском праве и смежных правах" (далее – Закон № 262-З).
К правам автора или иного правообладателя ПО согласно статье 13 "Авторское право на компьютерную программу" Закона № 262-З относится среди прочего право осуществлять или разрешать установку компьютерной программы на компьютер или иное устройство, запуск и работу с ней.
Согласно разъяснениям Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь права в отношении компьютерной программы, указанные в пункте 2 статьи 13 Закона № 262-З, являются имущественными авторскими правами, установленными в дополнение к правам, указанным в статье 16 "Имущественные права" Закона № 262-З. Действия иностранной организации по передаче неисключительных имущественных прав на ПО можно рассматривать как использование правообладателем своего имущественного права.
Согласно статье 92 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее – иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные статьями 21 и 22 НК.
Местом реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 33 НК признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.
Таким образом, местом реализации приобретаемого ПО, на которое нерезидент-лицензиар передает право использования, признается территория Республики Беларусь, что влечет у покупателя исполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС.
Вопрос 5.
Решением хозяйственного суда Республики Беларусь в мае 2012 г. удовлетворены предъявленные истцом (поставщик – резидент Республики Беларусь) исковые требования к ответчику (покупатель – резидент Республики Беларусь) в части:
– взыскания задолженности с покупателя за отгруженный в его адрес товар;
– взыскания стоимости услуг привлеченного юриста (договор оказания юридических услуг);
– возмещения уплаченной истцом госпошлины.
Облагаются ли НДС (увеличивают ли налоговую базу) суммы, поступившие продавцу от покупателя в качестве возмещения стоимости услуг привлеченного юриста и расходов по уплате госпошлины?
При определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 97 НК).
Необходимо учитывать, что расходы на оплату услуг стороннего юриста и уплату госпошлины непосредственно связаны с рассмотрением искового заявления в суде и не увеличивают налоговую базу в соответствии с пунктом 18 статьи 98 НК.
Таким образом, расходы на приобретение юридических услуг, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом и отнесенные решением суда на ответчика, не подлежат налогообложению НДС (не увеличивают налоговую базу) у истца (продавца) при их возмещении ответчиком.
Вопрос 6.
Организация (резидент Республики Беларусь) в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (с изменениями и дополнениями; далее – Указ № 300) безвозмездно передает учреждению культуры Республики Беларусь книгу, созданную более 100 лет назад.
В каком порядке облагается НДС данная операция?
Согласно Указу № 300 при предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.
Подпунктом 1.1.3 пункта 1 статьи 93 НК установлено, что объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В соответствии с подпунктом 2.5.3 пункта 2 статьи 93 НК объектом налогообложения НДС не признается безвозмездная передача организациям культуры культурных ценностей.
Перечень видов культурных ценностей, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при их ввозе на территорию Республики Беларусь, а также при реализации на территории Республики Беларусь, утвержден постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 23 и включает печатные издания, созданные более 100 лет назад.
Учитывая, что классификацию ценностей на предмет отнесения их к культурным осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь, основанием для непризнания объектом налогообложения НДС стоимости безвозмездно передаваемых учреждению культуры печатных изданий является заключение Министерства культуры Республики Беларусь об отнесении передаваемых товаров к культурным ценностям.
Вопрос 7.
У организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на балансе числятся жилые помещения коммерческого использования.
Признается ли объектом налогообложения НДС предоставление в пользование жилых помещений коммерческого использования физическим лицам?
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда, являются Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 512 "О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда" (далее – Указ № 512) и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 1739 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 512".
На основании подпунктов 2.8 и 2.9 пункта 2 Указа № 512 наниматель жилого помещения коммерческого использования вносит плату за пользование жилым помещением коммерческого использования и жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законодательством и договором найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда.
Средства, полученные от сдачи жилых помещений коммерческого использования, в размере платы за пользование зачисляются на специальные счета местных исполнительных и распорядительных органов или организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения, и направляются на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), реконструкцию капитальных строений (зданий, сооружений) под жилые помещения коммерческого использования, если иное не установлено законодательными актами.
Подпунктом 1.1.6 пункта 1 статьи 93 НК установлено, что объектами налогообложения НДС признаются обороты по передаче арендодателем объекта аренды арендатору.
Положения главы 12 "Налог на добавленную стоимость" НК, определяющие порядок исчисления и вычета НДС по договорам аренды, применяются также в отношении договоров найма жилого помещения (п. 3 ст. 93 НК).
В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 (с изменениями и дополнениями; далее – Указ № 138).
В перечень жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, согласно приложению 2 к Указу № 138 (далее – Перечень) включено пользование жилыми помещениями.
Таким образом, обороты по передаче в пользование жилых помещений коммерческого использования, за пользование которыми взимается плата по договорам найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, заключенным с физическими лицами, признаются у организаций ЖКХ объектом налогообложения и освобождаются от НДС.
Наниматель жилого помещения коммерческого использования помимо платы за пользование жилым помещением коммерческого использования оплачивает жилищно-коммунальные услуги.
Обороты по реализации перечисленных в Перечне услуг, оказываемых организациями ЖКХ, также освобождаются от НДС.
У организаций ЖКХ освобождаемый оборот подлежит отражению по строке 8 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, а суммы "входного" НДС, приходящиеся на освобождаемый оборот, включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. При этом обороты по возмещению физическими лицами стоимости всех видов полученных ими энергии, газа, воды (приобретенных организациями ЖКХ у сторонних организаций) не являются объектом налогообложения НДС (подп. 2.12.6 п. 2 ст. 93 НК) и не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос 8.
Белорусский банк в целях привлечения большего числа клиентов к оказываемым банковским услугам проводит рекламные игры и рекламные акции.
Какие налоговые последствия в части НДС возникают при передаче подарков и призов участникам рекламных игр и рекламных акций?
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З "О рекламе" реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Полагаем, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Реклама может проводиться разными способами, в том числе в форме рекламной игры или рекламной акции.
Порядок проведения рекламной игры регламентируется Положением о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 г. № 51 (далее – Положение).
Согласно пункту 9 Положения источником формирования призового фонда рекламной игры могут являться денежные средства и (или) иное имущество (работы, услуги) организатора или заинтересованного лица.
Формирование призового фонда в части приобретаемого банком имущества согласно разъяснениям Национального банка Республики Беларусь отражается на соответствующих балансовых счетах по учету либо основных средств, либо материалов в корреспонденции со счетами учета расчетов, в связи с чем при формировании призового фонда не осуществляется его использование.
В дальнейшем при передаче имущества, составляющего призовой фонд, его списание относится на отдельный лицевой счет балансового счета 9395 "Расходы на рекламу", а стоимость в соответствии со статьей 130 НК учитывается в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.
Аналогичный порядок применяется и при проведении рекламных акций.
В связи с тем что списание имущества, предназначенного для проведения рекламных игр и (или) рекламных акций, как отмечено выше, признается расходами банка, передача вышеуказанного имущества участнику рекламной игры или рекламной акции не является объектом налогообложения НДС.
Вопрос 9.
Учреждение образования на основе договора оказывает платные услуги по переподготовке студентов старших курсов. Слушателям, успешно освоившим учебную программу, выдается диплом о переподготовке на уровне высшего образования, в котором указываются специальность переподготовки и присвоенная квалификация.
Подлежит ли освобождению от НДС стоимость услуг по переподготовке студентов старших курсов?
Согласно подпункту 1.28 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования, к которым относится реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в редакции от 13 декабря 2011 г.; далее – Кодекс) к образовательным программам дополнительного образования взрослых относится в том числе образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование (ст. 242 Кодекса).
При этом под образовательной программой переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, понимается образовательная программа, направленная на присвоение новой квалификации на уровне высшего образования.
Переподготовка студентов старших курсов учреждений высшего образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке переподготовки студентов старших курсов высших учебных заведений, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 95 (далее – Инструкция № 95).
Согласно разъяснению Министерства образования Республики Беларусь от 29 августа 2012 г. № 16-01-22/1411на основании Инструкции № 95 дипломы о переподготовке выдаются слушателям учреждения образования (его подразделения) после присвоения им квалификации по основной специальности высшего образования при условии полного выполнения ими учебного плана по специальности переподготовки и успешного прохождения итоговой аттестации, в связи с чем переподготовку студентов старших курсов можно отнести к реализации образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.
Таким образом, в отношении оборотов по реализации образовательных программ переподготовки студентов старших курсов учреждения образования имеют право на применение освобождения от НДС в соответствии с подпунктом 1.28 пункта 1 статьи 94 НК.
Вопрос 10.
В рамках реализации мероприятий по оптимизации временных затрат на оформление однотипных финансовых операций организация планирует заключать новые договоры и дополнительные соглашения к существующим, в которых будет предусмотрено не составлять акт об оказании услуг. Информирование покупателей услуг будет производиться посредством высылки по электронной почте уведомлений об оказании услуг либо счетов-актов на оплату.
Может ли являться основанием для принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС договор в совокупности с электронными счетами на оплату и иными аналогичными документами, без составления акта?
Исходя из положений статьи 105 НК при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщик обязан предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС. В расчетных и первичных учетных документах плательщик соответствующие сумму и ставку НДС выделяет отдельной строкой.
Согласно пункту 5 статьи 107 НК налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Вычет НДС по операциям, не предусматривающим предъявление продавцами первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке, производится на основании иных первичных учетных и расчетных документов.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 г. № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114) установлено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом первичные учетные документы, указанные в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов", обязательны для применения по формам, утвержденным соответствующими уполномоченными государственными органами.
В то же время частью второй подпункта 1.3 и подпунктом 1.4 пункта 1 Указа № 114 субъектам хозяйствования дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов с обязательным содержанием следующих сведений: наименования документа, даты его составления; наименования организации, фамилии и инициалов индивидуального предпринимателя; содержания и основания совершения хозяйственной операции, ее оценки в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях); должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилий, инициалов и подписей.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможности принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС на основании уведомлений об оказании услуг либо счетов-актов, оформленных в электронном виде, если они не содержат обязательные реквизиты, предусмотренные Указом № 114.
В отношении возможности применения электронных документов необходимо учитывать следующее. Правовые основы применения электронных документов регламентированы Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (далее – Закон № 113-З).
Согласно статье 1 Закона № 113-З электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность. Подлинность электронного документа – это его свойство, определяющее, что электронный документ подписан действительной электронной цифровой подписью. Подлинным электронным документом признается электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке открытые ключи лица (лиц), подписавшего (подписавших) электронный документ.
В соответствии со статьей 22 Закона № 113-З подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу.
С учетом изложенного первичный учетный документ в форме электронного документа может являться основанием для принятия к налоговому учету, а также к вычету сумм НДС при условии, что данный электронный документ будет соответствовать требованиям, предъявляемым к электронным документам Законом № 113-З.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью десятой статьи 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" организация, составляющая документы на машинных носителях, обязана по требованию государственных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь, суда и прокуратуры изготовлять за свой счет копии документов на бумажных носителях. В соответствии со статьей 20 Закона № 113-З копия электронного документа создается путем удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Удостоверение формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе осуществляется нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия, либо организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими право на осуществление деятельности по удостоверению формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе на основании специального разрешения (лицензии).
Вопрос 11.
Организация предоставляет в аренду автобетоносмеситель для работы на объектах строительства жилищного фонда. Договоры аренды с экипажем заключаются как с заказчиками в области строительства, так и с подрядными организациями, непосредственно выполняющими строительные, монтажные и иные специальные работы на таких объектах.
Применяется ли освобождение от НДС при предоставлении автобетоносмесителя в аренду участникам строительства объектов жилищного фонда?
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее – Указ № 138) освобождаются от налогообложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок согласно перечню таких работ, в том числе предоставление строительных машин и механизмов для выполнения строительных, монтажных и специальных работ.
Как следует из содержания приложения А "Принятые межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Республика Беларусь" (группа Г45 "Машины и оборудование для промышленности стройматериалов, строительства, дорожных и земляных работ и коммунального хозяйства") к постановлению Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 30 декабря 1994 г. № 15, с изменениями и дополнениями, автобетоносмеситель (ГОСТ 27339-93) признается строительной машиной.
Заказчик в области жилищного строительства, привлекающий для выполнения строительных, монтажных и иных специальных работ подрядные и субподрядные организации, будет являться участником строительства в части применения освобождения от НДС по договорам аренды строительных машин в случае заключения этих договоров в качестве арендодателя с арендаторами (подрядчиками и субподрядчиками), выполняющими работы на объектах жилищного строительства.
Таким образом, освобождение от НДС согласноУказу № 138 применяется при предоставлении автобетоносмесителя в аренду таким участникам строительства, как подрядчики, субподрядчики, непосредственно выполняющие строительные, монтажные и специальные работы на объектах жилищного фонда. При предоставлении автобетоносмесителя в аренду заказчику в области жилищного строительства НДС уплачивается в общеустановленном порядке.
Вопрос 12.
Организацией по договору выполняются работы по подготовке площади секторов (мест) для захоронений на действующих кладбищах города, которые финансируются из бюджета. Указанные работы включают работы по засыпанию низины песком с последующим разравниванием, а также работы по выкорчевыванию деревьев, производимые с целью последующей разметки территории кладбища на земельные участки для погребения.
Применяется ли освобождение от НДС при реализации таких работ?
Указом Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 97 утвержден перечень ритуальных услуг, работ по уходу за могилами, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень).
Перечнем предусматривается применение освобождения от НДС работ по благоустройству предоставленного для погребения земельного участка, включая художественное оформление могилы, стены скорби (колумбария), склепа (п. 1), работ по озеленению территории места погребения (п. 7), уборке территории места погребения, закрепленной прилегающей территории и вывозу с этих территорий мусора (п. 20).
Учитывая приведенные в Законе Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З "О погребении и похоронном деле", с изменениями и дополнениями, определения понятий места погребения (ст. 15 и ст. 19) и земельного участка для погребения (ст. 21), освобождение от НДС работ по благоустройству в соответствии с пунктом 1 Перечня применяется при условии их выполнения на предоставленном для погребения земельном участке, имеющем учетный номер.
При осуществлении на территории кладбища работ по засыпанию низины песком с последующим разравниванием, а также работ по валке (выкорчевыванию) деревьев применение освобождения от НДС возможно только в случае их выполнения в процессе озеленения территории кладбища либо ее уборки (п. 7 и п. 20 Перечня), что должно следовать из предмета договора либо акта выполненных работ.
Вопрос 13.
На балансе завода находится санаторно-оздоровительный комплекс, функцией которого является оздоровление и лечение работников завода, населения Республики Беларусь и иностранных граждан. Заводу выдано специальное разрешение (лицензия) на осуществление медицинской деятельности. Решением Республиканской комиссии по государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций санаторно-оздоровительному комплексу завода присвоен статус "санаторий" первой категории.
Правомерно ли применить освобождение от НДС в соответствии с подпунктом 1.62 пункта 1 статьи 94 НК при реализации работникам санатория продуктов питания, произведенных в столовой санатория?
Согласно подпункту 1.62 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации продуктов питания, произведенных столовыми учреждений здравоохранения. Аналогичная норма была предусмотрена в 2011 г. подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 94 НК (в редакции, действовавшей в 2011 г.).
Основным требованием для применения названного освобождения от НДС является производство продуктов питания организацией, имеющей статус (организационно-правовую форму) учреждения здравоохранения.
Исходя из положений статьи 11 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-ХII "О здравоохранении", с изменениями и дополнениями, организации здравоохранения, оказывающие непосредственно медицинскую помощь, включают:
– государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;
– негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность. Индивидуальные предприниматели осуществляют медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Другие организации наряду с основной деятельностью могут также осуществлять медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В рассматриваемой ситуации санаторий не является юридическим лицом и находится на балансе завода, которому выдано специальное разрешение (лицензия) на осуществление медицинской деятельности. Следовательно, отсутствуют основания для применения заводом освобождения от НДС по подпункту 1.62 пункта 1 статьи 94 НК. Продукты питания, произведенные столовой санатория и реализуемые работникам санатория, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Вопрос 14.
Организация по договору купли-продажи безналичных драгоценных металлов приобрела у банка 8 528 г золота. Рублевый эквивалент приобретенного золота зачислен на обезличенный металлический счет (ОМС) организации. По истечении некоторого времени безналичное золото продано организацией обратно банку путем списания его рублевого эквивалента с ОМС и зачисления на расчетный счет организации.
Возникает ли при совершении указанных хозяйственных операций объект налогообложения НДС?
Если возникает, является ли он освобождаемым оборотом?
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 93 НК объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. При этом к товарам не относятся деньги и имущественные права.
Согласно подпункту 1.17.5 пункта 1 статьи 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь драгоценных металлов при реализации организациями банкам, между банками, банками организациям и физическим лицам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов.
В соответствии с пунктами 17 и 26 Инструкции по совершению банками банковских операций с драгоценными металлами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 декабря 2004 г. № 186 (с изменениями и дополнениями; далее – Инструкция № 186), покупка и продажа драгоценных металлов могут осуществляться путем безналичного перевода драгоценных металлов или путем передачи наличных драгоценных металлов.
Пунктом 1 Инструкции № 186 определено, что банковские слитки – слитки золота, серебра, платины и палладия, соответствующие действующим на территории Республики Беларусь техническим регламентам или государственным стандартам на золото, серебро, платину и палладий в слитках либо требованиям Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (LBMA) или Лондонского рынка платины и палладия (LPPM) согласно приложению 1 к Инструкции № 186. В частности, масса чистого золота в слитке должна составлять 350–430 тройских унций (10886–13374 г), в качестве обязательных отметок на слитке должен быть серийный номер.
Таким образом, при осуществлении операций по приобретению и реализации золота его передача в виде наличных банковских слитков с указанием их индивидуальных признаков возможна в случае, если масса золота, являющегося предметом сделки, позволяет выполнить требования, приведенные в приложении 1 к Инструкции № 186.
Согласно пункту 1 Инструкции № 186 безналичные драгоценные металлы – драгоценные металлы, размещенные и учитываемые на обезличенных, депозитных или вкладных металлических счетах. Обезличенный металлический счет – металлический счет, предназначенный для учета золота, серебра, платины и палладия в виде банковских слитков без указания их индивидуальных признаков.
Рублевый эквивалент приобретенного золота, который числится на ОМС, деньгами в понятии, приведенном в статье 141 Гражданского кодекса Республики Беларусь, не является, поскольку не может использоваться в расчетах, в том числе и во внешнеэкономических операциях, т.е. не является средством платежа.
Учитывая изложенное, реализация золота через обезличенные металлические счета представляет собой не оборот денежных средств, а реализацию банковских слитков без указания их индивидуальных признаков и соответственно признается для организации объектом налогообложения, освобождаемым от НДС в соответствии с подпунктом 1.17.5 пункта 1 статьи 94 НК.