Для организаций обязанности остались прежними. Есть исключения для микроорганизаций
Обязанности лиц, осуществляющих обращение с отходами производства, преимущественно установлены в ст. 17 Закона об обращении с отходами [1] и структурно сформулированы и выделены:
Если сравнивать обязанности юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства, исключая микроорганизации, которые установлены новой редакцией Закона об обращении с отходами, с ранее действовавшими, то для таких лиц ничего не изменилось.
В 2020 г., как и ранее, организации обязаны:
1) обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами |*|;
2) обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
3) обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации;
4) представлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;
5) разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
6) осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
7) выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;
8) назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
9) разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение |*|;
10) вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами (пп. 1 и 2 ст. 17 Закона об обращении с отходами).
Что изменилось в обязанностях микроорганизаций?
Обязанности в отношении микроорганизаций установлены подп. 5.14 п. 5 Декрета № 7 [2], а также Общими требованиями [3], утвержденными Декретом № 7.
Так, микроорганизация имеет право:
– не разрабатывать и не утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а следовательно, не обеспечивать их соблюдение;
– не вести учет отходов и не инвентаризировать их;
– не разрабатывать и не утверждать нормативы образования отходов производства и соответственно не обеспечивать их соблюдение;
– не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (подп. 5.14 п. 5 Декрета № 7, абз. 12, 14, 15 и 17 п. 2 Общих требований).
Вместе с тем микроорганизация обязана:
– обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;
– обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их передачу (отчуждение) в целях обезвреживания и (или) использования, а также их хранение или захоронение в санкционированных местах хранения отходов или захоронения соответственно;
– представлять достоверную информацию об обращении с отходами, о вредных воздействиях на окружающую среду по требованию специально уполномоченных в этой области республиканских органов государственного управления или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
– планировать и выполнять мероприятия по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов (абз. 10, 11, 13 и 16 п. 2 Общих требований).
Таким образом, освобождение микроорганизации от обязанности разрабатывать и иметь в наличии документы по обращению с отходами не освобождает ее от необходимости совершать действия по сбору, временному хранению и передаче третьим лицам отходов, которые у нее образуются.
Ситуация
Обращение с отходами микроорганизацией, осуществляющей розничную торговлю
Микроорганизация занимается розничной торговлей на арендуемых площадях. Она не ведет документацию в области обращения с отходами согласно Декрету № 7.
Микроорганизация ввозит товар в картонной таре (коробках) из стран ЕАЭС, ежеквартально представляет отчет в ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» с указанием массы картонной упаковки и вносит специальную плату на счета оператора за сбор данных отходов.
Правомерны ли действия организации?
Розничная торговля микроорганизации на арендуемых площадях может приводить к образованию отходов упаковки (картонной, полимерной и т.д.), отходов от уборки торговых и иных площадей. А это значит, что микроорганизация обязана организовать обращение с образующимися у нее отходами.
Из содержания вопроса складывается следующее заблуждение.
Организации, на которых возлагается обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов отдельных товаров и упаковки на основании норм Указа № 313 [4] (утратил силу с 01.07.2020) и Указа № 16 [5] (вступил в силу с 01.07.2020), должны:
1) ежеквартально представлять ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;
2) вносить специальную плату (если способом выполнения обязанности, установленной Указом № 313, Указом № 16, является внесение платы).
Почему-то считается, что выполнение специальной обязанности, установленной названными указами, посредством внесения платы, например, за ввезенную картонную упаковку, освобождает организацию от обязанности по обращению с отходами упаковки, которые образуются в результате деятельности организации. Это неверно. В этих указах нет соответствующей нормы. В этом, собственно, и состоит заблуждение.
Нужно понимать, что нормы Указов № 313 и № 16 |*| направлены на решение проблем с отходами, образующимися у населения, т.е. с отходами потребления.
У обязанного лица согласно этим указам есть 2 варианта выполнения установленной обязанности:
1) организация сбора отходов, образующихся у населения;
2) внесение специальной платы.
Большинство организаций выбирает второй способ – внесение платы.
В то же время обязанное лицо при осуществлении своей деятельности является также производителем отходов, которые называются отходами производства. Образование отходов влечет возникновение специальных обязанностей, установленных ст. 17 Закона об обращении с отходами, а для микроорганизаций – еще и Декретом № 7.
Чтобы ответить на вопрос о том, достаточны и правильны ли действия организации, нужно знать:
– какие отходы образуются у микроорганизации в результате ее деятельности (розничной торговли на арендуемых площадях);
– какие у микроорганизации заключены договоры на передачу образующихся отходов с целью выполнения обязанностей согласно Закону об обращении с отходами и Декрету № 7 и т.д.
В данной ситуации однозначно можно сказать только следующее: микроорганизация выполняет обязанность, установленную Указами № 313 и № 16, которая не исключает выполнение обязанностей, установленных Законом об обращении с отходами и Декретом № 7.