Возмещение суточных при проезде по территории иностранного государства и за время пребывания командированного работника за границей 60 и менее дней организации осуществляют в размерах норм суточных, установленных белорусским законодательством для работников, направляемых в командировки. Если работник находится в командировке за границей более 60 дней, выплату суточных начиная с 61-го дня нужно производить в размерах норм суточных, установленных законодательством для работников загранучреждений Республики Беларусь и других категорий работников при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение (пп. 20, 21 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115)).
В настоящее время нормы возмещения суточных при командировании работников за границу установлены постановлением Минфина РБ от 30.01.2001 № 7 "Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу" (далее – постановление № 7).
РАЗМЕР СУТОЧНЫХ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ УСТАНОВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, оплату расходов за проживание вне постоянного места жительства (суточных) производят в размере не менее 40 % от установленных норм (п. 2 постановления № 7).
Данная норма постановления № 7 означает, что организация может выплачивать водителям-международникам 40 % от общеустановленной нормы суточных при закреплении соответствующей нормы во внутреннем локальном нормативном правовом акте (положении по оплате труда, положении об оплате командировочных расходов и т.п.). Однако это не ограничивает ее в выплате суточных и выше установленного нижнего предела. В частности, по решению нанимателя суточные могут быть выплачены и в размере 50, 60, 70, 80, 90, 100 % и т.д. от общеустановленной нормы суточных, а также сверх установленной законодательством нормы, так как законодательством установлен только минимальный предел.
Выплаченные водителям суточные сверх 40 %, но не выше предельной нормы суточных, установленной постановлением № 7, организация имеет право включать в себестоимость продукции (работ, услуг) и в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РБ). Работникам, направленным в служебную командировку продолжительностью свыше 60 дней в иностранные государства, в которых отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь (загранучреждения Республики Беларусь), оплату расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточные) начиная с 61-го дня следует производить в размере 70 % от установленной нормы (п. 2 постановления № 7).
Таким образом, начиная с 61-го дня командирования (в число 60 дней, принимаемых для отсчета, будут входить как дни выбытия и проезда по территории Республики Беларусь и иных иностранных государств, так и дни фактического пребывания в стране командирования) возмещение суточных нужно осуществлять следующим образом:
– при командировании в страны, в которыхотсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, оплату суточных производят в размере 70 % от нормы, установленной постановлением № 7;
– при командировании в страны, в которых имеются дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, суточные оплачивают по нормам, установленным белорусским законодательством для работников загранучреждений Республики Беларусь и других категорий работников при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение.
Данные правила распространяются в т.ч. и на водителей, осуществляющих международные перевозки грузов.
Пример 1
Водитель-международник был командирован в Германию с целью доставки груза сроком на 15 дней. Локальным нормативным правовым актом предусмотрено возмещение суточных в размере 100 %. Возмещение суточных в рассматриваемой ситуации при проезде по территории иностранного государства и за время пребывания командированного работника за границей следует осуществлять в размере, предусмотренном постановлением № 7, – 40 евро.
Пример 2
Работник был командирован в г. Владивосток (Российская Федерация) на 65 дней. Локальным нормативным правовым актом предусмотрено возмещение суточных в размере 100 %. Возмещение суточных в рассматриваемой ситуации при проезде по территории иностранного государства и за время пребывания командированного работника за границей нужно производить в размере, предусмотренном постановлением № 7: 20 долл. США – за первые 60 дней командировки и 12 долл. США – начиная с 61-го дня (норма, установленная для работников загранучреждений).
Пример 3
Работник был командирован в Португалию (страна, в которой отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь) сроком на 50 дней. Срок нахождения работника в командировке в связи с производственной необходимостью был продлен на 17 дней. Локальным нормативным правовым актом организации предусмотрено возмещение суточных в размере 40 % от норм, установленных постановлением № 7. Возмещение суточных нужно производить в размере 12 евро за первые 60 дней (30 евро × 40 %), в размере 5,6 евро за последующие дни (20 евро × 40 % × 70 %).
В ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТЪЕЗДА ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРОИЗОШЛО
С 4 октября 2011 г. в Инструкцию № 115 постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 14.09.2011 № 87 внесены отдельные изменения.
Прежде всего рассмотрим порядок оплаты суточных в условиях применения первоначальной редакции Инструкции № 115.
Возмещение суточных следовало производить в иностранной валюте, включая день отъезда из Республики Беларусь и день прибытия в Республику Беларусь, по нормам, установленным для государства, в которое работник направлен в командировку (п. 22 Инструкции № 115).
За время следования по территории Республики Беларусь до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Республику Беларусь суточные выплачивали в белорусских рублях по нормам, установленным белорусским законодательством по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь.
День пересечения границ государств, в т.ч. Государственной границы Республики Беларусь, определяли по отметке в документе для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь (п. 23 Инструкции № 115). При командировании работников в Российскую Федерацию и другие государства, где при пересечении границы отметка в документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь не вносится, день пересечения границы определяли по документам на проезд с учетом расписания движения пассажирского транспорта.
По разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты, днем отъезда для водителей-международников нужно было считать день фактического выезда из Республики Беларусь (например, при командировании водителя с 8 по 29 ноября 2010 г. и выезде из Беларуси 10 ноября 2010 г. суточные за 8, 9 ноября 2010 г. следовало выплачивать по нормам, установленным для командировок в пределах Республики Беларусь).
Отметим, что порядок определения даты отъезда для иных категорий работников, по разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты, отличался от порядка определения даты выезда из Беларуси водителей, осуществляющих международные перевозки.
Так, по общему правилу днем отъезда из Республики Беларусь следовало считать день отправления (выезда) поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из Беларуси командированного, а днем прибытия – день прибытия указанного транспорта в Республику Беларусь. При отправлении транспорта до 24.00 включительно днем отъезда считают текущие сутки, а с 0.00 и позднее – последующие сутки, т.е. порядок определения даты отъезда и въезда определялся на даты отправления транспортного средства и не зависел от даты пересечения границы.
Обращаем внимание, что в Инструкции № 115 не содержалось никаких изъятий либо особенностей для определения даты выезда (въезда) из Беларуси для водителей, осуществляющих международные командировки. Чем было вызвано различное определения таких дат для разных категорий работников, не вполне понятно, так как данный порядок фактически уменьшал норму суточных для водителей, которые после загрузки могли простаивать на таможне для оформления документов, прохождения пограничного и таможенного контроля и т.д.
Пример 4
Водитель был направлен в командировку в Польшу для доставки груза из г. Могилева в г. Варшаву с 5 по 12 июля 2011 г.
5 и 6 июля 2011 г. он находился на территории Республики Беларусь (осуществлялась погрузка груза), 6 июля водитель выехал из г. Могилева по направлению к Польше для доставки груза, границу пересек 7 июля 2011 г.
Суточные за период нахождения на территории Республики Беларусь до дня выезда, в частности за 5 и 6 июля 2011 г., будут возмещены в размере 22 000 руб. (норма суточных, установленная при командировании в пределах Республики Беларусь).
Суточные за 7 июля, а также последующие дни нахождения на территории иностранного государства будут возмещены по нормам Польши – 35 долл. США.
С 4 октября 2011 г. порядок определения даты выбытия из Республики Беларусь для водителей, осуществляющих международные командировки, фактически не изменился, но его нормы были закреплены в Инструкции № 115.
Прежде всего рассмотрим дополнение в п. 22 Инструкции № 115. Оно гласит, что для работников, направленных в командировку на легковом автомобиле, а также для водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, и лиц, командированных вместе с ними, днем отъезда (выбытия) из Республики Беларусь и днем прибытия в Республику Беларусь следует считать дни пересечения Государственной границы Республики Беларусь.
Таким образом, в настоящее время выплата суточных водителям-международникам зависит от даты пересечения границы.
Следовательно, период нахождения водителя на территории Республики Беларусь с даты загрузки и выезда в пункт командирования, в т.ч. время его нахождения на границе для прохождения таможенного и пограничного контроля, до пересечения границы следует включать в период, за который суточные выплачивают по нормам, установленным белорусским законодательством при оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь (в настоящее время – 22 000 руб.).
Кроме того, в настоящее время (см. п. 22 Инструкции № 115) при командировании водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, и лиц, командированных вместе с ними, в несколько иностранных государств с транзитом через Республику Беларусь возмещение суточных необходимо производить:
– за время следования по территории государств – участников СНГ – в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь понормам, установленным для государства – участника СНГ, в которое направлен работник в командировку;
– за время следования по территории других иностранных государств – в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для того государства, в которое работник направлен в командировку.
КОМАНДИРОВКА НА 1 ДЕНЬ
При выезде в командировку и возвращении обратно в тот же день работнику выплачивают суточные в иностранной валюте в размере 50 % от нормы, установленной для государства, в которое направлен работник в командировку (п. 24 Инструкции № 115).
Пример 5
Водитель был командирован из г. Витебска в г. Смоленск для доставки груза на 1 день – 5 июля 2011 г.
Суточные за этот день будут выплачены ему в размере 10 долл. США (20 долл. США × 50 %).
ДЕНЬ ОТЪЕЗДА ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СОВРАДАЕТ С ДНЕМ ПРИБЫТИЯ
В Инструкции № 115, в редакции, которая действовала до 4 октября 2011 г., отсутствовала норма о том, как следует выплачивать суточные, если продолжительность командировки составляет более одних суток, а день пересечения границы при выезде из Республики Беларусь совпадает с днем пересечения границы при возвращении в Республику Беларусь.
Пример 6
Водитель был командирован из г. Минска в г. Вильнюс (Литва) для доставки груза на срок с 5 по 6 июля 2011 г. Границу при выезде из Республики Беларусь он пересек 6 июля 2011 г. и в этот же день возвратился обратно в г. Минск.
По правилам Инструкции № 115, днем выезда считают 6 июля 2011 г., днем возвращения – 6 июля 2011 г.
Суточные за 5 июля выплачены в размере 22 000 руб., а за 6 июля 2011 г. – в размере, установленном для Литвы (26 евро).
В случае если день прибытия в Республику Беларусь совпадает с днем отъезда из Беларуси, возмещение суточных производится в иностранной валюте по нормам, установленным для того государства, из которого прибыл работник (п. 22 Инструкции № 115 (в ред., действующей с 4 октября 2011 г.)).
Пример 7
Водитель был командирован из г. Минска в г. Москву для доставки груза на срок с 5 по 6 октября 2011 г. Границу при выезде из Республики Беларусь он пересек 6 октября 2011 г. и в этот же день возвратился обратно в г. Минск.
Исходя из норм Инструкции № 115, в редакции, действующей с 4 октября т.г., днем выезда из Республики Беларусь следует считать 6 октября 2011 г., днем возвращения – этот же день, 6 октября 2011 г.
Суточные за 5 октября 2011 г. должны быть выплачены по нормам, установленным законодательством при оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь, – 22 000 руб., а за 6 октября 2011 г. – в размере, установленном для г. Москвы, т.е. 30 долл. США.
ПРИ ВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКЕ В ПУТИ ПОРЯДОК ОПЛАТЫ СУТОЧНЫХ НЕ ИЗМЕНИЛСЯ
На практике водитель часто имеет несколько точек командирования: везет сборный груз в несколько стран, забирает обратный груз и везет его в Беларусь либо транзитом через Республику Беларусь в Российскую Федерацию и иные страны, останавливается в пути, ночуя в автомашине, и т.п.
По общему правилу в случае временной остановки в пути следования (для выполнения служебного поручения или по другим не зависящим от работника причинам) и пребывания в связи с этим на территории иностранного государства в течение 12 ч и более (с момента прибытия по расписанию движения пассажирского транспорта в пункт временной остановки) при проезде в государство, куда работник направлен в командировку, или при возвращении из командировки выплату суточных и возмещение расходов по найму жилого помещения производят в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в котором произошла временная остановка (часть первая п. 27 Инструкции № 115). Указанный порядок выплаты суточных не применяют в отношении водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, и лиц, командированных вместе с ними.
Водителям, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, и лицам, командированным вместе с ними, в случаях, предусмотренных в части первой п. 27 Инструкции № 115, суточные выплачиваются по нормам, установленным для государства, в которое они направлены в командировку. С 4 октября т.г. это правило применяют и в отношении водителей, осуществляющих международные перевозки пассажиров.
Таким образом, в отличие от других категорий работников суточные водителям, осуществляющим международные перевозки, возмещают по нормам страны командирования вне зависимости от продолжительности промежуточной остановки на территории иностранных государств.
При командировании водителей, осуществляющих международные перевозки, одновременно в несколько стран пункт назначения (пункт командирования) следует определять на каждом из отрезков пути, т.е. норму возмещения суточных надо определять по стране назначения, в которой будет первая остановка для разгрузки (либо загрузки) груза.
При этом пункт возвращения в Республику Беларусь пунктом командирования считаться не будет и необходимо применять норму возмещения расходов страны командирования последнего места разгрузки (либо загрузки) груза.
Для наглядности рассмотрим возникающие ситуации на конкретных практических примерах. Для сравнения расчетов примем срок командировки 15 дней:
– дату выезда – 1 июля 2011 г., дату возвращения – 15 июля 2011 г. (для расчета суточных до 4 октября 2011 г.);
– дату выезда – 1 ноября 2011 г., дату возвращения – 15 ноября 2011 г. (для расчета суточных после 4 октября 2011 г.).
Пример 8
Водитель организации был командирован в Германию для доставки груза из Республики Беларусь в Германию, а также для загрузки в Германии и доставки нового груза в Российскую Федерацию транзитом через Республику Беларусь (см. табл. 1).
Маршрут движения: г. Минск (загрузка) – Германия (разгрузка) – Германия (загрузка) – г. Минск (транзит) – Россия (разгрузка) – г. Минск (возвращение, порожний).
Пример 9
Водитель организации был командирован в Нидерланды для доставки груза из Республики Беларусь в Нидерланды, а также для обратной доставки груза из Германии в Российскую Федерацию (г. Брянск) транзитом через территорию Республики Беларусь (см. табл. 2).
Маршрут движения: г. Минск (загрузка) – Нидерланды (разгрузка) – Германия (загрузка) – г. Минск (транзит) – Россия (разгрузка) – г. Минск (возвращение, порожний).
Пример 10
Водитель организации был командирован в Италию для загрузки и доставки груза в г. Гомель (Республика Беларусь) (см. табл. 3).
Маршрут движения: г. Минск (порожний) – Италия (загрузка) – г. Гомель (разгрузка) – г. Минск (порожний).
Пример 11
Водитель организации был командирован для доставки груза в Германию, а также обратной доставки сборного груза из Германии, Бельгии и Нидерландов в г. Минск (см. табл. 4).
Маршрут движения: г. Минск (загрузка) – Германия (разгрузка) – Бельгия (загрузка) – Нидерланды (загрузка) – Германия (загрузка) – г. Минск (разгрузка).
Пример 12
Водитель организации был командирован для доставки груза в Германию, а также обратной доставки сборного груза из Германии, Бельгии и Нидерландов в Российскую Федерацию транзитом через территорию Республики Беларусь (см. табл. 5).
Маршрут движения: г. Витебск (загрузка) – Германия (разгрузка) – Бельгия (загрузка) – Нидерланды (загрузка) – Германия (загрузка) – Российская Федерация (разгрузка) – г. Минск (возвращение, порожний).
Пример 13
Водитель организации был командирован в Германию для загрузки и доставки груза в Российскую Федерацию транзитом через территорию Республики Беларусь (см. табл. 6).
Маршрут движения: г. Минск (порожний) – Германия (загрузка) – г. Минск (транзит) – Россия (разгрузка) – г. Минск (возвращение, порожний).
Пример 14
Водитель был командирован в Российскую Федерацию (г. Смоленск) для загрузки и доставки груза в Республику Беларусь (см. табл. 7).
Маршрут движения: г. Минск (порожний) – г. Смоленск (загрузка) – г. Гомель (разгрузка) – г. Минск (возвращение, порожний).
Сложным вопросом при установлении нормы возмещения суточных расходов является определение даты выезда в направлении пункта командирования, периода разгрузки (загрузки), пересечения границ иностранных государств (в частности, в зоне действия Шенгенского соглашения, Российской Федерации) и т.п.
В данной ситуации могут быть использованы любые документы, подтверждающие направление движения водителя и его нахождение на территории того или иного государства, в котором находится соответствующий пункт командирования: путевой лист, чеки АЗС, документы, подтверждающие уплату сборов за движение по платным дорогам, приобретение страховых полисов, необходимых для участия в дорожном движении на территории определенных государств, тахограммы, квитанции гостиниц либо иных мест проживания, отчет водителя о выполнениизадания по зарубежной командировке и т.п.