<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2023 г. № 364 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» принято в целях приведения законодательства в соответствие с законами Республики Беларусь от 8 декабря 2022 г. № 221-З «О признании утратившими силу законодательных актов», от 30 декабря 2022 г. № 236-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», а также оптимизации административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в сфере производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, и их перевода в электронную форму, и определения дополнительной меры в сфере контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
В целях снижения административной нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращения количества документов, ими представляемых, дальнейшей цифровизации административных процедур с 8 декабря 2023 года исключается обязанность субъектов хозяйствования по представлению в налоговые органы:
заключения экспертизы о подлинности возвращенных акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, табачных изделий, копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих возврат акцизных марок республиканскому унитарному предприятию «Издательство «Белбланкавыд», при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подпункт 22.7.2 пункта 22.7 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (далее – единый перечень));
заключения экспертизы о подлинности возвращенных контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов на ввозимые (вывозимые) на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт, копий товарно-транспортных накладных, подтверждающих возврат контрольных знаков республиканскому унитарному предприятию «Издательство «Белбланкавыд», а также сопроводительных документов, промаркированных контрольными знаками, при осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков, а также в качестве условия реализации контрольных знаков (подпункты 22.8.3 и 22.8.4 пункта 22.8 единого перечня).
Необходимую информацию для осуществления административных процедур на основе вышеуказанных заключения, товарно-транспортных накладных и сопроводительных документов субъекты хозяйствования будут указывать в заявлениях:
о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок (подпункт 22.7.2 пункта 22.7 единого перечня), – сведения о возвращенных неиспользованных акцизных марках;
о возврате денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных контрольных знаков (подпункт 22.8.3 пункта 22.8 единого перечня), – сведения о возвращенных неиспользованных контрольных знаках;
о зачете денежных средств, внесенных в республиканский бюджет, в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы, и (или) их возврате (подпункт 22.8.4 пункта 22.8 единого перечня) – сведения о возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках.
Информация, указанная субъектами хозяйствования в заявлении, налоговым органом будет сверяться с информацией, содержащейся в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД).
Несоответствие информации о возвращенных неиспользованных акцизных марках, возвращенных неиспользованных или погашенных контрольных знаках сведениям ЭБД будет являться основанием для отказа в приеме заявлений на возврат денежных средств, внесенных в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков, а также в осуществлении зачета и (или) возврата денежных средств, внесенных в качестве условия реализации контроль-ных знаков.
Денежные средства, внесенные в оплату стоимости возвращенных неиспользованных акцизных марок, контрольных знаков, возвращаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления об их возврате при отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням, штрафам, наложенным налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, иным платежам в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговые и иные платежи в бюджет).
При наличии задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет налоговый орган производит зачет денежных средств в счет ее погашения в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о возврате денежных средств и о проведении такого зачета в течение трех рабочих дней после его проведения направляет соответствующее сообщение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Оставшаяся после проведения зачета сумма денежных средств возвращается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления об их возврате.
В случае отсутствия денежных средств, подлежащих возврату после проведенного зачета, налоговый орган принимает административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры.
В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не обращались в налоговые органы за возвратом денежных средств за возвращенные контрольные знаки, акцизные марки для маркировки алкогольных напитков, такие денежные средства подлежат зачету в счет оплаты стоимости контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков. Для этого юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям при очередном обращении в инспекцию МНС за выдачей контрольных знаков, акцизных марок для маркировки алкогольных напитков в заявлении необходимо указать сведения о зачислении в бюджет таких денежных средств.
Денежные средства, внесенные в качестве условия приобретения контрольных знаков для маркировки сопроводительных документов (далее – денежные средства), подлежат зачету в счет исполнения налоговых обязательств по налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним, штрафов, наложенных налоговыми органами или судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов, уплаты иных платежей в бюджет, контроль за которыми возложен на налоговые органы (далее – налоговое обязательство) и (или) возврату на счет юридического лица либо индивидуального предпринимателя при погашении контрольных знаков или возврате неиспользованных контрольных знаков.
Зачет денежных средств в счет исполнения налоговых обязательств производится налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления о зачете и (или) возврате денежных средств, возврат денежных средств – в течение пятнадцати рабочих дней, при отсутствии у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет, в порядке, аналогичном порядку возврата денежных средств за возвращенные неиспользованные контрольные знаки, акцизные марки.
В соответствии с Распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 27 апреля 2020 г. № 119р «Об административных процедурах, планируемых к переводу в электронную форму» вышеуказанные административные процедуры запланированы к переводу на единый портал электронных услуг в 2024 году.
<…>
Комментарий опубликован 13 июня 2023 г. на сайте МНС (nalog.gov.by).