Организация получила от ДФР информацию с предложением произвести корректировку налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога.
По мнению организации, вывод ДФР о том, что организация осуществила незаконную хозяйственную сделку, является ошибочным, так как она была уверена, что работает с добросовестным и законопослушным субъектом.
Возникли следующие вопросы:
5.1. Как защитить свои права?
Такая информация согласно п. 9 Инструкции № 3* направляется субъектам хозяйствования, которые совершали в определенный период хозяйственные операции с субъектом хозяйствования, по которому ДФР составил заключение об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 Налогового кодекса. Форма ее приведена в приложении 2 к Инструкции № 3.
_____________________
* Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, утвержденная постановлением КГК Республики Беларусь от 09.07.2019 № 3 (далее – Инструкция № 3).
Организация, получив от органа ДФР информацию, имеет право представить свои пояснения по исчислению и уплате налогов (сборов) по совершенным операциям (это указано в форме информации).
Пояснения (именно так должен называться документ, в котором будут изложены несогласия с содержанием информации) представляются в тот орган ДФР, который составил информацию. Форма пояснения не установлена законодательством, потому как вы изложите свои возражения, какие документы приложите – личное дело. Но, бесспорно, что пояснения должны быть аргументированы с приложением конкретных доказательств.
В качестве аргументов, доказательств, что организация в сделке добросовестна, можно привести следующие.
При проверке оснований для корректировки налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) необходимо учитывать, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания (п. 7 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»). Хозяйственная операция, которую ДФР подверг сомнению, законно и обоснованно отражена в бухгалтерском учете и отчетности предприятия, прежде всего, исходя из экономического содержания.
Так, реальность совершения данной сделки подтверждается:
– действительной ТТН, которая содержится в Электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции;
– договором с перевозчиком;
– путевым листом, доверенностью, выданной водителю на получение груза;
– договором аренды на склад, на котором был размещен товар;
– карточками складского учета или иными документами, подтверждающими нахождение товара на складе;
– объяснительными водителя, кладовщика о принятии груза;
– данными бухучета об отражении приобретения товара;
– цена приобретения товара является средней ценой на рынке.
5.2. Можно ли оспорить информацию ДФР в суде?
Порядок оспаривания информации в суде не регламентирован законодательством. Но, по мнению автора, получатель информации вправе обжаловать ее как ненормативный правовой акт либо путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу, либо путем подачи заявления в экономический суд по правилам гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК).
Кроме того, если в организации в связи с несогласием с доводами ДФР будет проведена внеплановая проверка, то результаты проверки (акт проверки, решение по акту проверки) также можно обжаловать: на акт проверки подаются возражения; решение по акту проверки обжалуется вышестоящему должностному лицу либо путем подачи заявления в экономический суд по правилам гл. 25 ХПК |*|.
От редакции
Сведения о заключениях, составленных и направленных ДФР организациям (ИП), размещены на официальном сайте Комитета государственного контроля в Интернете: www.kgb.by/ru, раздел «Сведения о составленных ДФР КГК заключениях». Они размещаются на сайте не позднее 5 рабочих дней с момента составления.