Отчетность о выполнении обязанности за III квартал 2020 года надо сдавать по новой форме
Указ № 16 сохранил основные принципы выполнения производителями и поставщиками обязанности, действовавшей ранее в соответствии с Указом № 313 .
Обязанность, как и ранее, может быть исполнена одним из двух способов или их совокупностью по выбору:
– путем применения собственной системы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки;
– путем заключения договора с государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – Оператор) и внесения платы за организацию сбора, обезвреживание и (или) использование отходов.
Справочно: как и ранее, применение собственной системы сбора отходов в отношении стеклянных бутылок возможно при наличии заключения, что такие бутылки не производятся в достаточном количестве на территории республики (подп. 1.2 п. 1 Указа № 16 , подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 ) |*|.
Постановление № 388 , принятое в развитие Указа № 16 , утвердило:
– перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа № 16 , и размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (приложение 4) (далее – перечень);
– Положение [4];
– Положение о порядке расчета суммы и сроках внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, порядке возврата излишне внесенной (взысканной) платы и пеней;
– типовую форму договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки (приложение 1).
Отчетным периодом для выполнения обязанности, как и ранее, является календарный квартал.
Выполнение обязанности и представление информации о ее выполнении в порядке, установленном Указом № 16 и постановлением № 388 , осуществляются за отчетные периоды начиная с III квартала 2020 г. (п. 4 постановления № 388 ).
Справочно: выполнение обязанности и представление информации о ее выполнении за прошлые отчетные периоды осуществляются согласно Указу № 313 и законодательству, действовавшему в соответствующем отчетном периоде.
Постановление № 388 определило новые виды товаров и упаковки, на которые обязанность будет распространяться с 1 января 2021 года
В перечне товаров и упаковки, на которые распространяются требо-вания Указа № 16 |*|*|, и размерах платы с 1 июля 2020 г. существенных изменений постановлением № 388 не предусмотрено.
В основном наименования товаров и упаковки и коды ТН ВЭД ЕАЭС, которыми они классифицируются, соответствуют приложению 1 к Указу № 313 и содержат лишь незначительные изменения.
Размеры платы также установлены на уровне действовавших ранее размеров (по состоянию на 1 апреля 2020 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313»), за исключением одной позиции – мешки и пакеты из бумаги (п. 16 перечня), по которой размер платы снижен со 130 до 90 руб. за 1 т.
Перечень дополнен новыми видами товаров и упаковки, но обязанность на них будет распространяться только с 1 января 2021 г. (абз. 2 п. 9 постановления № 388 ).
Справочно: с 1 января 2021 г. в перечень товаров и упаковки, на которые распространяется обязанность, дополнительно будут включены:
– пористая упаковочная пленка (код ТН ВЭД ЕАЭС 3921);
– двери и окна из пластмасс (код ТН ВЭД ЕАЭС 3925 20 000 0);
– сетка полимерная для бытовых нужд (код ТН ВЭД ЕАЭС 3926 90 970 9);
– бумага и картон упаковочные (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4803 00, 4804, 4805, 4807 00, 4808, 4810);
– отопительные котлы (код ТН ВЭД ЕАЭС 8403 10 900 0);
– вентиляторы и вытяжки (коды ТН ВЭД ЕАЭС 8414 51–8414 60);
– весы электронные (код ТН ВЭД ЕАЭС 8423 10 100 0);
– мини-мойки (коды ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 010 0, 8424 30 080 0);
– газонокосилки (коды ТН ВЭД ЕАЭС 8433 11, 8433 19);
– вязальные машины (код ТН ВЭД ЕАЭС 8447);
– источники бесперебойного питания для бытовой техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8504 40 300 9);
– микрофоны и наушники (коды ТН ВЭД ЕАЭС 8518 10–8518 30, 8518 50 000 0);
– пульты дистанционного управления (код ТН ВЭД ЕАЭС 8543 70 900 0);
– часы электрические настенные и настольные (коды ТН ВЭД ЕАЭС 9103, 9105);
– аккумуляторы (заряжаемые батареи) для техники и электроники (код ТН ВЭД ЕАЭС 8507).
Перечень также дополнен примечанием, разъясняющим понятие «товары бытового назначения», которого ранее не было в приложении 1 к Указу № 313 . Под такими товарами понимаются товары, предназначенные в основном для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от их приобретения и исполь-зования физическими или юридическими лицами.
Новации в порядке применения собственной системы сбора отходов
Применение собственной системы сбора отходов, как и ранее, включает осуществление:
1) сбора отходов товаров и упаковки и (или) многооборотной стеклянной упаковки посредством принадлежащих на праве собственности, аренды или ином законном основании:
– стационарных или передвижных пунктов приема (заготовки) отходов и (или) многооборотной стеклянной упаковки;
– контейнеров, площадок для сбора отходов и (или) иных оборудованных мест для сбора отходов и (или) многооборотной стеклянной упаковки;
– объектов сортировки (разделения по видам) отходов;
2) обезвреживания и (или) использования собранных отходов и повторного использования собранной многооборотной стеклянной упаковки (п. 3 Положения ).
Обращение с отходами товаров и упаковки и многооборотной стеклянной упаковкой в рамках применения собственной системы сбора отходов должны осуществляться на территории Республики Беларусь.
Важным нововведением постановления № 388 по сравнению с Указом № 313 является возможность объединения производителей, поставщиков и организаций, осуществляющих обращение с отходами, с целью организации совместной работы по сбору отходов товаров и упаковки или многооборотной упаковки (путем создания или вхождения в состав участников (акционеров) существующего юридического лица).
Справочно: ранее в соответствии с Указом № 313 собственная система сбора отходов должна была создаваться каждым производителем и поставщиком самостоятельно.
Порядок распределения ответственности между производителями и поставщиками, организовавшими совместную систему сбора отходов, в случае нарушения порядка сбора отходов созданным для этих целей юридическим лицом, повлекшего занижение суммы платы, подлежащей внесению на специальный счет оператора, предусмотрено п. 12 Положения .
Обезвреживание и (или) использование собранных отходов и повторное использование собранной многооборотной упаковки осуществляются производителями и поставщиками самостоятельно либо путем передачи по договорам с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими такую деятельность. Данное требование должно соблюдаться и при совместной системе сбора отходов (часть вторая п. 5 Положения ).
Еще одним существенным отличием Положения от Указа № 313 является то, что кроме отходов потребления для целей выполнения обязанности путем собственной системы сбора отходов может собираться произведенная или ввезенная производителями и поставщиками упаковка, в отношении которой у них возникла обязанность и которая утратила потребительские свойства в процессе их собствен-ной деятельности (далее – собственные отходы упаковки).
Справочно: данная возможность предусмотрена взамен льготы, предусмотренной ранее абз. 13 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 в отношении упаковки, в которой ввозятся товары для собственного потребления и при растаривании которых образуются отходы производства.
В постановлении № 388 сохранены проценты сбора, обезвреживания и (или) использования отходов потребления, установленные в подп. 1.4 п. 1 Указа № 313 (нормативы сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, установленные в приложении к Положению ). Но при этом постановлением № 388 товары и упаковка объединены в группы и нормативы сбора отходов и виды отходов, подлежащих сбору, устанавливаются для всей группы товаров и упаковки и не зависят, как раньше, от конкретной позиции перечня товаров и упаковки |*|.
Нормативы используются для определения количества отходов потребления, которые необходимо собрать и передать на обезвреживание и (или) использование для целей выполнения обязанности, в зависимости от количества товаров и упаковки, в отношении которых в отчетном периоде возникла обязанность (п. 7 Положения ).
Как и ранее, для производителей и поставщиков стеклянной упаковки в счет выполнения обязанности с применением собственной системы сбора отходов помимо отходов стекла включаются объемы собранной и переданной на повторное использование многооборотной стеклянной упаковки (часть вторая п. 6 Положения ).
При этом комментируемым постановлением предусмотрено снижение нормативов в отношении отходов стекла (с 70 % до 60 % или 50 %) в зависимости от доли многооборотной упаковки в общем объеме сбора отходов стекла и такой упаковки (более 50 % или 100 %) (часть третья п. 6 Положения ). Снижение предусматривается только в том случае, если в целом нормативы сбора (в т.ч. с учетом снижения) будут выполнены (часть четвертая п. 6 Положения ). То есть обязанность будет полностью исполнена путем применения собственной системы сбора отходов без дополнительного внесения платы.
Для сбора собственных отходов упаковки нормативы не устанавливаются. Все собранное и переданное на обезвреживание и (или) использование количество отходов такой упаковки вычитается из количества упаковки, в отношении которой возникла обязанность, и это уменьшенное количество упаковки в дальнейшем используется как для определения подлежащих сбору отходов потребления (часть пятая п. 7 Положения ), так и для расчета суммы платы.
Справочно: так как собственные отходы упаковки подлежат сбору только в случае возникновения обязанности в отношении этой упаковки, очевидно, что общее количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки не могут превышать количества упаковки, в отношении которой возникла обязанность (в текущем и предыдущих отчетных периодах).
Если количество собранных и переданных на обезвреживание и (или) использование отходов превысило количество, необходимое для выполнения в отчетном периоде обязанности в полном объеме, то, в отличие от Указа № 313 , превышающее количество может быть учтено для выполнения обязанности в дальнейшем:
– по отходам потребления на следующий (один) отчетный период |*|*|;
– по собственным отходам упаковки на следующие (несколько) отчетных периодов.
Кроме того, за часть упаковки, утратившей потребительские свойства в результате собственной деятельности производителей и поставщиков, в случае сбора и передачи на обезвреживание и (или) использование собственных отходов упаковки возможно вернуть уплаченную ранее плату (п. 10 Положения ).
Если производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанность исполнялась путем применения собственной системы сбора, но собранного количества отходов и многооборотной упаковки недостаточно для выполнения обязанности в полном объеме, то дополнительно производители и поставщики вносят плату, которая будет рассчитываться с учетом частичного выполнения обязанности путем сбора отходов (п. 11 Положения ).
Важно учитывать, что в соответствии с постановлением № 388 для производителей и поставщиков, применяющих собственную систему сбора отходов (кроме тех, кто собирает исключительно собственные отходы упаковки), предусмотрена обязательная регистрация в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку, подготовку отходов (п. 9 Положения ). Данное требование также распространяется на юридические лица, осуществляющие сбор отходов товаров или многооборотной упаковки при совместной системе сбора отходов |*|.