Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон) информирует об особенностях применения его отдельных положений в отношении изменения с 01.01.2021 порядка взимания налога на добавленную стоимость по продовольственным товарам и товарам для детей, лекарственным средствам, медицинским изделиям.
1. С 01.01.2021 отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь, при их ввозе на территорию Республики Беларусь будут облагаться НДС по ставке в размере 20 % вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10 %*.
___________________
* Справочно. C 01.01.2021 Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка НДС в размере 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, сокращен и в новой редакции включен в состав Налогового кодекса Республики Беларусь (приложение № 26) (далее – Кодекс). Указ Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 будет признан утратившим силу.
2. С 01.01.2021 при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий), при их ввозе на территорию Республики Беларусь будет применяться ставка НДС в разме-ре 10 %**.
___________________
** Справочно. В отношении лекарственных средств и отдельных позиций медицинских изделий до 01.01.2021 применялось освобождение от НДС. Из Кодекса с 01.01.2021 исключены подпункт 1.1 пункта 1 статьи 118 и подпункт 1.5 пункта 1 статьи 119. Статья 122 Кодекса дополнена подпунктом 2.21.
Применение ставки НДС в размере 10 % будет зависеть от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС)*** без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях****.
___________________
*** Справочно. Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза; Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза.
**** Справочно. Указ Президента Республики Беларусь от 06.03.2005 № 118 (далее – Указ № 118) и Указ Президента Республики Беларусь от 24.02.2012 № 107 (далее – Указ № 107) будут признаны утратившими силу.
Следовательно, в отношении медицинского изделия, зарегистрированного в государственном реестре, код которого согласно единой ТН ВЭД ЕАЭС не был включен в Указ № 118 (в Указ № 107 – в случае ввоза товаров), либо не соблюдалось целевое использование товара и по этим причинам производилось исчисление НДС по ставке в размере 20 %, с 01.01.2021 возможно будет применить ставку НДС в размере 10 %.
Если необходимой регистрации нет, то:
при ввозе на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств основанием для применения ставки НДС в размере 10 % является наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством (далее – заключение (разрешительный документ));
при реализации на территории Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств основанием для применения ставки НДС в размере 10 % является наличие заключения (разрешительного документа) или его копии (а при реализации лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, – копия лицензии и разрешения Министерства здравоохранения на ввоз наркотических средств или психотропных веществ) совместно с письмом Министерства здравоохранения на реализацию на территории Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, где также указывается цель ввоза и реализации таких лекарственных средств. Если же регистрация была, но срок действия регистрационного удостоверения истек, то реализация лекарственного средства с налогообложением НДС по ставке в размере 10 % возможны до окончания срока годности лекарства, указанного на упаковке, на основании протокола испытаний и документа производителя, в соответствии с которыми лекарственное средство было допущено к реализации и медицинскому применению на момент действия его регистрационного удостоверения (см. совместное письмо МНС и Минздрава от 22.03.2018 № 2-1-9/00537/5-2-8/3762);
при ввозе на территорию Республики Беларусь, реализации на территории Республики Беларусь незарегистрированных медицинских изделий основанием для применения ставки НДС в размере 10 % является наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2021 применяется ставка НДС в размере 20 % при ввозе на территорию Республики Беларусь:
сырья и материалов для изготовления лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий);
комплектующих изделий для производства лекарственных средств, медицинских изделий (в т.ч. протезно-ортопедических изделий);
полуфабрикатов к лекарственным средствам, медицинским изделиям (в т.ч. протезно-ортопедическим изделиям).
В свою очередь подпунктом 26.2 пункта 26 статьи 133 Кодекса в этой части предусмотрено, что плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при отмене ранее установленного освобождения от налогообложения.
Выделение суммы НДС для вычета осуществляется из остатков товаров, имеющихся на дату отмены ранее установленного освобождения от налогообложения:
на основании подписанного электронной цифровой подписью электронного счета-фактуры;
путем самостоятельного выделения для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе этих товаров и отнесенных на увеличение их стоимости или включенных в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении.
Следует иметь в виду и особенности осуществления налоговых вычетов сумм НДС по товарам, по которым налог с 01.01.2021 исчисляется по ставке НДС в размере 10 %, – вычет сумм «входного» НДС, приходящегося на такие товары, осуществляется в полном объеме независимо от суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Ранее суммы «входного» НДС, приходящегося на товары, по реализации которых применялось освобождение от НДС, к вычету не принимались, а относились на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
3. Согласно пункту 6 статьи 128 Кодекса при изменении порядка исчисления НДС (в т.ч. ставок налога) новый порядок исчисления применяется:
в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС;
в отношении предметов лизинга, момент передачи которых в лизинг, определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 121 Кодекса, наступил с момента изменения порядка исчисления НДС;
в отношении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии с пунктом 4 статьи 120 Кодекса, отражение которых произведено в бухгалтерском учете с момента изменения порядка исчисления НДС.
В отношении заключенных до 01.01.2021 договоров финансовой аренды (лизинга), например, медицинского оборудования, предусматривающих выкуп предмета лизинга: если момент фактической реализации по таким договорам в части контрактной стоимости предмета лизинга приходится на 2021 год, то лизингодателем исчисляется НДС по ставке в размере 10 % вместо ранее применявшегося освобождения от НДС. В связи с этим сторонам рекомендуется заключить дополнительное соглашение к договору и внести изменения в график лизинговых платежей, включив в контрактную стоимость сумму налога.
Согласно пункту 2 статьи 139 Кодекса при изменении порядка исчисления налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (в т.ч. ставок налога), новый порядок исчисления применяется в отношении товаров, принятых на учет с момента изменения порядка исчисления налога на добавленную стоимость.
4. Пунктом 9 статьи 2 Закона предусмотрены особенности применения нового порядка исчисления НДС и действия плательщиков НДС в переходный период.
Так, не позднее 1 февраля 2021 г. подлежат приведению в соответствие с положениями Кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2021 г., цены (в части включения в них налога на добавленную стоимость в необходимой сумме) на остатки:
продовольственных товаров, товаров для детей, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка налога на добавленную стоимость при реализации которых с 1 января 2021 г. увеличивается с 10 до 20 процентов;
лекарственных средств, медицинских изделий, находящихся в розничной сети на 1 января 2021 г., ставка налога на добавленную стоимость при реализации которых с 1 января 2021 г. устанавливается в размере десять (10) процентов.
Положения Кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2021 г., не применяются при реализации остатков, указанных в части первой настоящего пункта, в период с 1 января 2021 г. и до приведения цен на них в соответствие с положениями Кодекса в редакции, вступающей в силу с 1 января 2021 г., но не позднее 1 февраля 2021 г.
5. Согласно пункту 4 статьи 120 Кодекса налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению):
– за реализованные товары сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров;
– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом.
Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 118, подпункта 2.3 пункта 2 статьи 122, подпункта 3.4 пункта 3 статьи 122 и абзаца пятого пункта 6 статьи 128 Кодекса, по суммам, увеличивающим налоговую базу по товарам, порядок налогообложения НДС с 01.01.2021 которых изменился, можно сделать вывод о том, что если плательщик* реализовал такие товары в 2020 году и суммы, увеличивающие налоговую базу НДС, поступили ему в 2021 году, то:
___________________
* Примечание. Плательщик НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и в 2020 г., и в 2021 г.
– если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) и в 2020 году, и в 2021 году по факту их получения, то поступившие в 2021 году суммы он облагает в том же порядке, в котором в 2020 го-ду производил налогообложение НДС оборотов по реализации товаров (пункт 2 статьи 118, подпункт 2.3 пункта 2 статьи 122, подпункт 3.4 пункта 3 статьи 122 Кодекса);
– если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) в 2020 году по факту их получения, а в 2021 году по факту начисления, то поступившие в 2021 году суммы он облагает в новом порядке, применяющемся с 01.01.2021 (абзац пятый пункта 6 статьи 128 Кодекса);
– если он осуществляет налогообложение сумм увеличения налоговой базы НДС (согласно учетной политике) в 2020 году по факту начисления, а в 2021 году по факту их получения (либо по факту начисления), то начисленные в 2020 году, но поступившие в 2021 году суммы он не включает в налоговую базу НДС 2021 года, поскольку они уже были включены в налоговую базу НДС в 2020 году.
6. Если реализация товаров, порядок исчисления НДС по которым изменился, осуществляется на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, то днем отгрузки товаров их собственником, правообладателем признается дата отгрузки товаров комиссионером (поверенным) покупателю.
Оборот по реализации товаров на основе таких договоров возникает непосредственно у комитента (доверителя).
В связи с этим комитент (доверитель) должен учитывать, что в случае отгрузки товаров комиссионером (поверенным) покупателю в 2021 году у комитента (доверителя) указанные обороты по реализации будут облагаться в новом порядке независимо от того, когда комитент (доверитель) отгружал товар комиссионеру (в т.ч. и до 01.01.2021).
7. В случае если в 2020 году поступил аванс исходя из цены, сформированной согласно порядку налогообложения НДС, действовавшему в 2020 году, по ставке НДС в размере 10 % (например, 110 руб.) по договору поставки, заключенному в 2020 году и определяющему цену как 110 руб., то при отсутствии достигнутой договоренности между продавцом и покупателем об увеличении цены продавец в 2021 году выписывает покупателю первичный учетный документ, исходя из цены 110 руб. с предъявлением суммы НДС, исходя из порядка налогообложения НДС, действующего в 2021 году по ставке НДС в размере 20 % (например, цена 110 руб., в т.ч. сумма НДС 18,3 руб.). Сумма НДС, исчисленная исходя из выручки 110 руб. по новому порядку налогообложения, при определении налогооблагаемой прибыли снимается с выручки от реализации и тем самым уменьшает налогооблагаемую прибыль.
8. В случае если по товарам, отгруженным на экспорт в 2020 году, истечение установленного для подтверждения факта экспорта срока приходится на 2021 год, исчисление НДС по истечении указанного срока производится исходя из порядка налого-обложения НДС, действовавшего в 2020 году.
9. Плательщики, оприходовавшие с 01.01.2021 товары, которые были им отгружены поставщиками до 01.01.2021 (например, 31.12.2020), к вычету принимают суммы НДС, фактически указанные продавцами в первичных учетных документах. При этом увеличение вышеуказанных сумм налога, предъявленных продавцом исходя из порядка налогообложения НДС, действовавшего в 2020 году, в цене приобретения товаров, до суммы налога, исчисленной исходя из порядка налогообложения НДС, действующего в 2021 году, покупателями не производится.
Указанную информацию для применения и руководства доведите до сведения подведомственных и подчиненных организаций, а инспекции МНС по областям и г. Минску – до подведомственных инспекций и плательщиков.
Заместитель Министра Э.А.Селицкая
Разъяснение опубликовано 31 декабря 2020 г. на интернет-портале МНС (nalog.gov.by).