Планируется ли оптимизация экологического налога за захоронение отходов производства?
Специалист МНС:
– Действительно, такая проблема существует. В настоящее время в целях недопущения потерь бюджета и усиления контроля за своевременностью перечисления сумм налога за захоронение отходов производства налоговые инспекции принимают определенные меры.
Так, форма налоговой декларации по экологическому налогу за хранение, захоронение отходов производства в постановлении МНС РБ от 15.11.2010 № 82 изложена в новой редакции. В ней предусмотрено представление владельцами объектов захоронения сведений о суммах налога, не перечисленных им собственниками отходов производства. В этих сведениях владелец объектов захоронения отходов должен указать сумму налога за захоронение отходов производства, не поступившую на его счет от собственника отходов производства после срока, установленного в договоре. Это в настоящее время позволяет оперативно контролировать своевременность уплаты налога собственниками отходов.
Кроме того, МНС РБ готовит предложение о признании с 2012 г. плательщиками налога за захоронение отходов производства владельцев объектов захоронения отходов.
Специалист Минприроды:
– Изменение порядка уплаты налога за захоронение отходов производства – это прерогатива МНС РБ. Если новый порядок уплаты налога обеспечит в полном объеме его взыскание, то это позволит далее направить средства налога на решение природоохранных задач.
Петр Николаевич, эколог:
– Если владельцев объектов захоронения отходов (полигоны) признают плательщиками налога за захоронение отходов производства и процедура уплаты налога будет транзитной (как сейчас), то это приведет к тому, что полигон не будет принимать отходы на захоронение, пока не будет уплачен налог, по причине того, что неуплата налога влечет применение к полигону санкций.
Если же сумма налога будет рассчитываться не от общего количества отходов, поступивших полигону на захоронение, а от фактического количества отходов, направленных на захоронение, то полигонам будет выгодно внедрять переработку отходов. Именно такая схема работает в европейских странах:
– субъекты – собственники отходов платят полигону за услугу по приему отходов в собственность;
– полигон (или иная организация) самостоятельно решает, что делать с отходами далее: переработать или захоронить.
Но такая схема работы с отходами требует изменения законодательства об отходах в части разрешительной системы на захоронение отходов производства. Только в этом случае налог будет выполнять природоохранную функцию.
Ольга Викторовна, бухгалтер организации:
– Было бы разумно, если бы плательщиком налога за захоронение отходов производства признавалась не организация – собственник отходов, а полигон. Ведь это его основной вид деятельности – собирать отходы, причем не безвозмездно. Зачем разбивать функции по уплате налогов между двумя несвязанными организациями? Ведь полигоны не могут повлиять на уплату налога организацией.