Порядок получения субсидий на единицу реализованной продукции
В рамках реализации государственной политики предусмотрено субсидирование товаропроизводителей путем предоставления прямых выплат в виде субсидий на единицу реализованной организациям, осуществляющим деятельность по обработке (переработке) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь, или произведенной и (или) направленной ими в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции (далее – надбавки), из средств местных бюджетов (подп. 3.2 п. 3 Положения № 954 [1]). Предоставление рассматриваемых надбавок осуществляется облисполкомами, райисполкомами.
Вид сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции определяются Советом Министров Республики Беларусь исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на выплату надбавок в соответствующем году. Так, постановлением № 17 [2] утверждены виды сельскохозяйственной продукции и размеры надбавок, применяемых с 1 января 2020 г.
Для получения надбавок сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет в облисполком либо райисполком, уполномоченную организацию в зависимости от административно-территориальной единицы, на территории которой он расположен:
– заявление о предоставлении надбавок;
– расчет потребности в надбавках, произведенный исходя из планируемых к реализации или производству и (или) направленных в обработку (переработку) годовых объемов сельскохозяйственной продукции, по форме, определенной облисполкомами.
Выплата надбавок осуществляется в I и II кварталах текущего года в виде авансирования в общем размере не более 60 % от сумм надбавок, рассчитанных исходя из планируемых к реализации или производству и (или) направленных в обработку (переработку) годовых объемов сельскохозяйственной продукции.
Окончательные расчеты по выплате надбавок за январь – декабрь текущего года производятся в III и IV кварталах текущего года с учетом фактических объемов сельскохозяйственной продукции, реализованной организациям, осуществляющим деятельность по обработке (переработке) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь, или произведенной и (или) направленной сельскохозяйственными товаропроизводителями в обработку (переработку) в этот период.
Расчеты по выплате надбавок за сельскохозяйственную продукцию, реализованную перерабатывающим организациям в декабре истекшего года, оставшиеся незаконченными на 1 января очередного финансового года, производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели |*|.
* Стимулирующие ценовые меры при реализации сельхозпродукции
Целевое назначение надбавок
Сельскохозяйственным товаропроизводителям Правительством рекомендовано использовать надбавки:
– за молоко коровье, молоко кобылье, молоко козье, молоко овечье, молодняк крупного рогатого скота молочных пород, произведенный на животноводческих объектах по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, крупный рогатый скот мясных пород и их помесей, овец, шерсть овечью, зерно кукурузы для производства крахмала и крахмалопродуктов, свеклу сахарную, гречиху – для приобретения энергоресурсов, минеральных удобрений, включая расходы по их доставке и затраты обслуживающих организаций, горюче-смазочных материалов, семян, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, белкового сырья, зерна, комбикормов, запасных частей для сельскохозяйственной техники, оплаты услуг по ремонту сельскохозяйственной техники и погашения задолженности по ним, погашения задолженности по лизинговым платежам за сельскохозяйственную технику, а также для обслуживания, погашения кредитов банков, выданных на закупку минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным организациям, задолженность по кредитам которых передана открытому акционерному обществу «Агентство по управлению активами» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами», и процентов за пользование ими;
– тресту льна-долгунца – для приобретения энергоресурсов, минеральных удобрений, включая расходы по их доставке и затраты обслуживающих организаций, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, тресты льна-долгунца, семян, запасных частей для сельскохозяйственной техники, оплаты услуг по ремонту сельскохозяйственной техники, выплаты заработной платы работникам, занятым на выращивании и уборке льна-долгунца, погашения задолженности по ним, а также для погашения кредитов банков, выданных на указанные цели, и процентов за пользование ими (п. 2 постановления № 17).
Бухгалтерский учет полученных субсидий
Выплачивая субсидии (надбавки) за счет бюджетных средств товаропроизводителю, государство тем самым оказывает ему финансовую помощь. Бухгалтерский учет финансовой помощи определен Инструкцией № 112 [3].
Полученная из бюджета финансовая помощь отражается в бухгалтерском учете коммерческих организаций в составе доходов будущих периодов (счет 98 «Доходы будущих периодов») с последующим отнесением в состав доходов в тех отчетных периодах, в которых будут понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи.
Финансовая помощь, не связанная с будущими расходами или компенсирующая расходы прошлых периодов, отражается в бухгалтерском учете коммерческих организаций в составе доходов отчетного периода (счет 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности») (п. 3 Инструкции № 112).
Отражение сумм полученных надбавок на счете 98 может иметь место в следующих случаях:
– если суммы надбавок использованы на приобретение основных средств. Полученная финансовая помощь отражается по дебету счетов денежных средств, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 98. По факту начисления амортизации (в соответствии с законодательством) на протяжении срока полезного использования суммы финансовой помощи списываются со счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
– если суммы надбавок используются на приобретение производственных запасов. В этом случае полученная финансовая помощь также отражается по дебету счетов учета денежных средств, счета 60 и кредиту счета 98. По дебету счета 98 и кредиту счета 90 (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») находит отражение фактическая себестоимость запасов, использованных на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
– если суммы надбавок используются для оплаты выполненных работ, оказанных услуг. В учете они отражаются по дебету счетов 60, 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 98. Списание сумм доходов будущих периодов, т.е. сумм финансовой помощи, в кредит счета 90 производится в том отчетном периоде, в котором понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет надбавок;
– если суммы надбавок направлены на финансирование текущих расходов. К таким расходам следует относить и выплату заработной платы. Использование финансовой помощи отражается в том отчетном периоде, в котором понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи.
В случае использования полученных надбавок для компенсации расходов, понесенных до даты получения надбавок, в бухгалтерском учете составляются корреспонденции по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 90 (субсчет 90-7).
Исчисление НДС и единого налога для производителей сельхозпродукции
НДС
Рассмотрим порядок исчисления таких налогов, как НДС и единый налог для производителей сельхозпродукции от сумм полученных надбавок сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Так, объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК [4]).
При определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав. Это касается и средств, поступивших из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованных по целевому назначению, кроме тех, что перечислены в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права (подп. 5.5 п. 5 ст. 120 НК). Следовательно, бюджетные средства не облагаются НДС, за исключением случаев, когда эти средства поступают в качестве оплаты за реализованные организацией объекты.
Вместе с тем согласно подп. 4.1 п. 4 ст. 120 НК налоговая база увеличивается на суммы, полученные (причитающиеся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав. Надбавки (субсидии) к ценам за реализованную продукцию связаны с реализацией. Следовательно, они рассматриваются как увеличение налоговой базы, а значит, в соответствии с вышеназванным положением НК включаются в налоговую базу НДС. При этом они облагаются налогом по той же ставке, что и реализованная продукция (письмо МНС № 2-1-9/727-1 [5]).
Обращаем внимание, что момент фактической реализации в отношении сумм надбавок и соответственно период отражения их в налоговой декларации (расчете) по НДС зависят от того, как учитываются указанные суммы сельскохозяйственной организацией для целей обложения НДС в соответствии с учетной политикой – по дате их фактического получения либо по дате их отражения в бухгалтерском учете (подп. 28.2 п. 28 ст. 121 НК).
При увеличении налоговой базы НДС на фактически полученные суммы надбавок организация – плательщик НДС в соответствии с п. 4 ст. 120 НК должна создать и выставить (направить) дополнительный ЭСЧФ (абз. 4 части второй п. 11 ст. 131 НК). Такой ЭСЧФ направляется на Портал. Допускается его оформление в целом за месяц в отношении всех покупателей (подп. 13.2 п. 13 ст. 131 НК).
Что касается вычета сумм НДС, то по общему правилу не подлежат вычету суммы налога, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (часть первая подп. 24.4 п. 24 ст. 133 НК). Данные суммы относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. Положения названного подпункта не применяются, если полученные из указанных источников средства включены (подлежат включению) в налоговую базу (абз. 2 части второй подп. 24.4 п. 24 ст. 133 НК). Поскольку рассматриваемые надбавки (субсидии) включаются в налоговую базу, при покупке товаров (работ, услуг) за счет этих надбавок (субсидий) вычет НДС производится.
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
Если организация, получившая из бюджета надбавку за реализованную сельскохозяйственную продукцию, является плательщиком единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, надбавка в налоговую базу единого налога не включается, поскольку получена организацией безвозмездно и имеет целевое назначение, установленное Указом № 347 [6] (подп. 2.13 п. 2 ст. 349 НК) |*|.
Пример
Полученные надбавки за реализованный молодняк крупного рогатого скота использованы на приобретение минеральных удобрений
Сельскохозяйственная организация реализовала молодняк крупного рогатого скота перерабатывающей организации. Из бюджета в августе 2020 г. получена надбавка за реализованный молодняк крупного рогатого скота в сумме 4 200 руб. В сентябре 2020 г. на эти средства приобретены минеральные удобрения. В сентябре часть минеральных удобрений (на сумму 1 500 руб.) внесена в почву под урожай будущих периодов.
В бухгалтерском учете в августе – сентябре сделаны следующие записи (см. таблицу):