Представительские расходы – это затраты, связанные с проведением встреч и официальных приемов представителей тех организаций, которые сотрудничают или намерены установить деловые контакты с другой организацией (фирмой).
С 1 января 2011 г. организации сами определяют состав представительских расходов
Важно! Указ Президента РБ от 27.09.2010 495 "О некоторых вопросах расходов на представительские цели" (далее – Указ 495) действовал до 1 января 2011 г., так как с этой даты вступил в силу Закон РБ от 15.10.2010 174-З, внесший изменения в Налоговый кодекс РБ (п. 4 Указа 495). Из ст. 131 данного Кодекса исключен подп. 1.5 п. 1, в соответствии с которым до 1 ноября 2010 г. представительские расходы, произведенные сверх норм, установленных Президентом РБ, не учитывали в целях налогового учета. Так как Указ 495 не действует, то сегодня на законодательном уровне не определен закрытый состав представительских расходов.
Минфином и МНС РБ были даны рекомендации по этому поводу:
– организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, по мнению Минфина РБ, может быть локальный нормативный акт, принятие которого осуществляют в рамках учетной политики организации (письмо Минфина РБ от 21.01.2011 05-1-26/878);
– представительскими расходами на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц являются затраты, связанные с проведением встреч и официальных приемов представителей тех организаций, которые сотрудничают или намерены установить деловые контакты с организацией. При рассмотрении вопроса об отнесении таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, аналогично как и расходов по проведению собраний, совещаний, следует исходить из их необходимости в процессе организации оказания услуг. Это должно быть подтверждено документально, как и фактическое их осуществление (письмо МНС РБ от 02.02.20112-2-10/10134).
Законодательство РБ не содержит ограничения по количеству сопровождающих иностранную делегацию лиц. Поэтому в затраты можно включать фактические расходы по всем сопровождающим лицам.
Исходя из сложившегося практического опыта организациям можно порекомендовать включить в перечень представительских расходов следующие:
– по приглашению представителей иностранной делегации;
– по проживанию представителей иностранной делегации;
– на питание;
– на транспортное обслуживание;
– на культурное обслуживание;
– на бытовое обслуживание;
– по аренде помещений;
– на услуги переводчика (если он не состоит в штате организации);
– на проведение встреч и переговоров с резидентами РБ и др.
Этот список можно дополнить, руководствуясь Инструкцией о порядке расходования средств на представительские мероприятия дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за границей, утвержденной постановлением МИД РБ от 28.02.2007 29 (далее – Инструкция 28).
Отмена нормирования с 1 ноября 2010 г. по Указу Президента РБ от 27.09.2010 495 внесла неопределенность в учет представительских расходов
До 1 ноября 2010 г. представительские расходы нормировали в целях налогового учета согласно Указу Президента РБ от 15.06.2006 398 "Об утверждении норм расходов на представительские цели" (с изменениями, внесенными в т.ч. Указом Президента РБ от 09.03.2010 143) (далее – Указ 398).
Указом 398 были утверждены нормы расходов, включаемых и учитываемых при налогообложении затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, на представительские цели по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц (в т.ч. по оплате гостиницы, питания, культурного и бытового обслуживания, услуг переводчика и транспортных услуг), организации осуществления собраний, конференций, семинаров, коллегий, совещаний в размере до 0,2 % затрат на оплату труда работников этих предприятий за отчетный период.
С 1 ноября 2010 г. вступил в силу Указ 495. Им было установлено, что для содействия росту объемов реализации продукции, товаров (работ, услуг) на экспорт, поступлению валютной выручки расходы организаций на представительские цели по приему иностранных делегаций и сопровождающих их лиц (проживание, питание, культурные мероприятия, бытовые услуги, услуги переводчика, транспортные услуги), проведению собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов, совещаний включали в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.
Указом 495 был продублирован однозначный состав представительских расходов. В затратах в целях налогового учета без нормирования можно было учитывать только расходы на прием иностранных делегаций и сопровождающих их лиц.
В отношении белорусских представителей не нормировали только представительские расходы на проведение собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов, совещаний. Если организация осуществляла прием белорусских партнеров, то расходы не учитывали в целях налогового учета.
Указом 398 было предусмотрено включение принимающей стороной расходов на проживание только в части оплаты гостиницы. Со вступлением в силу Указа 495 был расширен состав расходов по проживанию, так как это понятие включало не только оплату гостиницы, но и проживание иностранной делегации по договору найма жилого помещения.
Нами был поставлен вопрос о правильности списания представительских расходов за 2010 г., если имело место превышение норматива по состоянию на 1 ноября 2010 г., но уложились в норматив января – декабря 2010 г. (см. публикацию Т. Желады "Чтобы учесть представительские расходы в затратах при налогообложении прибыли, их необходимо правильно оформить" ("ГБ", 2010, 46, с. 82–88)). Однако никаких официальных разъяснений не было дано, поэтому считаем, что в сложившейся ситуации менее болезненным для организаций было не включать в состав затрат в целях налогового учета расходы, превысившие норматив по состоянию на 1 ноября, но уложившиеся в норматив января – декабря 2010 г. Хотя, по мнению автора, правильным было бы их включить.
Приглашающей стороне необходимо соблюдать следующие нюансы отечественного законодательства и проинформировать иностранных граждан
1. Приему иностранной делегации предшествует приглашение представителей иностранной делегации. Приглашающая сторона должна проинформировать иностранную сторону о правилах пребывания в Республике Беларусь. Необходимо соблюдать нормы Закона РБ от 04.01.2010 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", а также Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (в ред. постановления Совета Министров РБ от 09.07.2010 1030 (далее – Правила)).
2. Иностранцы, ходатайствующие о получении визы или о въезде в Республику Беларусь, обязаны располагать средствами, необходимыми для покрытия расходов на их пребывание в Республике Беларусь и выезд из Республики Беларусь. Они должны иметь средства в сумме, эквивалентной не менее чем 50 базовым величинам, установленным в Республике Беларусь на день въезда в Республику Беларусь, на каждый месяц пребывания.
При въезде в Республику Беларусь на срок менее одного месяца иностранцы должны располагать средствами в сумме, эквивалентной не менее чем 2 базовым величинам, установленным в Республике Беларусь на день въезда в Республику Беларусь, на каждый день пребывания.
Наличие средств либо гарантии предоставления таких средств могут быть подтверждены путем предъявления:
– национальной валюты РБ либо иностранной валюты, конвертируемой Нацбанком РБ;
– документа, на основании которого возможно получение платежных средств;
– документа о приглашении для въезда в Республику Беларусь, оформленного органами внутренних дел;
– документа, подтверждающего бронирование и оплату места проживания и питания в Республике Беларусь;
– гарантийного письма юридического или физического лица, ходатайствующего о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь, об оплате всех расходов, связанных с его пребыванием и выездом из Республики Беларусь;
– транспортного средства или проездных билетов в государство своего гражданства, постоянное место жительства или третью страну (п. 8 Правил).
3. Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь (кроме иностранцев, не подлежащих регистрации в соответствии с Законом), в течение 5 суток, за исключением выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом РБ нерабочими, обязаны зарегистрироваться в МИД РБ, или органе внутренних дел, или гостинице, или санаторно-курортной и оздоровительной организациях (далее – орган регистрации) по месту фактического временного пребывания на основании заявления о регистрации согласно приложению 1 или письменному ходатайству принимающей организации по форме согласно приложению 2 к Правилам.
В срок временного пребывания иностранца засчитывают его фактическое нахождение в Республике Беларусь. В случае если между въездом иностранца в Республику Беларусь и выездом его из Республики Беларусь прошло менее 24 ч, каждый такой период засчитывают в срок его временного пребывания как одни сутки.
Для регистрации необходимо личное присутствие иностранца, за исключением регистрации иностранца по ходатайству принимающей организации и регистрации несовершеннолетнего иностранца, не достигшего 16-летнего возраста (п. 10 Правил).
Сотрудник органа внутренних дел или МИД РБ при принятии решения о регистрации, продлении и (или) сокращении срока временного пребывания иностранца в Республике Беларусь проверяет наличие у него оснований, предусмотренных в ст. 46 Закона.
При поступлении из гостиниц, санаторно-курортных и оздоровительных организаций информации об оформивших в них проживание временно пребывающих в Республике Беларусь иностранцах органы внутренних дел по месту нахождения гостиниц, санаторно-курортных и оздоровительных организаций проводят проверку наличия у иностранцев оснований, предусмотренных в ст. 46 Закона.
Уполномоченные должностные лица юридического лица или физические лица, ходатайствующие о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь, принимают меры по его своевременной регистрации, получению им разрешения на временное проживание, выезду его по истечении определенного ему срока пребывания в Республике Беларусь.
Лица, предоставившие жилое или иное помещение для проживания, транспортное средство иностранцу, удостоверяются в его нахождении в Республике Беларусь в соответствии с Правилами (п. 26 Правил).
4. Иностранные граждане при въезде в Республику Беларусь обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования, заключенный с белорусской страховой организацией, или договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией (страховой полис), на случай оказания им скорой и неотложной медицинской помощи мед-учреждениями.
Договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией, должен:
– содержать наименование, указание на место нахождения, текущий (расчетный) счет иностранной страховой организации, фамилию, имя и адрес иностранного гражданина;
– распространять свое действие на территорию Республики Беларусь;
– действовать в течение периода пребывания иностранного гражданина на территории Республики Беларусь;
– предусматривать страховую сумму (лимит ответственности) не ниже 5 000 евро;
– охватывать страховые случаи, установленные п. 206 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 530 (далее – Положение о страховой деятельности) (п. 207 Положения о страховой деятельности).
В случае отсутствия у иностранного гражданина договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией, соответствующего критериям, установленным настоящим пунктом, и его отказа заключить договор обязательного медицинского страхованияэтому иностранному гражданину в порядке, определенном законодательными актами, отказывают в пропуске через Государственную границу Республики Беларусь.
В случае если иностранные граждане прибывают в Республику Беларусь в составе делегаций или групп, договор обязательного медицинского страхования заключают в пользу каждого прибывающего иностранного гражданина и страховой полис выдают отдельно каждому застрахованному лицу (п. 222 Положения о страховой деятельности).
Возможность оплаты страхового полиса за счет принимающей стороны законодательством не предусмотрена.
Какие затраты на питание можно осуществить для иностранной делегации и принимающих лиц?*
К представительским расходам на питание относят расходы принимающей стороны на завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие, связанное с приемом пищи. Такие мероприятия могут проходить:
а) в специально оборудованном для таких целей помещении принимающей стороны (например, комната для переговоров). Они могут быть обеспечены собственными силами либо с привлечением специалистов (поваров, официантов и др.);
б) в структурном подразделении принимающей стороны, специализирующемся на оказании услуг общественного питания (столовая, кафе, буфет и др.);
в) у стороннего лица, специализирующегося на оказании услуг общественного питания (ресторан, кафе, бар, столовая и др.). В этом случае оплату можно произвести в наличной или безналичной форме.
На практике всегда возникают вопросы:
– можно ли угощать спиртными напитками?
– возможно ли приобретать табачные изделия?
Отметим, что приобретать и угощать можно, а включать в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения, нельзя. И вот почему.
В отношении табачных изделий отметим, что табачные изделия и махорка включены в непродовольственные товары**, а соответственно их стоимость не может быть включена в состав затрат в целях налогообложения как продукты питания. Эти расходы следует отражать как внереализационные расходы.
Несмотря на то что спиртные напитки включены в состав продовольственных товаров*, их стоимость тоже следует включать в состав внереализационных расходов.
Обращаем внимание, что главным государственным налоговым инспектором управления контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности МНС РБ Фомиченко М.Б. в журнале "Налоги Беларуси" (2009, 15, с. 88–89) был дан ответ со ссылкой на постановление Минстата РБ от 29.08.2008 145 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)" и указаний по ее заполнению": "…по строке 031"представительские расходы" отражаются данные о затратах организации по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц, прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема представителей, их транспортным обеспечением, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации. Таким образом, отнесение стоимости алкогольных напитков на нормативные затраты, учитываемые при налогообложении, возможно при проведении официального приема представителей, не состоящих в штате организации, в размере, установленном Указом Президента РБ от 15.06.2006 398".
По поводу ответа отметим: как можно определить, какое количество спиртного за одним столом приняли члены иностранной делегации, а какое – сопровождающие лица?
Однако не все так просто. Даже дипломатические представительства не могут в полном объеме включить в состав затрат спиртные напитки, руководствуясь Инструкцией 29.
К представительским расходам относят расходы, связанные с проведением представительских мероприятий, среди которых:
– приобретение продуктов питания и готовых блюд, спиртных напитков (водка, коньяк, вино и др.) и безалкогольных напитков;
– оплата услуг поваров, официантов и других квалифицированных специалистов из числа привлеченных граждан;
– аренда помещений;
– приобретение разовой посуды, разовых салфеток и других предметов для оформления стола, аренда посуды (п. 2 Инструкции 29).
При проведении дипломатических приемов с количеством приглашенных свыше 50 человек ответственный за протокол с участием заведующего хозяйством и бухгалтера составляет меню по форме согласно приложению 2, руководствуясь нормами расходования спиртных и безалкогольных напитков согласно приложению 3. В нормах расхода указано, что на одного человека может быть предоставлено:
– водка, коньяк, виски и другие крепкие спиртные напитки (используют водку, полученную из Республики Беларусь) – 150 г;
– шампанское, вино – 375 г;
– пиво – 500 г (п. 4 Инструкции 29).
Во время текущих визитов подают кофе, чай, сахар, печенье, конфеты, орешки или другие аналогичные продукты, могут подавать прохладительные напитки (минеральную воду, соки) в соответствии с нормами их расходования согласно приложению 3. Использование и подача крепких спиртных напитков на текущие визиты запрещены (п. 15 Инструкции 29).
При приеме иностранной делегации следует учитывать и нормы трудового законодательства. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты нанимателем в случаях появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы (п. 7 ст. 42 Трудового кодекса РБ). На работников, с которыми заключены контракты, распространены нормы подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 29, который позволяет нанимателю досрочно расторгнуть контракт за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время по месту работы. Не следует забывать, что в Республике Беларусь действует и Директива Президента РБ от 11.03.2004 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины".
Таким образом, алкогольные напитки относят к продовольственным товарам. Однако складывающаяся практика показывает, что в контексте представительских расходов нужно рассматривать расходы на удовлетворение потребностей человека в еде, а употребление алкоголя не удовлетворяет эту потребность. Если принимающая сторона угощает иностранную делегацию спиртными напитками или табачными изделиями, то их стоимость не следует включать в состав затрат в целях налогообложения. В целях бухгалтерского учета такие расходы необходимо отражать записью: Д-т 92 –К-т 60, 10, 41, и как внереализационные расходы они также не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
При определении понятия "бытовое обслуживание" следует использовать Общегосударственный классификатор ОКРБ 015-2003 "Услуги населению", согласно которому к услугам бытового обслуживания относят следующие услуги:
Для того чтобы установить, какие представительские расходы можно включить в состав затрат, следует применять Инструкцию по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденную постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182.