Сроки подачи претензии
Конкретный срок предъявления претензии установлен для определенных обсто-ятельств отдельно. Важно его правильно определить и не пропустить (см. таблицу).
В договоре грузоперевозки обязательно указывается обязанность перевозчика доставить передаваемый ему груз в пункт назначения и передать уполномоченному лицу (получателю) (ст. 739 ГК [1]). Промежуток времени для подачи претензий перевозчику, правила расчета сроков, а также иные нюансы, регулирующие вопросы международной перевозки грузов, содержатся в КДПГ [2].
Правильно предъявляем претензию
Претензия предъявляется в простой письменной форме.
Днем предъявления будет считаться день отправки заявления почтой (по почтовому штампу) или день ее вручения перевозчику под роспись.
Когда перевозчик получил претензию, он должен отреагировать на требования, указанные в ней, и согласиться с ними или обосновать свой отказ от них. При любом решении перевозчик должен дать письменный ответ, который отразит его мнение по возникшему спору. По окончании срока, отведенного для ответа на претензию, заказчик может обратиться в суд независимо от того, поступил ответ на претензию или нет.
В претензии должны быть указаны причина ее составления, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. К претензии должны прилагаться товарно-транспортная накладная, реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в электронном виде, соответствующий акт, расчет ущерба (пп. 113, 114 Правил 970 [3]).
В случае отказа автомобильного перевозчика в удовлетворении заявленных требований или отсутствии ответа на претензию в 30-дневный срок можно подать иск в суд.
Сроки исковой давности
День начала течения срока исковой давности зависит от характера предъявленных требований. Помните, что для отдельных видов споров установлены сокращенные сроки исковой давности. В судебном процессе ответчик может заявить об истечении сроков, что может повлечь за собой отказ в иске по решению суда, даже если заявленные требования были абсолютно обоснованные.
Срок давности по иску можно применить, только если одна из сторон заявит об этом в суде до вынесения решения (п. 2 ст. 200 ГК). Датой начала срока давности принято считать день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Соблюдение установленного законодательством претензионного порядка является обязательным. Срок исковой давности напрямую зависит от факта предъявления претензии, и началом срока будет считаться дата получения ответа на претензию.
Важно! При урегулировании отношений при грузоперевозках нужно применять специальный срок исковой давности – 1 год.
Общий срок 3 года применяется для защиты иных нарушенных прав и к договорным отношениям, возникшим при перевозке груза, не относится, кроме случаев совершения противоправного деяния.
При пропуске срока подачи иска по уважительной причине в некоторых ситуациях индивидуальный предприниматель может восстановить срок. Юридическим лицам срок никогда не восстанавливается.
Важно знать, что сроки подачи претензий и исков, установленные в КДПГ, нельзя изменить по собственному желанию, прописав их в договоре. Все соглашения, которые нарушают пункты КДПГ, считаются недействительными (часть первая ст. 41 КДПГ).