В платежном документе (чеке) печатается информация в виде цифровой символьной строки или штрихового кода, которая размещается в конце распечатанного платежного документа (чека).
Что это за информация и зачем она нужна?
Информация в виде штрихового идентификационного кода (двумерный штриховой идентификационный код – QR-код или линейный штриховой идентификационный код – Code 128) является уникальным идентификатором платежного документа (чека), который позволяет проверить подлинность этого документа.
Требования к информационному содержанию платежного документа (чека) содержатся в государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия».
Одно из них – наличие в чеке уникального идентификатора, который:
– формируется на печатаемом кассовым оборудованием платежном документе с использованием установленного в средство контроля налоговых органов (далее – СКНО) криптомодуля на основании содержимого полученного платежного документа, подписанного технологической электронной цифровой подписью;
– позволяет проверить подлинность платежного документа и создает уникальность (неповторимость) конкретного платежного документа.
В настоящее время функция проверки подлинности платежных документов в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) доступна:
• должностным лицам налоговых органов, органов Комитета госконтроля Республики Беларусь, сотрудникам РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (на который возложены функции центра обработки данных СККО);
• владельцам (пользователям) кассового оборудования в отношении используемого ими кассового оборудования.
Соответственно покупатель при необходимости может удостовериться в подлинности платежного документа, обратившись в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», к субъекту хозяйствования, использующему кассовое оборудование, или в налоговый орган по территориальному расположению такого субъекта хозяйствования.
Справочно: в дальнейшем одним из перспективных направлений развития СККО |*| предусмотрено обеспечение проверки платежного документа (чека) покупателем с использованием мобильного приложения.
* Порядок приема наличных денежных средств с использованием КСА с СКНО
Частное предприятие планирует открыть в городе точку по химчистке ковровых изделий. В смене будет работать 1 человек.
Возникает ли у такого предприятия обязанность по установке платежного терминала?
Нет, не возникает.
Перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы (далее – перечень), обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, содержится в приложении 1 к постановлению № 924/16* (подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16).
_____________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16).
Он включает объекты бытового обслуживания населения, за исключением:
– объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену;
– объектов, расположенных в городе, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 1 человека в смену.
Частное предприятие планирует оказание бытовых услуг в городе. Так как в данном объекте бытовые услуги будет оказывать 1 человек в смену, обязанность установки платежного терминала |*| у частного предприятия отсутствует.
Организация осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобилем-такси с использованием платформы цифровой технологии сервиса «Яндекс.Такси» и «Uber» и не пользуется услугами других диспетчерских служб.
Надо ли оснащать автомобиль-такси платежным терминалом?
Нет, не надо.
Согласно п. 14 перечня в автомобилях-такси надо устанавливать платежные терминалы.
Это требование не распространяется на автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанных только с использованием электронной информационной системы. Оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).
Таким образом, при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронной информационной системы, предусматривающей безналичные расчеты за проезд (автоматическое списание средств с платежной карточки), оснащение автомобиля-такси кассовым оборудованием и платежным терминалом не требуется.
Если расчет за оказанную услугу по перевозке пассажиров, заказанной с использованием электронной информационной системы, производится пассажиром наличными денежными средствами либо посредством банковской платежной карточки, то в таком случае автомобиль-такси должен быть оснащен кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, а также платежным терминалом.
Организация имеет в своем составе обособленное структурное подразделение, осуществляющее сельскохозяйственную деятельность.
В каком порядке осуществляется прием наличных денежных средств данным подразделением при реализации продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства со склада?
Организации при реализации товаров за наличный расчет должны при-нимать наличные денежные средства в порядке, установленном Положением № 924/16*.
_____________
* Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденное постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).
Нормы этого документа также распространяются на филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, для совершения операций которых организацией открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения (п. 1 Положения № 924/16).
Положением № 924/16 определены случаи, когда организации вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.
В их число входит продажа (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства населению юридическим лицом, осуществляющим деятельность по производству сельско-хозяйственной продукции (подп. 35.20 п. 35 Положения № 924/16).
В таком случае расчет за реализованную продукцию должен производиться наличными денежными средствами непосредственно в кассу организации, а каждый факт приема наличных денежных средств должен быть оформлен квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов (п. 37 Положения № 924/16) |*|.
* Информация о порядке приема наличных денег с использованием квитанции
Форма такой квитанции установлена постановлением Минторга Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912».
Таким образом, обособленное структурное подразделение, осуществляющее сельскохозяйственную деятельность, при продаже продукции растениеводства собственного производства со склада (за исключением продажи в торговых объектах) вправе осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования и платежных терминалов, если расчет за реализованную продукцию будет производиться наличными денежными средствами непосредственно в кассу этого подразделения, с обязательным оформлением каждого факта приема наличных денежных средств вышеуказанной квитанцией.
У торговой организации в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса, сократились обороты по реализации товаров, в связи с чем освободилась часть кассового оборудования.
Можно ли сдавать в аренду неиспользуемое кассовое оборудование?
Можно – при соблюдении определенных правил.
Не допускается использование кассового суммирующего аппарата, в т.ч. совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины (далее – кассовый аппарат) в следующих случаях:
– кассовый аппарат, за исключением кассового аппарата с установленным СКНО, не зарегистрирован в налоговом органе организацией, использующей его;
– место установки кассового аппарата с установленным СКНО, наименование организации, использующей его, не соответствуют информации, содержащейся в СККО (п. 17 Положения № 924/16).
Таким образом, одним из требований в отношении порядка использования кассового оборудования является достоверное отражение при регистрации в налоговом органе, а после подключения к СККО – в СККО информации о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, использующих кассовое оборудование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Каких-либо ограничений по сдаче в аренду кассового оборудования одними субъектами хозяйствования другим субъектам хозяйствования постановлением № 924/16 и Положением № 924/16, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с постановлением № 924/16, не установлено.
При этом до начала использования кассового оборудования оно должно быть зарегистрировано в СККО |*| организациями, использующими его, либо в налоговом органе.