Виды ответственности за неуплату (неполную уплату) дивидендов, начисленных на акции, принадлежащие государству
Классификация доходов бюджета основывается на нормативных правовых актах, определяющих источники их формирования. Так, ст. 24 БК [1] определены следующие группы доходов бюджета:
1) налоговые доходы;
2) взносы на государственное социальное страхование;
3) неналоговые доходы;
4) безвозмездные поступления.
Детализированный перечень неналоговых доходов определен в ст. 31, 33, 35, 37 БК и изложен в приложении 1 к постановлению Минфина № 208 [2].
В частности, к неналоговым доходам относят доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений, дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности.
Правовой режим уплаты таких видов неналоговых доходов определен Указом № 637 [3].
Справочно: к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, пени, начисленные за несвоевременную уплату неналоговых доходов, и другие неналоговые доходы (ст. 24 БК).
Из него следует, что в республиканский бюджет, бюджеты первичного, базового и областного уровней подлежит перечислению часть прибыли (дохода):
– республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, являющимися коммерческими организациями, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения;
– хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, за исключением случаев, установленных законодательными актами, – от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально долям Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в их уставных фондах. При этом указанная часть прибыли (дохода) является минимальной обязательной частью дивидендов |*| на доли Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ (подп. 1.1 п. 1 Указа № 637).
* Бухгалтерский и налоговый учет дивидендов, выплачиваемых организациями в 2019 г.
Справочно: если доля государства составляет менее 50 %, часть прибыли (дохода) хозяйственным обществом не уплачивается.
Как видим, у вышеперечисленных субъектов хозяйствования возникает обязанность по перечислению части прибыли (дохода) в размерах и сроки, предусмотренные Указом № 637.
Неисполнение указанной обязанности влечет ответственность, которая предусмотрена:
– подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 [4].
Важно! С 4 сентября 2019 г. этот подпункт действует в новой редакции;
– законами о республиканском бюджете на очередной год.
Республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, обязанные перечислить в бюджет часть прибыли (дохода), в случае неуплаты, неполной уплаты указанных платежей несут ответственность за неуплату, неполную уплату этих платежей, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин).
Справочно: вышеизложенное положение содержалось: в 2017 г. – в ст. 20 Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З, в 2018 г. – в ст. 19 Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 № 86-З. В 2019 г. оно содержится в ст. 19 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 160-З.
Такая ответственность установлена ст. 13.6 КоАП [5]. Меры ответственности применяют налоговые органы на основании информации, полученной от органов приватизации.
Порядок применения мер ответственности налоговыми органами до 4 сентября 2019 г.
В отношении субъектов хозяйствования, подпадающих под нормы Указа № 637, в случае нарушения сроков уплаты дивидендов налоговые органы применяли меры в виде:
Примечание. У налогового органа до указанной даты отсутствовали правовые основания для применения способов обеспечения исполнения обязательства по уплате дивидендов и пени, закрепленных в ст. 54 НК (приостановление операций по счетам, арест имущества и др.).
Рассмотрим вышеизложенное на примере.
Пример
Штрафы и пени за допущенные нарушения
ОАО надлежало во исполнение обязанности, предусмотренной Указом № 637, произвести перечисление дивидендов в бюджет Республики Беларусь по итогам 2017 г. не позднее 22.04.2018 в сумме 1 336 048,97 руб. (п. 81 Устава общества).
В поступившей из органа приватизации в налоговый орган информации указывалось, что общество во II квартале 2018 г. перечислило:
Причиной нарушения срока перечисления дивидендов явилось отсутствие у ОАО в этот период денежных средств на счетах в связи с несвоевременным расчетом с ним за отгруженную продукцию.
Налоговый орган |*| во исполнение положений Декрета № 3 взыскал с общества в бюджет в бесспорном порядке:
* Определение критериев оценки риска для назначения налоговых проверок
– сумму неуплаченного платежа (136 048,97 руб.);
– штраф от причитающейся основной суммы платежа, подлежащей перечислению в установленный срок (1 336 048,97 руб.), в размере 10 %, что составило 133 604,90 руб.;
– пеню.
Кроме того, постановлением от 16.05.2018, вынесенным должностным лицом налогового органа, ОАО привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.6 КоАП в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы дивидендов, что составило 27 209,79 руб., поскольку платежные поручения на уплату платежей не были направлены ко всем текущим (расчетным) счетам ОАО.
Порядок применения мер ответственности налоговыми органами с 4 сентября 2019 г.
С указанной даты положения подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 действуют в редакции Декрета № 5 [7].
Теперь в случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок в соответствующий бюджет дивидендов, начисленных на принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции, с плательщиков налоговыми органами в бесспорном порядке взыскиваются в республиканский или соответствующий местный бюджет неуплаченная сумма дивидендов и пени, начисленные в порядке, установленном налоговым законодательством.
Таким образом, с 4 сентября 2019 г. исключена норма о наложении на субъекты хозяйствования штрафа в размере 10 % от причитающейся основной суммы дивидендов в случае неуплаты (неполной уплаты) их в установленный срок в бюджет.
Следовательно, при выявлении после 4 сентября 2019 г. фактов неуплаты (несвоевременной уплаты) дивидендов, начисленных на принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции, имевших место до этой даты, вышеуказанная мера ответственности к субъектам хозяйствования не применяется.
С 4 сентября 2019 г. к субъектам хозяйствования, на которые распространяются нормы Указа № 637, в случае нарушения ими сроков уплаты дивидендов налоговые органы применят следующие меры:
Кроме того, с указанной даты налоговые органы при наличии у субъекта хозяйствования задолженности перед бюджетом по дивидендам и пени вправе применить способы обеспечения исполнения налогового законодательства и (или) уплаты пеней, определенные ст. 54 НК. Например, в виде приостановления операций по счетам или наложения ареста на имущество |*|.
* Применение ответственности за невыполнение отдельных налоговых обязательств
Применяются ли нормы Декрета № 5 к штрафам, наложенным налоговыми органами до 4 сентября 2019 г., но еще не взысканным?
Для рассмотрения данного вопроса обратимся к положениям ст. 66 Закона № 130-З [8].
Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц.
Нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.
Декрет № 5 не содержит положений относительного того, что нормы подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 распространяют свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Однако внесенные изменения смягчают ответственность, поскольку упраздняется наложение штрафа за неуплату (неполную уплату) в установленный срок в бюджет дивидендов.
Учитывая вышеизложенное, с 4 сентября 2019 г. налоговые органы не будут взыскивать с субъектов хозяйствования штрафы, наложенные в соответствии с подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 и не взысканные до указанной даты.