В последнее время белорусское законодательство о ценообразовании подверглось существенной либерализации. Изменения были настолько глобальными, что многие из субъектов растерялись от предоставленной им свободы. Ранее законодательство содержало если и не однозначные, но все же правила, которыми могло руководствоваться любое предприятие при определении цен (тарифов). Теперь же в отношении большинства товаров (работ, услуг) отменены все ограничения и субъекты могут определять цены свободно, на основе рыночных механизмов. В то же время, как оказалось, это не так просто. Минэкономики РБ попыталось разъяснить сложившуюся ситуацию, подготовив письмо от 31.03.2011 № 12-01-09/2731 "О некоторых вопросах реализации товаров". К сожалению, данное письмо, разрешив одни вопросы, вызвало другие.
В частности, в нем указано, что на товары (работы, услуги), не включенные в перечень, утвержденный Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ), могут быть применены свободные цены (тарифы), устанавливаемые субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно.
Такой вывод сделан на основании ст. 12 Закона РБ "О ценообразовании" (далее – Закон). В ней сказано, что юридическое лицо, предприниматель имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяют государственное ценовое регулирование.
В настоящее время государство регулирует цены (тарифы) на товары (работы, услуги), перечень которых утвержден Указом. На остальные товары (работы, услуги) субъекты предпринимательской деятельности применяют свободные цены (тарифы), устанавливаемые ими самостоятельно.
Основные вопросы вызвал последний абзац письма, в соответствии с которым целесообразность принятия решений субъектами предпринимательской деятельности о реализации товаров (работ, услуг) по ценам, определенным с учетом конъюнктуры рынка, должна быть экономически обоснована и подтверждена соответствующей информацией: о сложившейся конъюнктуре рынка на указанные товары (работы, услуги); сравнительном анализе цен на аналогичные товары, в т.ч. с использованием прайс-листов и других источников информации; оценке предлагаемых к реализации товаров; принятых (намеченных) мероприятиях по снижению затрат на их производство (реализацию); финансовом состоянии организации; рентабельности реализованных товаров (рентабельности продаж).
Многие субъекты предпринимательства и ранее собирали такую информацию, изучали рынок и учитывали ее при определении цен. Однако это никогда не носило обязательного характера и законодательство не предусматривало обязанности подтверждать формируемые цены (тарифы) таким образом.
По мнению автора, данные положения письманеобходимо рассматривать как рекомендательные. Как указано в самом письме, свободная цена (тариф) – это цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Свободная цена (тариф) не подлежит обоснованию. Ее не следует подтверждать информацией о сложившихся ценах (тарифах). Каждый субъект предпринимательской деятельности на свой риск и под свою имущественную ответственность имеет право самостоятельно определить цену (тариф) реализуемого товара (работ, услуг), в т.ч. в размере выше или ниже сложившегося на рынке. При этом он должен учитывать, что излишнее занижение цен, как и их завышение, может привести не к получению дополнительной прибыли, а к убыткам, так какзаниженная цена может не покрыть издержки, азавышенная оказаться неконкурентной, в связи с чем реализация просто невозможна. Видимо, на это и обращает внимание в своем письме Минэкономики РБ.
Таким образом, регулирование цен сохранилось, но теперь это личная обязанность каждого отдельно взятого субъекта предпринимательской деятельности, который путем установления обоснованного уровня цен и тарифов должен обеспечить достижение поставленной цели – получение прибыли. Единственное, на что не обращено внимание в письме, – такая обязанность не носит нормативного характера, ее неисполнение не может повлечь применение мер административной или иной юридической ответственности.