<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
В связи с поступающими вопросами о порядке применения норм постановления Минстройархитектуры Республики Беларусь от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» (далее – постановление № 69) Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь разъясняет.
Постановление № 69 принято во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее – постановление № 447), которым установлен перечень товаров, предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов, изделий и конструкций (далее – материалы) для строительства, цены на которые регулируются (далее – Перечень).
По тексту постановления № 447 и постановления № 69 указанные выше товарно-материальные ценности (строительные материалы, оборудование и сырье для производства строительных материалов) именуются «товары».
1. Что включает в себя понятие «строительство объектов» для целей применения постановления № 69?
В целях применения норм постановления № 447 и постановления № 69 под строительством понимается новое строительство (возведение), реконструкция, модернизация (в т.ч. техническая модернизация), капитальный и текущий ремонт, благоустройство, снос и консервация объектов (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Под объектами строительства понимаются здания и сооружения (их части, в т.ч. изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации (их части), а также иные объекты недвижимого имущества, на которых или в отношении которых выполняются строительные работы.
Способ выполнения строительных работ для регулирования цен значения не имеет, т.е. цены на товары, поименованные в Перечне, регулируются при выполнении работ подрядным и хозяйственным способом.
Источник финансирования строительства для регулирования цен также не имеет значения. То есть цены на товары, поименованные в Перечне, регулируются при их использовании в качестве строительного материала (сырья) или оборудования при строительстве объектов (выполнении строительных работ) за счет любых источников финансирования (в т.ч. за счет собственных средств организаций).
Регулирование цен распространяется на все товары, включенные в Перечень и используемые при выполнении строительных работ в качестве строительных материалов или оборудования.
2. Установлен ли перечень товаров, на которые распространяется действие постановления № 69?
Перечень основан на Классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОКРБ 007-2012, утвержденном постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (далее – классификатор ОКРБ).
Согласно п. 51 Положения о порядке разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального распространения (предоставления) общегосударственных классификаторов, официального распространения (предоставления) информации о них, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.02.2018 № 121, определение кодов по общегосударственным классификаторам, относящихся к деятельности определенных юридических или физических лиц, осуществляется данными лицами самостоятельно.
Справочно: научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (далее – БелГИСС) является разработчиком ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» и осуществляет информационные услуги по вопросам классификации продукции по данному классификатору на платной основе. Для подбора кода заявитель направляет в адрес БелГИСС информацию с подробным описанием классифицируемой продукции (назначение, строение, состав, принцип действия, материал изготовления и т.д.).
Кроме того, создан программный модуль «Классификаторы» (далее – ПМ «Классификаторы»), основу которого составляет ОКРБ 007-2012, представленный в виде отдельного документа в формате PDF, а также в электронном структурированном формате. По вопросам получения доступа к ПМ «Классификаторы» необходимо обращаться в БелГИСС (тел. +375 17 269 69 12).
Регулирование цен осуществляется по товарам, относящимся к кодам классификатора ОКРБ, указанным в приложении к постановлению № 447. А также по товарам, относящимся к кодам ОКРБ, которые включены в классификационные группировки, подчиняющиеся приведенным кодам.
Например:
– по коду 23.62.1 «Изделия из гипса для строительных целей» под регулирование цен попадают товары, включенные в следующие группировки: 23.62.10.500; 23.62.10.900 (это коды подгрупп, подчиняющиеся коду 23.62.1);
– по коду 23.99.12 «Изделия из асфальта или аналогичных материалов» под регулирование цен попадают товары, включенные в следующие группировки: 23.99.12.500; 23.99.12.530; 23.99.12.590; 23.99.12.900 (это коды подгрупп, подчиняющиеся коду 23.99.12).
В отношении товаров, которые включены в Перечень и являются сырьем для производства строительных материалов, регулирование цен осуществляется только в том случае, когда этот товар используется для производства товара (строительного материала), цены на который также регулируются.
Например:
– по коду 23.5 в Перечень включен цемент. Цемент является сырьем для производства строительных материалов, классифицируемых по коду 23.61.1. Следовательно, цена на цемент регулируется в случае его реализации покупателю в целях производства товаров, классифицируемых по коду 23.61.1;
– по коду 08.12.22 в Перечень включена глина. Глина может использоваться в качестве сырья для производства кирпича (код по классификатору 23.32.1 включен в Перечень), а может использоваться при производстве гончарных изделий. В случае отпуска глины производителю кирпича цена на глину регулируется. В случае отпуска глины производителю гончарных изделий цена на глину не регулируется.
Таким образом, если товар, включенный в Перечень, имеет единственное применение – для строительства (для выполнения строительных работ), то цена на него регулируется.
Если товар, включенный в Перечень, имеет двойственное применение – как сырье для производства строительных материалов и как сырье или как материал для другой промышленности, то цена на него регулируется только в случае его приобретения покупателем в целях использования при производстве тех строительных материалов, которые включены в Перечень.
3. На кого распространяется действие постановления № 69?
Нормы постановления № 69 обязательны для соблюдения юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями при установлении цен на товары, предназначенные для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства, в т.ч. при реализации товаров на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».
Механизм соблюдения норм постановления № 69 при биржевой торговле регулируется ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
4. Должны ли корректироваться договоры на поставку товаров, заключенные до вступления в силу постановления № 69, а также цены на товары на складе?
Постановление № 69 вступило в силу с 18 июля 2022 г. и распространяет свое действие на договоры, отгрузка товаров по которым совершается с 18 июля 2022 г., в т.ч. в случае, когда данные отгрузки оплачены предварительно. На товары, не отгруженные на дату вступления в силу постановления № 69, организации должны привести цены в соответствие с нормами постановления № 69 и Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен на товары, утвержденной постановлением № 69 (далее – Инструкция № 69).
На операции по отгрузке товаров, совершенные до 18 июля 2022 г., но не оплаченные на эту дату, регулирование цен не распространяется.
На товары, приобретенные и не отгруженные до вступления в силу постановления № 69, соблюдение норм подп. 1.4 обязательно в части применения предельной максимальной оптовой надбавки к отпускным ценам, сформированным производителями или импортерами, без подтверждения уровня рентабельности (надбавки) в ценах, к которым применяется надбавка.
При этом на товары, приобретаемые после вступления в силу постановления № 69, цена реализации должна быть сформирована с учетом всех требований постановления № 69.
Договоры в части не отгруженных до вступления в силу постановления № 69 материалов должны быть откорректированы с учетом цен, сформированных в соответствии с нормами постановления № 69 (ст. 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3), с учетом разъяснений, приведенных в третьем абзаце данного пункта письма.
5. Распространяется ли действие постановления № 69 на внешнеторговые договоры?
Порядок регулирования цен, установленный постановлением № 69, не применяется при формировании цен на товары, реализуемые по внешнеторговому договору, субъекту торговли для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору, для производства товаров для дальнейшей реализации по внешнеторговому договору.
6. Распространяются ли нормы постановления № 69 на розничную торговлю?
Нормы постановления № 69 не распространяются на субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю. При этом распространяются на реализацию товаров от производителя (импортера) субъекту, осуществляющему розничную торговлю.
Например:
Согласно Закону Республики Беларусь от 04.01.2021 № 81-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 81-З) розничная торговля – это вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами.
7. Обязан ли покупатель указывать цель приобретения товара и несет ли он за это ответственность?
Данная обязанность прописана нормами Инструкции № 69 в п. 13.
Ответственность за нарушение установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) предусмотрена ст. 13.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (далее – КоАП). При этом ответственность за последствия такого нарушения может наступить в соответствии с иными актами законодательства.
<...>
Заместитель Министра О.Д.Швец
От редакции
Письмо Минстройархитектуры от 31.08.2022 № 04-3-02/11501 «О применении норм постановления Минстройархитектуры от 12.07.2022 № 69» также содержит ответы на следующие вопросы:
– можно ли в цену товара включать стоимость доставки до потребителя?
– при формировании цен с учетом стоимости доставки товара до покупателя какая цена включается в прейскурант?
– куда относятся затраты по доставке товара при приобретении товаров (погрузке, разгрузке, затраты, выставленные железной дорогой (в т.ч. пользование вагонами))?
– имеет ли право оптовое звено относить сумму фактических транспортных расходов на увеличение цены?
– в случае наличия у субъектов торговли нескольких торговых объектов куда могут быть отнесены затраты по перемещению товара до торговых объектов, находящихся в разных городах?
– если организация несет дополнительные расходы, связанные с реализацией товара (доработка, фасовка и т.п.), каким образом они могут быть компенсированы?
– как формируется цена импортера?
– как формируется цена организации, осуществляющей оптовую торговлю?
– как правильно понимать абз. 3 п. 2 постановления № 69: «в случае превышения ограничений, установленных в части первой настоящего пункта, до вступления в силу настоящего постановления цена на товар не пересчитывается»?
– как правильно рассчитать процент повышения цен на товары (по каждой товарной позиции) более 30 % в годовом выражении?
– какие меры ответственности предусмотрены за несоблюдение порядка регулирования цен?
– какие сведения в обязательном порядке должны указывать производитель и импортер?
– должна ли цена товара, указанная в товарно-транспортной накладной (товарной накладной), соответствовать сумме расходов, указанных в п. 14 Инструкции № 69?
С полным содержанием письма можно ознакомиться на портале GB.BY в разделе «Актуальный комментарий».