1. Отменена обязательность применения при определении условий оплаты труда работников Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Любая организация РБ исходя из этой нормы Указа при соблюдении определенных условий может ввести любые условия оплаты труда работников как на тарифной, так и на нетарифной основе.
Из вышесказанного можно сделать вывод: с учетом норм Указа организации могут применить 2 варианта:
В качестве методической помощи предлагаем вам воспользоваться Рекомендациями по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций путем увеличения доли оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) (постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 15.06.2009 № 73).
Пример 1
Совершенствование состава заработной платы работников
В организации сложилась следующая структура тарифной части заработной платы:
тарифная ставка 1-го разряда × тарифный коэффициент × повышения, предусмотренные законодательством*.
* До вступления в силу Указа действовали следующие нормативные правовые акты, предусматривающие повышение тарифных ставок (окладов):
– Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 (далее – Инструкция № 60), – до 300 % тарифных ставок (окладов), сдельных расценок;
– Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее – Декрет № 29) – до 50 % тарифной ставки;
– постановление Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда" (далее – постановление № 1748) – до 7 % должностных окладов, или 10 % тарифной ставки присвоенного разряда (расценок).
В цифровом виде в случае применения тарифной ставки 1-го разряда в организации на уровне 250 000 руб. тарифная часть заработной платы будет выглядеть следующим образом:
– Декрет № 29 – до 50 % тарифной ставки;
– постановление № 1748 – до 7 % должностных окладов, или 10 % тарифной ставки присвоенного разряда (расценок).
При этом обратим внимание на то, что в случае отсутствия тарифной ставки 1-го разряда в организации необходимо будет предусмотреть механизм начисления среднего заработка с учетом требований гл. 4 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47, а также п. 43 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290, и др.
Вариантом сохранения тарифной ставки 1-го разряда в организации может стать разработка своей тарифной сетки с разрядами и соответствующими тарифными коэффициентами.
Пример 2
Можно разработать свою тарифную сетку
2. Изменен прядок повышения тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций.
Указом установлено всего 2 условия при повышении тарифных ставок (окладов):
– необходимо повышение эффективности хозяйствования.
Для негосударственных организаций (в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %) данный параметр будет определяться исходя из внутренних ЛНПА. Такая практика существовала и до принятия Указа.
Для государственных организаций (в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %) такой параметр установлен в Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/3.
В случае внесения изменений в названную Инструкцию изменятся и условия выполнения этого параметра;
– повышение производится в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом РБ.
Это достаточно абстрактное условие. На практике это означает, что организации при повышении размеров тарифных ставок (окладов) должны обеспечивать также выполнение своих обязательств перед контрагентами, в т.ч. перед бюджетом и Фондом социальной защиты населения.
Например, организации, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, обязаны применять тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности (подп. 1.3 п. 1 Указа Президен-та РБ от 27.11.1995 № 483).
Кроме того, в настоящее время сохраняет действие п. 4 постановления Совета Министров РБ от 24.12.1998 № 1972 "О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики".
Министерствам, другим республиканским органам государственного управления, объединениям, подчиненным Правительству РБ, в соответствии с этим нормативным правовым актом в годовых прогнозах развития предприятий необходимо установить дифференцированные нормативы формирования фонда заработной платы по показателям производственной продукции или выполняемого объема работ (услуг) с учетом достигнутого уровня использования ресурсов, состояния нормирования и роста производительности труда.
Таким образом, государственные организации при принятии решения о повышении тарифных ставок (окладов) должны будут учитывать размер установленного им дифференцированного норматива формирования фонда заработной платы на 2011 г.
3. Продублировано требование ТК о необходимости соблюдения для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде.
В настоящее время действуют следующие гарантии в области оплаты труда:
– величина минимальной заработной платы в Республике Беларусь.
– размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;
– меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;
– ограничения размеров удержаний из заработной платы, в т.ч. размеров налогообложения доходов;
– государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализация государственных гарантий в части ее размеров;
– ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда.
Республиканские тарифы оплаты труда сохранены в качестве государственной гарантии в области оплаты труда. Если это понимать буквально, то работник, тарифицированный, например, 3-м разрядом, не может иметь тариф ниже, чем работник 3-го разряда, работающий в бюджетной сфере.
Пример 3
Минимальный размер тарифа работника в бюджетной сфере
Минимальный размер тарифа работника 3-го разряда в бюджетной сфере составляет 344 247 руб. (118 000 × 1,35 × 2,161).
Установлено, что общую сумму средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам организаций, включенных в Государственный реестр субъектов естественных монополий, относят на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включают в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах норматива – 80 % суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом, если иное не установлено Президентом РБ.
– начислены премии за производственные результаты и надбавки всех видов в пределах норматива субъектами естественных монополий;
Д-т 92 – К-т 70
– начислены указанные выплаты в размере, превышающем норматив*.
При этом порядок использования этих средств должен определяться в ЛНПА.
Таким образом, все организации, за исключением монополистов, могут начислять, относить на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включать в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, суммы стимулирующих выплат, которые начислены в соответствии с ЛНПА, без ограничения их максимальными размерами.
– начислены премии за производственные результаты и надбавки всех видов в организациях, за исключением монополистов.
В данном случае можно вспомнить норму законодательства, в соответствии с которой заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. При этом формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливает наниматель на основании ЛНПА (ст. 63 ТК).
5. Применяя гибкие системы оплаты труда, усиливаем материальную заинтересованность работников.
Обращаем внимание на необходимость установления гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход.
При реализации данной нормы Указа рекомендуем использовать в качестве методологической помощи постановление Минтруда исоцзащиты РБ от 30.09.2010 № 131, которым утверждены Методические рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях.
В заключение отметим, что со вступлением в силу Указа каждая организация столкнется с необходимостью проведения целенаправленной работы по упрощению порядка начисления заработной платы и совершенствованию системы оплаты труда своих работников.