В чем необходимость принятия новой классификации торговых объектов?
Постановлением № 59 [1] утверждена новая Инструкция о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам (далее – новая Инструкция для торговых объектов), которая вступает в силу с 27 ноября 2020 г. Принятие этого нормативного документа обусловлено рядом изменений в структуре видов и типов розничных торговых объектов |*|, широким распространением новых типов объектов торговли, что привело к необходимости регулирования отдельных вопросов их деятельности, разработки их владельцами ассортиментных перечней товаров и ряда других организационных вопросов.
Практика применения прежней Инструкции № 25 [2] подтверждала необходимость упрощения отдельных ее норм. Например, классификация видов торговых объектов по типу конструкции, форме собственности, ведомственной подчиненности, уровню цен, месту нахождения в настоящее время не имеет существенного влияния на меры государственного регулирования в области торговли. В связи с этим такая классификация из новой Инструкции для торговых объектов исключена.
Какие изменения внесены в термины, определяющие понятия типов торговых объектов?
В новой Инструкции для торговых объектов в основу классификации положены следующие признаки:
1) тип строения (стационарные, нестационарные);
2) места расположения (в составе торгового центра; на торговой площади магазина; в административном здании; здании вокзала; аэропорта; в объекте бытового обслуживания; объекте почтовой связи; физкультурноспортивном сооружении; учреждении образования; организации здравоохранения; ином объекте; на автозаправочной станции; на территории объектов придорожного сервиса; на рынках; в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь; на площадках по продаже декоративных растений и продукции цветоводства);
3) формат (магазин; павильон; киоск; палатка; неизолированный торговый объект; автомагазин; торговый автомат; лоток; емкость для хранения и продажи товаров; корзина для продажи товаров; тележка для продажи товаров).
Классификация магазинов по видам базируется на следующих критериях:
• способ организации торговли (автономные; сетевые; фирменные);
• ассортимент товаров:
– продовольственные (специализированные; неспециализированные; с универсальным ассортиментом товаров; с комбинированным ассортиментом товаров; со смешанным ассортиментом товаров);
– непродовольственные (специализированные; неспециализированные; с универсальным ассортиментом товаров; с комбинированным ассортиментом товаров; со смешанным ассортиментом товаров);
• метод продажи товаров (самообслуживание; традиционное обслуживание; индивидуальное обслуживание; с продажей товаров по образцам; с продажей товаров по предварительным заказам).
Вступление в силу новой Инструкции для торговых объектов позволило внести дополнения в термины, определяющие понятия типов магазинов, в части их классификации по ассортименту реализуемых в них товаров и методов продажи |*|. Например, новая Инструкция для торговых объектов предусматривает их разделение по типам продовольственных и непродовольственных магазинов на 4 вида (приложения 1 и 2 к новой Инструкции для торговых объектов). Основными признаками, характеризующими вид магазина, являются тип магазина, его торговая площадь и метод продажи товаров.
В магазинах, как продовольственных, так и непродовольственных, могут быть использованы один или несколько предложенных методов продажи. По продовольственным магазинам разрешено в отдельных случаях, установленных законодательными актами, иметь меньшую торговую площадь. По непродовольственным магазинам также разрешено иметь меньшую торговую площадь при условии, если покупатель знакомится с образцами товаров и (или) описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленных в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.
Новой Инструкцией для торговых объектов существенно изменено определение термина «дискаунтер». Так, работа дискаунтеров имеет свою специфику: в продаже представлены товары повседневного спроса по более низким ценам, чем в других торговых объектах. Кроме того, размещение товаров в торговом зале таких магазинов производится на складском оборудовании (стеллажи, поддоны, иное оборудование) и, как правило, в упаковке изготовителя. С учетом этих особенностей в качестве основных признаков дискаунтера определены:
• торговая площадь – от 250 до 2 500 м2;
• размер торговых надбавок (разницы между ценой реализации товаров без учета НДС и ценой приобретения этих товаров) не должен превышать 20 %.
Одной из новаций новой Инструкции для торговых объектов является расширение перечня типов магазинов, в которых может использоваться метод продажи товаров по предварительным заказам (не только для универмагов в сельских населенных пунктах, как было ранее). Так, метод продажи по предварительным заказам добавлен для специализированных магазинов, салонов-магазинов, домов торговли, всех универмагов и ряда других типов.
Вступление в силу новой Инструкции для торговых объектов не потребует выделения дополнительных бюджетных средств из республиканского и местных бюджетов, не окажет негативного влияния на технику, технологии, инновации, инвестиционный климат и не повлияет на условия развития конкуренции и эффективное функционирование товарных рынков |*|, так как устанавливаются одинаковые требования ко всем участникам рынка на территории республики.