Фабула дела
Предприятие в июле 2010 г. в таможенном режиме свободного обращения оформило товар, который был заявлен в товарной подсубпозиции ТН ВЭД РБ по ставке таможенной пошлины 15 %. В последующем таможенный орган установил факт неверной классификации товара, что повлекло применение ввозной таможенной пошлины до 20 % вместо уплаченных 15 % и неуплату (неполную уплату) таможенных платежей.
По данному факту таможенным органом был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении предприятия к ответственности за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 1/4 базовой величины (БВ), в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица (ч. 9 ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)), и наложен штраф в размере 17 500 руб.
Постановление таможни было исполнено, штраф уплачен в полном объеме.
Протест прокуратуры
Через некоторое время заместитель прокурора Минской области принес протест*, в котором поставил вопрос об отмене постановления таможни и прекращении производства по делу ввиду принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность.
В основание протеста прокуратуры были положены следующие аргументы.
Если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, то обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, постановление таможни по делу об административном правонарушении подлежит отмене, дело об административном правонарушении – прекращению (подп. 4 п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)).
Решение суда
Суд удовлетворил протест исходя из следующего.
До вступления в силу ТК ТС Таможенный кодекс РБ (далее – ТК РБ) предусматривал, что налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае, если размер не исполненного в установленный срок налогового обязательства составляет эквивалент менее 0,25 БВ (подп. 2.9 п. 2 ст. 243 ТК РБ).
Ответственность плательщика за неуплату или неполную уплату в установленный срок таможенного платежа на сумму более 0,25 БВ также устанавливалась ч. 9 ст. 13.6 КоАП.
Действительно, ТК ТС определено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается, если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 евро.
Данная норма статьи улучшает положение лица (плательщика) таможенных платежей в сравнении с ранее действовавшими положениями ч. 2 ст. 243 ТК РБ, предусматривающими прекращение налогового обязательства при его возникновении на сумму, не превышающую 0,25 БВ, и соответственно имеет обратную силу с 6 июля 2010 г. (дня вступления в силу для Республики Беларусь ТК ТС).
Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено (ч. 2 ст. 1.5 КоАП).
Таким образом, указанная норма распространяется на правоотношения, связанные с неуплатой в установленный срок таможенных пошлин, налогов на сумму, не превышающую в эквиваленте 5 евро, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 9 ст. 13.6 КоАП.
Также, по мнению суда, следовало принять во внимание, что на момент возникновения у предприятия обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов сумма неуплаченных таможенных платежей составляла менее 5 евро по курсу Нацбанка на дату возникновения неисполненного налогового обязательства и данные обстоятельства исключали начало административного процесса с даты вступления в силу для Республики Беларусь ТК ТС.
Поэтому суд принял решение протест удовлетворить, вступившее в законную силу постановление таможни о привлечении РУП к административной ответственности отменить в связи с принятием законодательного акта, устраняющего административную ответственность и противоправность деяния, дело об административном правонарушении прекратить.
__________________
*Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственныхорганизаций, подчиненных Совету Министров, местныхпредставительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
*Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственныхорганизаций, подчиненных Совету Министров, местныхпредставительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
Протест приносят в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд (ст. 39 Закона РБ от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"). – Прим. ред.