МНС привело 2 ситуации, когда белорусской организации, заключившей договор с российской организацией, товар поступает от третьего лица – нерезидента ЕАЭС, касающиеся определения места реализации. А от правильного его определения зависит, нужно или не нужно белорусской организации удерживать НДС у нерезидента.
Напомним, что по общему правилу при реализации в Беларуси товаров иностранными организациями, не состоящими на учете в белорусских налоговых органах в связи с открытием филиала или постоянного представительства, НДС обязаны исчислять и уплачивать белорусские организации и ИП, приобретающие данные товары (п. 1 ст. 114 НК [1]). И если, например, товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится в Беларуси, то местом его реализации признается Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 116 НК ).
Если товар по договору купли-продажи белорусскому покупателю поступает напрямую от продавца-нерезидента, то определить место его реализации легко – это не Беларусь. Но существует множество различных договоров и ситуаций, когда это сделать сложно. Две из них разъяснило МНС в письме 2-1-12/Эл-01621 [2].
Ситуация 1. Белорусская организация покупает товар у резидента России, который, в свою очередь, приобретает его у нерезидента ЕАЭС. Товар от нерезидента ЕАЭС поступает белорусскому покупателю, минуя резидента России. Местом реализации для целей НДС Беларусь не признается, так как выпускает товары в свободное обращение белорусский покупатель.
Ситуация 2. Белорусская организация выступает агентом резидента России, который приобретает товар у нерезидента ЕАЭС. Товар от нерезидента ЕАЭС поступает в 2024 г. белорусской организации, которая помещает товар под процедуру «таможенный склад» и передает его в 2024 г. белорусскому покупателю. Местом реализации для целей НДС Беларусь также не признается, поскольку выпуск товаров в свободное обращение осуществляет белорусский покупатель, а инвойс от российского продавца в адрес белорусского покупателя выписан, когда товар не находился в Беларуси.
Справочно: белорусский агент – белорусская организация, которая по поручению российской организации оказывает ей услуги, связанные с организацией передачи груза белорусским покупателям, в т.ч. организацией его временного хранения на таможенном складе.