Закон РБ от 21.06.2002 № 110-З "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", с учетом последних изменений от 02.07.2009 № 30-З
Государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в т.ч. посредством установления государственногозаказа на поставку для государственных нужд драгоценных металлов, включая лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, и контроля за его выполнением (ст. 7).
Инструкция о порядке сдачи и приемки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.05.2004 № 87, с учетом последних изменений от 01.09.2011 № 89
Инструкция обязывает сдатчиков обеспечить полный сбор, первичную обработку, учет и сдачу всех видов лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, во всех местах их хранения и использования, от всех источников образования.
Собранные лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, могут обрабатывать их собственник или лицо, владеющие ими на ином законном основании, для вторичного использования, а также выполнения доведенных объемов поставок драгоценных металлов в виде лома и отходов для государственных нужд.
В отдельных случаях при незначительном объеме образования лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, их сдачу переработчику производят по мере накопления минимального количества драгоценных металлов, окупающего затраты на опробование и анализ или позволяющего провести опробование и анализ в соответствии с нормативами переработчика.
Установленный Инструкцией порядок сдачи на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, обязателен для исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности.
Лом и отходы драгоценных металлов до сдачи на переработку должны быть разобраны до уровня узлов, отдельных радиоэлементов, деталей, максимально освобожденных от частей конструкции, не содержащих драгоценные металлы, для приведения их в состояние, удобное для транспортировки и дальнейшей переработки, определяемое условиями договора с переработчиком.
При разборке оборудования сдатчики должны провести с применением установленных нормативов перерасчет содержания в нем драгоценных металлов с учетом года выпуска (изготовления) оборудования, приборов исходя из фактических данных: комплектности, номенклатуры покупных изделий, их конструктивного исполнения и с учетом норм износа.
Содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может быть определено сдатчиком расчетным путем по паспортам, формулярам, этикеткам или иным документам, которые имеют сведения о содержании драгоценных металлов, с учетом нормативов на потери (угар, износ, другие потери) при эксплуатации.
В случае, когда необходимые для расчетов нормативы не разработаны, допускается определение количества драгоценных металлов комиссионно с привлечением компетентных специалистов.
В Инструкции отражен также порядок документального оформления списания оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы, находившихся в эксплуатации.
Руководителю организации п. 34 Инструкции № 34 предоставлено право выбора способа учета драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств:
– либо по данным, указанным в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах;
– либо по данным химических анализов или комиссионно;
– либо определять их содержание после списания путем внесения записи в учетные документы: "Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания".
При наличии у субъектов предпринимательской деятельности необходимой информации о драгоценных металлах, содержащейся в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах, допускается определять содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания.
Инструкция № 34 не содержит прямого запрета на принятие руководителем решения об учете драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, после их списания относительно драгоценных металлов, уже находящихся на учете организации на момент принятия указанного решения.
Поставку сырья для государственных нужд организации производят на основании договора поставки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, переработчикам, перечень которых в установленном порядке определяет Минфин.
Расходы поставщиков, связанные с доставкой ими сырья переработчикам, им не компенсируются.
Расчеты переработчиков с поставщиками сырья могут быть произведены в несколько этапов:
– частичный выкуп (авансирование) драгоценных металлов, содержащихся в сырье, на этапе предоплаты за счет средств республиканского бюджета или собственных средств переработчика;
– окончательный расчет за поставленное сырье по результатам количественного анализа за счет собственных средств переработчика;
– окончательный расчет за извлеченные драгоценные металлы по результатам переработки сырья за счет средств республиканского бюджета или средств, полученных от Нацбанка.
Частичный выкуп драгоценных металлов, содержащихся в сырье, за счет средств республиканского бюджета производится по расчетным ценам за 1 г металла в чистоте, действовавшим на дату поставки сырья в фонд переработки Госфонда Беларуси.
Постановлением определен перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно.
Производить сдачу-приемку драгоценных металлов в виде лома и отходов необходимо по мере накопления объемов, обеспечивающих безубыточность их переработки, поэтому указанныйперечень используют как сдатчики, так и переработчики для определения экономической эффективности переработки таких лома и отходов (п. 25 Инструкции № 59).
Республиканская комиссия рассматривает предложения юридических лиц об утилизации лома и отходов, принимает решения об их утилизации без извлечения драгоценных металлов и драгоценных камней при условии, что переработка лома и отходов в целях извлечения драгоценных металлов и драгоценных камней экономически нецелесообразна.
Юридические лица, внесшие предложения об утилизации лома и отходов, представляют в Республиканскую комиссию:
– технико-экономическое обоснование выбранного способа утилизации лома и отходов без извлечения драгоценных металлов и драгоценных камней с учетом получения максимального экономического эффекта и защиты окружающей среды. В технико-экономическом обосновании должны быть указаны данные о массе лома и отходов, подлежащих утилизации, содержании в них драгоценных металлов и драгоценных камней, черных и цветных металлов, а также источник и период их образования;
– заключение УП "Унидрагмет БГУ" с представлением расчета, отражающего прогнозируемый экономический результат переработки и затраты на переработку подлежащей утилизации массы лома и отходов. В заключении должна быть указана нецелесообразность накопления юридическими лицами данного вида лома и отходов, переработка которых в целях извлечения драгоценных металлов убыточна независимо от массы лома и отходов.
Постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета", с учетом последних изменений от 05.01.2011 № 1
В комментарии к счету 10 разъяснено, что на субсчете 10-12 "Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы" следует учитывать наличие и движение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. По дебету субсчета 10-12 отражают:
– поступление лома, содержащего драгоценные металлы, полученного от разборки или демонтажа оборудования, приборов и иных изделий (по ценам на дату постановки на учет), – в корреспонденции с кредитом счета 91 "Операционные доходы и расходы";
– отходы производства, содержащие драгоценные металлы (по ценам на дату постановки на учет), – в корреспонденции с кредитомсчета 20 "Основное производство";
– дооценку стоимости драгоценных металлов до цены на дату отгрузки – в корреспонденции с кредитом счета 91.
По кредиту субсчета 10-12 нужно отражать отгрузку лома и отходов на переработку (по ценам на дату отгрузки) в корреспонденции с дебетом субсчета 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону".
В письме обращено внимание на списание и демонтаж оборудования, содержащего значительное количество драгоценных металлов: телефонные станции типа АТСК 50/2004; 100/2000 и "Квант", вычислительная техника типа ЕС и СМ, приборы типа КСП, КСМ, КСД, КСУ, РП-160, Диск-250, стойки управления станков с ЧПУ, термопары (отдельные либо в составе оборудования) и иное измерительное оборудование (осциллографы, частотомеры, генераторы, вольтметры, анализаторы спектра и др.), а также нейтрализаторы выхлопных газов автомобилей (автокатализаторы).
Выявлены следующие типичные нарушения в деятельности с драгоценными металлами:
– не учитываются драгоценные металлы, находящиеся в приборах, устройствах сетей силовой и осветительной электропроводки, системах охранной и пожарной сигнализации, установленных в зданиях, и не проводится инвентаризация;
– при ремонте оборудования с заменой комплектующих узлов, содержащих драгоценныеметаллы, не проводится корректировка соответствующих учетных данных по содержанию драгоценных металлов в оборудовании, а также не оформляется передача изъятых неработоспособных комплектующих в лом, с последующей сдачей на переработку и др.
Налоговый кодекс РБ (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 10.01.2011 № 241-З
Освобождены от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь драгоценных металлов и драгоценных камней, а также выполненных работ (оказанных услуг):
– при сдаче (поставке) драгоценных металлов и драгоценных камней, в т.ч. в виде лома и отходов, содержащих сопутствующие компоненты, в Госфонд Беларуси, а также в Фонд драгоценных камней Нацбанка;
– отпуске драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда Беларуси Нацбанку;
– переработке лома и отходов, зачисленных в фонд переработки Госфонда Беларуси, для последующей поставки извлеченных драгоценных металлов в Госфонд Беларуси;
– организации скупки драгоценных металлов и драгоценных камней у физических лиц для государственных нужд (ст. 94).
Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, с учетом последних изменений от 03.07.2011 № 282-З
Нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в т.ч. с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Госфонд Беларуси, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 15 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от 30 до 100 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях (ст. 11.4).
Лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгрузке по их нарядам. Закупку отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом при наличии специального разрешения (лицензии) на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов могут производить также у физических лиц организации, осуществляющие розничную торговлю новыми свинцовыми аккумуляторными батареями с электролитом.
За невыполнение условий государственного заказа по объему, сроку сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд Беларуси или по объему, сроку поставки (заготовки, сдачи) лома и отходов цветных металлов для государственных (республиканских) нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели выплачивают неустойку в соответствии с Законом РБ от 24.11.1993 № 2588-ХII "О поставках товаров для государственных нужд".
За невыполнение требований по сдаче лома цветных металлов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность как за невыполнение государственного заказа на поставку (заготовку, сдачу) лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд.