Многие работники организации работали с апреля по август 2020 г. дистанционно. С сентября 2020 г. все работники работают в офисе организации.
Обязана ли организация проводить инвентаризацию активов на 1 сентября 2020 г.?
Не обязана.
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно (ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон):
– при реорганизации или ликвидации организации;
– перед составлением годовой отчетности;
– при смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
– при возникновении чрезвычайных ситуаций;
– в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
В п. 4 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180), предусмотрено, что инвентаризация проводится:
– обязательно в случаях, установленных Законом;
– по решению руководителя организации;
– по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;
– при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
– в иных случаях, установленных законодательством.
Ситуация, изложенная в вопросе организации, не поименована в качестве обязательной для проведения инвентаризации.
Таким образом, организация не обязана проводить инвентаризацию |*| активов на 1 сентября 2020 г. после прекращения дистанционной работы и выхода работников в офис организации. При этом у организации есть право провести такую инвентаризацию по решению руководителя организации на основании вышеприведенных норм ст. 13 Закона и п. 4 Инструкции № 180. Целесообразность проведения инвентаризации определяет сама организация.