НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (12). В организации работает сотрудница, которая вступила в брак в 2010 г. При этом ее ребенок супругом не усыновлен.
С 1 января 2011 г. действуют изменения, внесенные в гл. 16 "Подоходный налог" Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). Согласно этим изменениям одинокий родитель, вступивший в брак, не лишается права на применение стандартного налогового вычета в двойном размере, если ребенок не усыновлен.
Можно ли организации в 2011 г. предоставлять такому сотруднику стандартный налоговый вычет на иждивенца в двойном размере?
Налоговый агент при исчислении подоходного налога за январь 2011 г. (и за последующие месяцы) должен предоставить данной сотруднице стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 162 000 руб. Перерасчет подоходного налога за 2010 г. не производится.
Обоснуем эту позицию.
В 2010 г. предоставление стандартного налогового вычета в размере 150 000 руб. в месяц вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращалось с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК). То есть основанием для прекращения предоставления вычета в двойном размере являлся сам факт вступления в брак независимо от того, будет при этом усыновлен (удочерен) ребенок либо нет.
С 1 января 2011 г. с учетом внесенных в НК изменений вычет следует предоставлять в двойном размере и после вступления в брак, но при условии, что ребенок не усыновлен (удочерен) вторым супругом.
Таким образом, в изложенной ситуации налоговый агент при исчислении подоходного налога за январь 2011 г. должен предоставить своей сотруднице стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере (162 000 руб.).
С учетом того что данное правило распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г., перерасчет подоходного налога за 2010 г. не производится.
2 (13). Водитель предприятия осуществляет строительство индивидуального жилого дома с привлечением застройщика.
Можно ли в 2011 г. предоставить работнику предприятия имущественный вычет по расходам, связанным с оплатой услуг застройщика, если эти расходы произведены в 2009 и 2010 гг.?
Налоговый агент не имеет права предоставить работнику имущественный вычет по расходам, связанным с оплатой услуг застройщика, произведенных им в 2009 и 2010 гг.
Данный вывод основывается на следующих нормах законодательства.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов:
– на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;
– погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных ими на вышеназванные цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
При этом при строительстве индивидуального жилого дома или квартиры с привлечением застройщика и (или) подрядчика фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах стоимости строительства индивидуального жилого дома или цены объекта долевого строительства квартиры, указанных в договоре о строительстве.
Вместе с тем при строительстве нового индивидуального жилого дома или квартиры фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежали вычету только в пределах сметной стоимости строительства индивидуального жилогодома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК (в ред., действовавшей в 2010 г.)).
При этом в сметную стоимость расходы, связанные с оплатой услуг застройщика, не входили и соответственно по ним плательщику имущественный налоговый вычет предоставлен быть не мог.
С 1 января 2011 г. с учетом внесенных в НК изменений расходы, связанные с оплатой услуг застройщика, стали включаться в состав расходов, учитываемых при определении имущественного налогового вычета.
Однако в связи с тем что данное правило распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г., предоставить работнику имущественный вычет по расходам, связанным с оплатой услуг застройщика, произведенных им в 2009 и 2010 гг., налоговый агент не имеет права.
3 (14). Организация в связи с новогодними праздниками вручила детям сотрудников наборы конфет и мягкие игрушки.
Являются ли указанные подарки доходом сотрудников организации и объектом исчисления подоходного налога?
Если стоимость подарка не превышает 150 базовых величин (БВ), он не признается доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
При определении размера налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относятся полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе (подп. 2.2 п. 2 ст. 157 НК).
Однако в отношении таких доходов предусмотрена льгота, установленная подп. 1.19. п. 1 ст. 163 НК. Так, не подлежат обложению подоходным налогом доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в пределах 150 БВ от каждого источника в течение налогового периода, а от иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных, – в пределах 10 БВ от каждого источника в течение налогового периода.
Таким образом, если стоимость подарков не превышает указанные пределы, они не признаются доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.
Указанное правило применимо только в случае, если размер данной льготы ранее не был использован на иные цели.
Анна Павлова, экономист
4 (15). Белорусское предприятие сдало в аренду принадлежащее ему здание, находящееся на территории Российской Федерации, и, не зная об отсутствии объекта налогообложения, несколько месяцев (с октября по декабрь 2010 г.) исчисляло НДС по арендной плате и отражало оборот в налоговой декларации со ставкой 20 %.
Необходимо ли сторнировать исчисленный НДС? Вправе ли предприятие оставить все без изменения, но впредь не исчислять НДС, либо решение менять нельзя?
НДС можно не сторнировать и в дальнейшем не исчислять. Обоснуем данный ответ.
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав. Обороты за пределами Республики Беларусь не являются объектами налогообложения (п. 1 ст. 93 НК).
Поскольку сдача в аренду здания происходит на территории Российской Федерации, то для правильного определения места реализации необходимо обратиться к Протоколу о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол по услугам). Местом реализации работ, услуг признается территория государства – члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства (подп. 1 ст. 3 Протокола по услугам).
Приведенное положение Протокола по услугам применяется также в отношении услуг поаренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества.
Следовательно, местом реализации услуг по сдаче в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, не является территория Республики Беларусь и по оборотам по сдаче в аренду здания исчисление НДС не производится.
Однако плательщики имеют право применить ставку НДС в размере 20 % по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (п. 10 ст. 102 НК).
Таким образом, применение ставки НДС 20 % по оборотам за пределами Республики Беларусь является правом плательщика, поэтому исчисленный НДС можно не сторнировать.
НК не содержит указаний о том, что решение об исчислении НДС по операциям за пределами Республики Беларусь нельзя изменить в течение налогового периода.
Учитывая изложенное, в дальнейшем предприятие вправе по арендной плате имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, не исчислять НДС.
5 (16). Организация ввезла товар из Литовской Республики для собственного потребления. В течение гарантийного срока произошла его поломка. Договором предусмотрено, что покупатель вправе самостоятельно отремонтировать товар, а продавец должен возместить расходы на ремонт, если не истек гарантийный срок.
Организация отремонтировала товар собственными силами.
Облагается ли НДС сумма возмещения расходов на ремонт, полученная от резидента Литовской Республики?
Поступившая сумма возмещения расходов на ремонт облагается НДС.
Объектом обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Обороты за пределами Республики Беларусь не являются объектами налогообложения (ст. 93 НК).
Для того чтобы узнать, необходимо ли исчислять НДС, следует определить место реализации работ, услуг.
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь. Такая норма содержится в подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК.
Поскольку работы по ремонту выполнены на территории Республики Беларусь, местом их реализации признается Республика Беларусь. Следовательно, ремонт гарантийного товара собственными силами и получение за это возмещения от продавца товара рассматриваются как реализация работ на территории Республики Беларусь и подлежат обложению НДС по ставке 20 %.
Наталья Нехай, экономист
6 (17). Комиссионер по согласованию с комитентом реализует полученный от него товар на более выгодных условиях, т.е. по цене, превышающей сформированную комитентом.
Рассмотрим вопросы, которые возникают в такой ситуации.
6.1. Следует ли комиссионеру выделять покупателю в первичных учетных документах суммы НДС с сумм дополнительной выгоды?
Не следует.
Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний – в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. 882 ГК).
При реализации комиссионером товаров на основании договоров комиссии покупателю выделяются суммы НДС, исчисленные комитентом, если комитент является плательщиком НДС в Республике Беларусь. Выделение комиссионером покупателю исчисленных комитентом сумм НДС производится при указании комитентом этих сумм НДС для комиссионеров в полученных в установленном законодательством порядке комитентом первичных учетных документах (п. 7 ст. 105 НК).
Таким образом, при соблюдении указанных условий комиссионер сумму НДС по дополнительной выгоде покупателю товара не предъявляет. Ему выделяется только сумма налога, исчисленная комитентом.
6.2. Облагается ли сумма дополнительной выгоды НДС у комитента и комиссионера?
Облагается в соответствии с условиями договора.
Налоговая база НДС увеличивается на суммы, фактически полученные за реализованные товары сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (п. 18 ст. 98 НК).
Поскольку дополнительная выгода является суммой, иначе связанной с оплатой реализованных товаров, она включается в налогооблагаемую базу по НДС у комитента и (или) комиссионера в зависимости от условий заключенного договора.
Николай Савельев, экономист
7 (18). Организации разрешено строительство объекта делового комплекса в г. Минске, и решением Мингорисполкома от 15.10.2010 предоставлен в аренду земельный участок сроком до 15 октября 2013 г.
На основании этого решения 15 октября 2010 г. с Мингорисполкомом заключен договор аренды земельного участка, который зарегистрирован в РУП "Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру" 10 декабря 2010 г. Организацией получено свидетельство от 17.12.2010 о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав на него.
В указанной ситуации возникают следующие вопросы:
7.1. С какого месяца следует исчислять арендную плату за земельный участок:
– с ноября 2010 г., т.е. месяца, следующего за месяцем принятия решения Мингорисполкомом;
– с января 2011 г., т.е. месяца, следующего за датой регистрации?
С ноября 2010 г.
Арендная плата за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, исчисляется и уплачивается ими за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, до месяца (включительно), в котором истекает срок аренды земельного участка, а при переходе права аренды к другому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину на основании совершенной сделки или иного юридически значимого действия – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем осуществления государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок (подп. 1.9 п. 1 Указа Президента РБ от 01.03.2010 № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 101)).
Таким образом, в данной ситуации у организации возникает обязанность по исчислению и уплате арендной платы за представленный решением Мингорисполкома от 15.10.2010 земельный участок в аренду с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, т.е. с 1 ноября 2010 г. до месяца (включительно), в котором истекает срок аренды земельного участка, т.е. по 31 октября 2013 г.
7.2. Если арендную плату следует исчислять с ноября 2010 г., то каков порядок ее расчета и уплаты?
Поскольку земельный участок предоставлен в аренду в течение 2010 г., размер арендной платы, подлежащей уплате в бюджет за текущий период 2010 г., рассчитывается пропорционально количеству месяцев аренды земельного участка в календарном году.
Расчет суммы арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду юридическим лицам в течение календарного года после 20 февраля, представляется в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, осуществления государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок. Арендная плата по такому расчету уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, осуществления государственной регистрации перехода права аренды на земельный участок, а впоследствии – в порядке и в сроки, установленные в части первой подп. 1.10 п. 1 Указа № 101 (часть седьмая подп. 1.10 п. 1 Указа № 101).
Таким образом, в изложенной ситуации организация должна была представить в налоговый орган по месту постановки на учет расчет суммы арендной платы не позднее 20 ноября 2010 г. за период с 1 ноября 2010 г. и уплатить арендную плату за данный земельный участок не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, т.е. не позднее22 ноября 2010 г. за ноябрь – декабрь 2010 г. Сумма арендной платы, подлежащая уплате в отчетном году, рассчитывается по формуле:
арендная плата за год / 12 × 2.
Форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций, применявшаяся в 2010 г., утверждена постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений".
8 (19). В 2009 г. организация, применявшая общий порядок налогообложения, выиграла аукцион на право заключения договора аренды земельного участка для строительства и обслуживания производственного здания и частично уплатила плату:
– за право заключения договора аренды земельного участка;
– услуги по организации и проведению аукциона;
– услуги, связанные с подготовкой документации.
Организации по решению Мингорисполкома была предоставлена рассрочка платежа. В связи с этим ежеквартально начислялись проценты на остаток задолженности по ставке рефинансирования Нацбанка РБ.
С 1 января 2010 г. организация перешла на применение упрощенной системы налогообложения (УСН) с уплатой налога по ставке 6 % с НДС.
В 2010 г. договор был расторгнут по соглашению сторон с возвратом уплаченных денежных средств из бюджета, а именно основного долга и уплаченных процентов за вычетом задатка. По договору расходы по оформлению документов и услуг по организации и проведению аукциона возврату не подлежат.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в изложенной ситуации.
8.1. Подлежит ли обложению НДС возврат денежных средств из бюджета в связи с расторжением договора аренды?
Не подлежит.
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).
Таким образом, возврат организации денежных средств из бюджета в связи с расторжением договора аренды по соглашению сторон в размере основного долга и уплаченных процентов за право заключения договора аренды земельного участка не является для организации реализацией для целей налогообложения и соответственно объектом обложения НДС.
8.2. Следует ли сторнировать налоговые вычеты, ранее принятые по оказанным услугам по оформлению документов, организации и проведению аукциона?
Не следует.
При возврате покупателем продавцу товаров (отказе от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных правили уменьшении (увеличении) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавцов на сумму оборота по реализации этих товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшаются (увеличиваются) обороты по реализации того отчетного периода, в котором произведен возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав (уменьшение или увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав), а у покупателей в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка налоговых вычетов (п. 11 ст. 103 НК).
Таким образом, у организации не возникает обязанность корректировки налоговых вычетов, так как не происходит возврат оказанных услуг по оформлению документов, организации и проведению аукциона.
8.3. Подлежит ли обложению налогом при УСН возврат денежных средств из бюджета в связи с расторжением договора аренды?
Не подлежит.
Налоговая база налога при УСН определяется исходя из валовой выручки, определяемой как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
Внереализационными доходами признаются доходы, полученные плательщиком при осуществлении своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 128 НК).
Поскольку возврат организации денежных средств из бюджета в связи с расторжением договора аренды по соглашению сторон в размере основного долга и уплаченных процентов за право заключения договора аренды земельного участка не является для организации реализацией, то для целей налогообложения возвращенные денежные средства не приводят к формированию выручки и внереализационных доходов. Значит, налоговая база налога при УСН не возникает.
Николай Савельев, экономист
9 (20). За бюджетные средства организацией приобреталось оборудование у нерезидента РБ. По договору с другим нерезидентом произведена оплата за перевозку данного оборудования.
По результатам налоговой проверки от суммы транспортных услуг доначислен налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Бухгалтер пояснила следующее: все, что оплачивается бюджетными средствами, налогами не облагается.
Правомерны ли действия проверяющих?
Правомерны, и вот почему.
Рассмотрим нормы ст. 146 НК. В ней сказано, что объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются в т.ч. следующие доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь:
– плата за перевозку, фрахт (в т.ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом).
Справочно: для целей гл. 15 НК, в которой изложен порядок исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, международной признается перевозка, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве.
В случае включения в договор, заключенный с иностранной организацией, положений, предусматривающих выплату этой или другой иностранной организации компенсации за осуществление видов деятельности, предоставление прав, доходы от осуществления или предоставления которых признаются объектом обложения налогом на доходы, суммы такой компенсации (за исключением платы за перевозку, если она включена в стоимость внешнеторгового договора купли-продажи товара) подлежат обложению налогом на доходы в порядке и по ставкам, установленным гл. 15 НК для соответствующих видов доходов.
Ставка налога на доходы по плате за перевозку нерезиденту РБ установлена ст. 149 НК и составляет 6 %.
Следовательно, действия проверяющих правомерны.
Татьяна Сукристик, экономист
РАСЧЕТЫ ПО СТРАХОВАНИЮ
10 (21). По решению суда организация обязана выплатить работнику компенсацию в сумме 800 000 руб. в возмещение морального вреда, причиненного ему в связи с увольнением с нарушением требований законодательства. На данную сумму были начислены обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд) и удержан 1 % из суммы компенсации, с чем работник не согласен.
Следует ли в данном случае начислять обязательные страховые взносы в Фонд? Если нет, то подлежит ли возврату начисленная и удержанная сумма обязательных страховых взносов?
Страховые взносы начислены ошибочно и возврату не подлежат. Обоснуем такой вывод.
Обязательные страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательством РБ в возмещение морального вреда, причиненного работникам. Такая норма приведена в п. 4 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями) (далее – Перечень).
Статьей 246 ТК установлено следующее. В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер морального вреда определяется судом.
Таким образом, на сумму выплаченной компенсации в размере 800 000 руб. в возмещение морального вреда, причиненного работнику в связи с его увольнением с нарушением требований законодательства, обязательные страховыевзносы в Фонд начислять и удерживать не следует.
Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, при отсутствии задолженности – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд. Такая норма приведена в п. 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40.
Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
11 (22). В декабре 2010 г. предприятие получило от БРУСП "Белгосстрах" письменное уведомление об изменении страхового тарифа по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, где указан коэффициент надбавки 1,5, с учетом которого размер тарифа на 2011 г. увеличен с 0,6 до 0,9 %.
По данным Белгосстраха, надбавка установлена в связи с тем, что по страховому случаю, произошедшему на предприятии, Белгосстрах производит страховые выплаты.
Однако предприятие удовлетворяет всем предусмотренным законодательством условиям установления скидки со страхового тарифа.
Правомерно ли установление надбавки?
Основания для установления надбавки есть. Однако вопрос следует рассмотреть детально.
Отметим, что 2 условия, при соблюдении которых страхователю предусматривается скидка, определены п. 9 Правил установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов, утвержденных Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 531 (с изменениями и дополнениями, далее – Правила № 531), и они, вероятно, выполнены предприятием. К ним относятся:
– осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение 3 календарных лет, предшествующих году расчета страховщиком надбавок и скидок (в приведенном случае – в течение 2007–2009 гг.);
– отсутствие просроченной задолженности по уплате страховых взносов на конец каждого отчетного периода на протяжении 3 календарных лет, предшествующих году расчета страховщиком надбавок и скидок (2007–2009 гг.).
Базовая же норма, которая определяет, положена страхователю надбавка или скидка, предусмотрена п. 8 Правил № 531: страховщиком устанавливается надбавка, если индивидуальный интегральный показатель профессионального риска страхователя больше общереспубликанского интегрального показателя профессионального риска, или скидка (при соблюдении условий, предусмотренных в п. 9 Правил № 531), если индивидуальный интегральный показатель профессионального риска страхователя меньше общереспубликанского интегрального показателя профессионального риска.
Страхователю изначально рассчитывается либо скидка, либо надбавка. А оценка соблюдения страхователем условий, предусмотренных п. 9 Правил № 531, производится страховщиком только в отношении того страхователя, которому изначально рассчитана скидка.
Тем страхователям, которые не удовлетворяют хотя бы одному из указанных условий, скидка, рассчитанная в соответствии с определенным для них соотношением индивидуального и общереспубликанского интегральных показателей профессионального риска, не устанавливается.
Никаких дополнительных условий установления надбавки к страховому тарифу Правила № 531 не предусматривают.
Условие в данном случае одно: если в течение последних 5 лет, предшествующих году расчета страховщиком надбавок и скидок (2005–2009 гг.), у страхователя произошли один или несколько страховых случаев, которые повлекли осуществление потерпевшим страховых выплат в году, предшествующем году расчета страховщиком надбавок и скидок (2009 г.), в сумме, которая обусловила превышение индивидуального интегрального показателя профессионального риска страхователя над общереспубликанским, страхователю должна быть установлена надбавка. Размер ее определяется согласно шкале, приведенной в приложении к Правилам № 531.
Если данное условие в отношении рассматриваемого страхователя действительно соблюдено, значит, надбавка ему установлена обоснованно.
Вадим Дражин, ведущий специалист управления страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ
12 (23). При направлении в служебную командировку из представительства организации за границей в Республику Беларусь (место служебной командировки является для работника местом жительства в пределах Республики Беларусь) командированный работник использовал свои выходные дни в месте командирования до начала командировки или после ее окончания.
Компенсируется ли командированному работнику оплата за проезд в выходные дни к месту постоянной работы или к месту командирования?
Компенсируется только с учетом задания на командировку.
В случае если работник представительства организации за границей, направленный в служебную командировку в Республику Беларусь, использовал в месте служебной командировки, которое является местом его жительства, свои выходные дни до ее начала или после окончания, то возмещение ему расходов по проезду к месту служебной командировки или обратно к постоянному месту работы производить не следует. Это объясняется тем, что приказом и заданием на командировку не предусмотрено нахождение работника данного представительства в служебной командировке в Республике Беларусь в свои выходные дни.
Алеся Гараева, главный экономист отдела регулирования оплаты труда в реальном секторе экономики главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
13 (24). Имеет ли право организация, применяющая линейный способ начисления амортизации, в целях своевременного обеспечения экономически обоснованных условий воспроизводства основных средств, используемых в предпринимательской деятельности организаций, предусмотреть в учетной политике на 2011 г. проведение текущей индексации амортизационных отчислений?
В целях своевременного обеспечения экономически обоснованных условий воспроизводства основных средств, используемых в предпринимательской деятельности организаций, применяющих линейный способ начисления амортизации (как по всем, так и по отдельным объектам), допускается текущая индексация амортизационных отчислений. Такая норма содержится в гл. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (с изменениями и дополнениями, в ред., действовавшей до 1 января 2011 г. (далее – Инструкция № 37/18/6)).
С 1 января 2011 г. вступило в силу постановление Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 30.09.2010 № 141/106/28 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов", которое исключило гл. 6 из Инструкции № 37/18/6.
Таким образом, с 1 января 2011 г. индексация амортизационных отчислений не производится и, следовательно, организация не может предусмотреть в учетной политике на 2011 г. проведение текущей индексации амортизационных отчислений.
14 (25). По состоянию на 31 декабря 2010 г. у организации имеются остатки бланков ЗН-1 "Заказ-наряд", утвержденных приказом Минфина РБ от 30.09.1999 № 267.
В связи с введением в пользование новой типовой формы первичного учетного документа ЗН-1 "Заказ-наряд" до какой даты возможно использование прежних форм, имеющихся у организации в большом количестве?
Бланки заказа-наряда формы ЗН-1, установленной приказом Минфина РБ от 30.09.1999 № 267 "Об утверждении бланка заказ-наряда формы ЗН-1 и порядка его заполнения", изготовленные до вступления в силу постановления Минфина РБ от 28.10.2010 № 126 (далее – постановление № 126), являются действительными до их полного использования.
Такая информация содержится в п. 2 постановления № 126, которым установлена новая типовая форма первичного учетного документа ЗН-1 "Заказ-наряд".
Виталий Раковец, аудитор
14 (25). Организация у товарищества собственников в жилом доме арендует подвальное помещение (под кафе, магазин и склад) и часть земельного участка, прилегающего к арендованным помещениям. С учетом того что у организации в процессе деятельности образуются отходы (бумага, разбитые ящики и т.д.), она заключила договор с товариществом собственников на уборку придомовой территории.
Кто в данном случае будет являться собственником отходов, образующихся при уборке придомовой территории? Кто должен получать разрешение на захоронение этих отходов, разрабатывать нормативы образования для них?
Если деятельность организации на арендованной территории приводит к образованию отходов, то она является их производителем и собственником. Следовательно, организация должна получить разрешение на захоронение этих отходов (если иное не предусмотрено договором на уборку территории) и разработать нормативы образования для них.
Обоснуем данную позицию более подробно.
Отходы производства – это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (ст. 1 Закона РБ "Об обращении с отходами" (далее – Закон)).
При наличии отходов производства право собственности на них приобретают:
– производитель отходов – с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством РБ и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
– юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, – на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (п. 1 ст. 3 Закона).
Придомовая территория взята в аренду организацией для собственных нужд. Значит, если деятельность организации на этой территории приводит к образованию отходов, то она является их производителем и собственником.
Товарищество собственников заключило с организацией договор услуги на уборку придомовой территории, т.е. фактически на сбор отходов, образовавшихся в результате деятельности организации. Под сбором отходов понимается деятельность по концентрации отходов в места временного хранения отходов в целях последующего их удаления (ст. 1 Закона).
Захоронение отходов производства допускается только в санкционированных местах их захоронения, которые определяются собственникам отходов производства в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства. Такое разрешение получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами (ст. 25 Закона).
Если договором уборки придомовой территории между организацией и товариществом собственников не предусмотрена передача права собственности отходов организации товариществу собственников, то организация как собственник отходов обязана самостоятельно получить разрешение на их хранение и захоронение.
Однако договором услуг по уборке придомовой территории организация может уполномочить товарищество собственников на получение указанного разрешения. Тогда разрешение за собственника отходов – организацию обязано будет получить товарищество собственников.
Разрешения на хранение и захоронение отходов производства получаются в соответствии с требованиями:
– Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами";
– постановления Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44 "О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров РБ от 23 июля 2010 г. № 1104";
– п. 35 перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379.
Этими документами предусмотрено, что для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства заявитель должен иметь для отходов, подлежащих захоронению, согласованные в территориальных органах Минприроды РБ нормативы образования отходов производства.
Производители отходов производства обязаны разработать и утвердить нормативы образования отходов производства, а также их соблюдение (п. 3 ст. 17 Закона). Такие нормативы согласовываются и утверждаются в соответствии с положением, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104.
Так как организация является производителем отходов, то нормативы для отходов, образующихся при эксплуатации придомовой территории, обязана разработать, согласовать и утвердить именно она.
Александр Гнедов, эколог