НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (496). Организацией при проведении ежегодного собрания акционеров для кофе-паузы в соответствии с утвержденной программой были приобретены продукты питания: кофе, чай, сахар, бутерброды, печенье, конфеты, соки, вода.
1.1. Включаются ли расходы на кофе-паузу при проведении собрания акционеров в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?
Включаются.
Расходы по проведению собраний участников (акционеров) организации, в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимых для проведения собраний документов, иные расходы, непосредственно связанные с проведением таких собраний, включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении (подп. 3.3 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Таким образом, стоимость продуктов питания, приобретенных для проведения кофе-паузы в рамках проведения ежегодных собраний акционеров, включается при налогообложении в состав внереализационных расходов.
1.2. Облагается ли НДС стоимость продуктов питания, использованных при организации кофе-паузы?
Нет.
Продукты питания, расходуемые на проведение кофе-паузы при проведении собрания акционеров, рассматриваются как товар, который не передается конкретным лицам, а используется для корпоративных целей. Поэтому данная операция рассматривается не как безвозмездная передача, а как собственное потребление объектов непроизводственного характера. Следовательно, стоимость списываемых продуктов не облагается НДС.
Валентин Жуков, экономист
2 (497). С 1 января 2011 г. не применяется ставка НДС в размере 24 % при реализации сахара белого (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 1701 99 100).
Какую ставку НДС следует применить при реализации сахара белого организации, определяющей момент фактической реализации методом "по оплате", если оплата за отгруженный в декабре 2010 г. сахар поступит в январе 2011 г.?
В изложенной ситуации будет применяться ставка НДС в размере 24 %. Это обосновывается следующим.
С 1 января 2011 г. п. 64 Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" будет исключен подп. 1.6 п. 1 ст. 102 НК. Данным подпунктом в 2010 г. установлено, что ставка НДС в размере 24 % применяется при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 1701 99 100), а также при поступлении сумм, указанных в п. 18 ст. 98 НК, при реализации сахара белого.
Исходя из п. 10 ст. 103 НК при изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС.
На основании изложенного ставка НДС в размере 24 % не применяется по сахару белому, который отгружен с 1 января 2011 г. Соответственно если сахар белый был отгружен до 1 января 2011 г., то при его реализации следует применить ставку НДС в размере 24 % несмотря на то, что оплата будет получена уже в 2011 г.
Андрей Недоступ, аудитор
3 (498). Работник организации является участником долевого строительства квартиры с 2010 г. Бухгалтерия в целях предоставления имущественного налогового вычета требует от него представить справку от застройщика о сметной стоимости квартиры в текущих ценах.
Возможно ли получить имущественный вычет без представления справки о сметной стоимости квартиры?
Если работник организации несет расходы на строительство квартиры, то без представления справки о ее сметной стоимости он не имеет права на имущественный вычет в сумме фактически произведенных расходов. Объясним почему.
При определении налоговой базы плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов:
– на новое строительство либо приобретение на территории республики индивидуального жилого дома или квартиры;
– на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, и процентов по ним (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам, просроченных процентов по ним), фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории республики индивидуального жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Фактически произведенные плательщиками и членами их семей расходы на такое строительство подлежат вычету в пределах сметной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры. В этом случае имущественный налоговый вычет предоставляется плательщику на основании документов, перечисленных в п. 2 ст. 166 НК. В этот перечень входит также справка (ее копия) застройщика или подрядчика (субподрядчика) о сметной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры в текущих ценах, а также о фактической стоимости выполненных работ и затрат по строительству – при строительстве индивидуальных жилых домов или квартир.
Если же плательщик несет расходы, связанные только с погашением кредита, фактически использованного на строительство квартиры, то для получения имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на погашение кредитов банков РБ и процентов по ним (за исключением процентов по просроченным кредитам, просроченных процентов по ним) представление налоговому агенту справки застройщика или подрядчика (субподрядчика) о сметной стоимости строительства индивидуального жилого дома или квартиры в текущих ценах, а также о фактической стоимости выполненных работ и затрат по строительству не требуется.
Документами, подтверждающими право на получение имущественного налогового вычета в данной ситуации, являются:
– справка местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающая, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа;
– копия кредитного договора на строительство квартиры;
– документы, подтверждающие фактическое погашение кредитов банков РБ и процентов по ним (за исключением процентов по просроченным кредитам, просроченных процентов по ним) (п. 2 ст. 166 НК).
Владимир Васильев, экономист
ОПЛАТА ТРУДА
4 (499). Можно ли в частной организации назначить на должность главного бухгалтера работника, имеющего среднее специальное образование? Если в организации работают только директор и главный бухгалтер, то какие у них будут тарифные разряды?
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет. Данная норма закреплена в Законе РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".
Как видим, для занятия должности "главный бухгалтер" к работнику предъявляются определенные квалификационные требования, указанные в вышеназванном законе.
При этом под специальным образованием понимается в т.ч. и среднее специальное образование по экономическому профилю.
Наряду с этим согласно квалификационным требованиям для занятия должности главного бухгалтера требуются высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в т.ч. на руководящих должностях, не менее 5 лет. При применении на практике указанных квалификационных требований п. 16 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32, предусмотрен порядок исключения. То есть на должности руководителей всех уровней управления, специалистов (без категории) и других служащих наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов.
Значит, решение о назначении на должность главного бухгалтера, в т.ч. в порядке исключения, наниматель должен принять самостоятельно с учетом имеющегося у работника стажа работы, деловых, личностных качеств, уровня профессиональных знаний, умений и навыков.
Что касается тарификации по ЕТС должности главного бухгалтера, то Инструкцией о порядке определения тарифных ставок, должностных окладов работников коммерческих организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60, определено, что тарифный разряд главного бухгалтера устанавливается на 1–2 разряда ниже тарифного разряда руководителя организации. В данном случае, учитывая численность работников организации (2 чел.), тарифный разряд директора может быть установлен по 16, 17 или 18-му разряду ЕТС.
В случае если в штатном расписании тарификация должности директора предусмотрена по 18-му разряду ЕТС, тарифный разряд по должности главного бухгалтера может быть установлен по 17-му или 16-му разряду ЕТС.
Светлана Василевич, экономист
КОМАНДИРОВКИ
5 (500). Научный сотрудник командируется за границу на конференцию с оплатой организационного взноса.
Как правильно оплатить сотруднику расходы на оргвзнос? Что делать, если сотрудник представляет документы на оплату оргвзноса по факту (т.е. по прибытии из командировки)?
Основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам является приказ либо распоряжение нанимателя о направлении работника в командировку (п. 2 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 115)).
Нормами Инструкции № 115 определен также порядок направления в командировку работников для участия в международных мероприятиях, которые проводятся на условиях предварительного внесения взносов (включая оплату питания, найма жилого помещения) нанимателем путем безналичного перечисления на основе подтверждающих документов (уведомления соответствующих организаций, ответственных за проведение международных мероприятий, о сумме взносов) независимо от норм суточных и расходов по найму жилого помещения.
Инструкцией № 115 также предусмотрено, что если принимающая сторона возмещает в последующем работнику стоимость проезда, оплаченного нанимателем, указанные суммы в иностранной валюте полностью вносятся в кассу с приложением документов, подтверждающих их возврат.
Таким образом, возмещение работнику расходов по оплате организационного взноса может быть произведено только при наличии уведомления соответствующей организации, ответственной за проведение международной конференции, о сумме взносов, приказа (распоряжения) нанимателя о командировании данного работника для участия в конференции, а также на основании представленных документов в оригинале, подтверждающих оплату данного организационного взноса самим работником.
6 (501). Могут ли расходы по авиаперелету с использованием электронного билета быть возмещены работнику при наличии маршрутной квитанции или посадочного талона и включены в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении?
Расходы могут быть возмещены работнику и включены в налоговые затраты.
Расходы по проезду до места командирования и обратно возмещаются работнику при обязательном представлении им подтверждающих документов в оригинале. При этом подтверждением для возмещения стоимости электронного билета, приобретенного работником, является посадочный талон (п. 13 Инструкции № 115).
НК допускает включение расходов на командировки работников в затраты по производству и реализации продукции, учитываемые при налогообложении (далее – затраты) в соответствии с нормами, установленными в порядке, определенном Трудовым кодексом РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК).
Таким образом, в затраты включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно.
7 (502). В ранее действующем Положении о командировании работников за границу имелась норма, предусматривающая, что организации негосударственной формы собственности могут производить выплату аванса и возмещение суточных расходов и расходов по найму жилого помещения по нормам, определенным положением о командировании работников данной организации, утвержденным их высшим органом управления. Предусмотренные в коллективном договоре, соглашении размеры возмещения расходов не могут быть ниже размеров, установленных для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.
В Инструкции № 115 данная норма отсутствует.
Имеет ли право организация в своем локальном нормативном правовом акте предусмотреть за счет прибыли более высокие нормы командировочных расходов своим работникам?
Такое право организация имеет.
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений кроме Конституции РБ, ТК и других актов законодательства являются коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные на основании законодательства (ст. 7 ТК). При этом наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.
Предусмотренные в коллективном договоре, соглашении размеры возмещения командировочных расходов не могут быть ниже размеров, определенных законодательством (ст. 95 ТК).
Таким образом, организация вправе предусмотреть за счет прибыли организации в локальном нормативном правовом акте более высокие нормы суточных расходов и расходов по найму жилого помещения по сравнению с определенными законо-дательством.
При этом по ст. 131 НК затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК, включаются в затраты, неучитываемые при налогообложении прибыли.
8 (503). Работник выехал в служебную командировку за границу в выходной день (воскресенье).
Следует ли выплачивать суточные за этот день и предоставлять другой день отдыха?
Да, следует.
Основанием для расчета и выплаты денежных средств командированным работникам является приказ либо распоряжение нанимателя о направлении работника в командировку.
При этом выплату суточных следует производить за все календарные дни нахождения работника в командировке согласно приказу (распоряжению) нанимателя независимо от того, является день рабочим или выходным.
Если работник специально командирован для выполнения работы в свой выходной день или обязывается нанимателем в этот день выехать в служебную командировку (в данном случае – воскресенье), то по возвращении из служебной командировки работнику следует предоставить другой день отдыха (ст. 137 ТК).
При этом оплата труда работника за месяц, в котором ему предоставляется другой день отдыха взамен его выходного дня, производится исходя из полностью отработанной нормы рабочего времени в этом месяце, установленной в организации.
9 (504). Некоторые авиакомпании не включают в стоимость авиабилета провоз личного багажа командированного, а он оплачивается отдельно от стоимости билета. Возмещается ли стоимость провоза багажа и если да, то на основании каких документов?
Нет, не возмещается.
Командированному работнику возмещаются расходы по провозу багажа свыше норм его провоза бесплатно по билету того вида транспорта, которым следует работник, если он выполняет служебное поручение по его провозу. При этом возмещение данных расходов производится при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (счета, квитанции, проездные билеты) (подп. 11.3 п. 11 Инструкции № 115).
Таким образом, возмещение стоимости провоза личного багажа командированного работника нормами Инструкции № 115 не предусмотрено. По решению нанимателя данные расходы могут быть ему компенсированы за счет прибыли организации.
Людмила Кондратюк, экономист
ОТЧЕТНОСТЬ
10 (505). Организация периодически получает долгосрочные (на срок более 12 месяцев) кредиты и займы (например, кредит приобретен в феврале 2010 г., а срок его погашения – в ноябре 2011 г.).
По какой строке бухгалтерского баланса необходимо отражать кредиторскую задолженность по указанным кредитам и займам, если срок их возврата наступает в следующем году? Следует ли показывать ее как краткосрочную задолженность?
Информация об остатках сумм долгосрочных кредитов и займов, полученных на срок более одного года, а также сумм начисленных и неуплаченных процентов по ним, учитываемых по счету 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", показывается по статье "Долгосрочные кредиты и займы" (стр. 510) бухгалтерского баланса.
Эта норма установлена п. 66 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 14.02.2008 № 19.
Таким образом, информация о долгосрочных кредитах и займах, учитываемых по счету 67, а также начисленных процентах по ним отражается по статье "Долгосрочные кредиты и займы" (стр. 510) бухгалтерского баланса до момента их погашения.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета,отчетности и аудита Минфина РБ;
Виталий Раковец, аудитор
11 (506). Надо ли отходы потребления отражать в налоговой декларации (расчете) по налогу за хранение отходов производства, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.200 № 87 ?
Определения различных видов отходов содержатся в ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами".
Так, отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.
В то же время объектом обложения экологическим налогом признается хранение, захоронение отходов производства (подп. 1.3 п. 1 ст. 205 НК).
Отходами производства являются отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
Как видим, отходы потребления не являются объектом обложения экологическим налогом. Следовательно, такие отходы в налоговой декларации (расчете) не отражаются.
Напомним, что в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85, отходы жизнедеятельности населения классифицируются кодом 9120100, а уличный и дворовый смет – кодом 9120500.
Иван Данилов, экономист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
12 (507). Организация при продаже товаров, забираемых покупателями на условиях самовывоза, выписывает на отгрузку накладную ТН-2.
Верен ли такой подход?
Организация в изложенной ситуации должна оформлять накладные формы ТТН-1. Объясняется это следующим.
Накладные формы ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств (далее – автомобиль), расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом РБ от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках". Им предусмотрено, что для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная. Обязанность по составлению товарно-транспортной накладной возлагается на грузоотправителя. Грузоотправитель не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик – принимать груз к автомобильной перевозке, если грузы товарного характера не оформлены товарно-транспортными накладными (п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970).
Накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
Таким образом, выбор формы накладной зависит от способа перемещения ТМЦ (с участием или без участия автомобильного транспорта) и не зависит от того, кто перевозит товар (грузоотправитель или грузополучатель).
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета,отчетности и аудита Минфина РБ;
Виталий Раковец, аудитор
13 (508). Организация осуществляет туристическую деятельность по договорам комиссии с туроператорами. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год составила менее 15 000 базовых величин, но сумма принятых наличных денежных средств от покупателей туров (вместе с суммой, переведенной туроператорам) – более 15 000 базовых величин.
Обязательно ли устанавливать в этом случае платежный терминал для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек?
В изложенной ситуации в выручку организации включается вся сумма наличных денежных средств, принятых ею от покупателей туров. Следовательно, организация должна установить платежный терминал.
Объясняется это следующим.
Организации, оказывающие платные туристические услуги, при получении выручки по объекту от оказания услуг за предыдущий календарный год в размере более 15 000 базовых величин обязаны установить в этом торговом объекте или ином объекте платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек (подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1). Количество устанавливаемых терминалов должно составлять в процентном отношении к количеству кассовых кабин либо контрольно-кассовых узлов указанных объектов в течение первого календарного года не менее 50 %, в течение второго календарного года – 100 %.
Определение выручки содержится в п. 2 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4. Так, выручка – это все наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса (за исключением наличных денег, полученных по чеку в банке, и возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, выплаты, входящие в состав фонда заработной платы).
Таким образом, в выручку организации, оказывающей платные туристические услуги, включается вся сумма наличных денежных средств, в т.ч. от покупателей туров.
Светлана Новик, экономист
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
14 (509). На балансе организации числится гараж. Данное помещение предоставлено во временное пользование на безвозмездной основе физическому лицу, которое не является индивидуальным предпринимателем. В ходе налоговой проверки установлено, что физическим лицом в помещении гаража производилась покраска автомобилей с извлечением дохода. Налоговой инспекцией составлен акт проверки и наложен арест на имеющиеся в гараже приспособления для осуществления даннойдеятельности, а также на сам гараж, который не принадлежит этому физическому лицу.
Правомерны ли действия налоговой инспекции в части наложения ареста на гараж, являющийся собственностью организации, в отношении которой не выявлено никаких нарушений?
Действия налоговой инспекции в части наложения ареста на имущество организации являются правомерными по следующим основаниям.
Налоговой проверкой установлено, что в помещении гаража физическим лицом выполнялись работы не для собственного потребления, а с извлечением дохода, причем не единожды. В рамках действовавшего законодательства такая деятельность признается предпринимательской.
Напомним, что предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если такие работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собст-венного потребления (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РБ).
Соответственно физическое лицо обязано стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных НК (подп. 1.2 п. 1 ст. 22).
При выявлении факта осуществления деятельности без государственной регистрации применяется административная ответственность, установленная ч. 1-1 ст. 12.7 "Незаконная предпринимательская деятельность" Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). С 23 февраля 2010 г. данная статья действует в новой редакции. Основное новшество заключается именно в том, что в случае установления факта осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации установлен штраф в размере до 100 базовых величин, а также предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП, рассматривает суд (ст. 3.2 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПиКоАП)). То есть вопрос о размере штрафа и применении меры ответственности в виде конфискации предмета административного правонарушения – гаража – с учетом всех обстоятельств дела будет решать суд.
В рассматриваемой ситуации гараж являлся предметом административного правонарушения, в отношении которого возможно установление ответственности в виде конфискации. В целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вправе наложить арест на имущество (ст. 8.7 ПиКоАП). Наложение ареста на имущество заключается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение этим имуществом, а в необходимых случаях – и на пользование.
Илья Петров, экономист