налогообложение
1 (404). В организацию на работу 15 сентября 2011 г. принят новый сотрудник. На предыдущем месте основной работы в сентябре текущего года ему был предоставлен стандартный налоговый вычет в размере 292 000 руб. По новому месту основной работы бухгалтер рассчитал подоходный налог с физических лиц без применения стандартного налогового вычета и потребовал справку о доходе с предыдущего места работы.
Предоставляют ли в такой ситуации налоговый вычет на новом месте работы? Правомерны ли требования бухгалтера о представлении справки с предыдущего места работы?
Вычет предоставляют на новом месте работы без справки с предыдущего места работы.
Налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в т.ч. стандартных (п. 3 ст. 156 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Плательщик вправе применить стандартный налоговый вычет в сумме 292 000 руб. в месяц, если его доход за месяц не превысил 1 766 000 руб. (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК).
Организации, являющиеся источником выплаты дохода, исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет подоходный налог с физических лиц в порядке, установленном ст. 175 НК. В частности, исчисление подоходного налога с физических лиц налоговые агенты производят без учета доходов, полученных плательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм подоходного налога (п. 7 ст. 175 НК).
Таким образом, требование налогового агента о представлении справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по предыдущему месту работы неправомерно. Если доход работника за сентябрь 2011 г., начисленный за время работы у нового нанимателя, не превысил 1 766 000 руб., то работник имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 292 000 руб. независимо от размера полученного им дохода в период работы у предыдущего нанимателя.
Николай Савельев, экономист
2 (405). Белорусская организация вручила членам иностранной делегации во время приема сувениры.
Следует ли облагать НДС такую передачу? Участвуют ли эти расходы в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
При соблюдении определенных условий такие расходы учитывают при исчислении налога на прибыль и не облагают НДС.
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).
Внереализационными расходами для целей НК признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК).
В НК закреплено единство принципов признания в бухгалтерском и налоговом учете расходов организаций. Поэтому его нормы позволяют плательщикам в целях исчисления налога на прибыль в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) принимать все понесенные и документально подтвержденные расходы, отражаемые в бухгалтерском учете, за исключением прямо перечисленных в ст. 131 НК, и обоснованные внереализационные расходы (см. письмо Минфина РБ от 17.09.2010 № 05-1-25/12405).
Стоимость сувениров и подарков для членов иностранных делегаций включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении, как расходы на представительские цели.
Одновременно следует принимать во внимание и письмо Минфина РБ от 21.01.2011 № 05-1-26/878. В нем указано, что организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, может быть локальный нормативный акт, принятый в рамках учетной политики организации.
Следовательно, данные расходы целесообразно указать в составе представительских в локальном нормативном акте, регулирующем отнесение тех или иных расходов к представительским.
Если передача подарков, сувениров, канцелярских товаров происходит в рамках осуществления представительских расходов, которые учитывают при исчислении налога на прибыль, то такую передачу не облагают НДС, поскольку в этом случае осуществляется собственное потребление, не являющееся объектом обложения НДС.
Данное разъяснение содержит письмо МНС РБ от 01.10.2010 № 2-2-10/11937.
Наталья Нехай, экономист
пособие по временной нетрудоспособности
3 (406). Работник отработал 21 сентября полный рабочий день. Вечером, после работы, он обратился за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства. Работник был признан временно нетрудоспособным в связи с общим заболеванием, и ему был выдан листок нетрудоспособности с освобождением от работы с 21 по 26 сентября.
Правильно ли выдан листок нетрудоспособности в указанной ситуации? Как назначить пособие по временной нетрудоспособности за период с 21 по 26 сентября?
Листок нетрудоспособности выдан правильно.
Листок нетрудоспособности выдают больному со дня установления временной нетрудоспособности, в т.ч. в выходные и праздничные дни, в день увольнения, в период отпусков (трудового, социального). В приведенной ситуации листок нетрудоспособности выдан правильно (п. 15 Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97).
Пособие по временной нетрудоспособности назначают в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) пографику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности (п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290, с изменениями и дополнениями (далее – Положение)).
Пособия назначают за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности (п. 35 Положения).
Так как 21 сентября не было пропущено работником в связи с временной нетрудоспособностью, за этот день ему следует начислить заработную плату несмотря на то, что он включен в раздел "Освобождение от работы" листка нетрудоспособности. За период временной нетрудоспособности с 22 сентября по 26 сентября пособие по временной нетрудоспособности нужно назначить в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника.
21 сентября следует относить к первым 6 календарным дням нетрудоспособности для назначения пособия в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника. Соответственно в случае, если временная нетрудоспособность у работника будет длиться более указанного срока, с 27 сентября пособие нужно рассчитывать в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка.
Виктор Макаренко, главный инспектор – врач отдела социального страхования Мингоруправления ФСЗН
вопросы права
4 (407). Общество с ограниченной ответственностью в январе 2011 г. приобрело материалы для собственного производства. В связи с временной приостановкой производства продукции в конце марта указанные материалы были проданы с надбавкой в размере 20 %.
В настоящее время Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117) признан утратившим силу на основании Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров" (далее – Указ № 358).
Могут ли к обществу быть применены санкции с учетом того, что Указ № 358 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г., а реализация материалов была произведена в марте 2011 г.?
Не могут.
Ранее продажа на территории Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей, осуществлялась по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену приобретения товара (подп. 1.8 п. 1 Указа № 117).
За несоблюдение требований законодательства к ценообразованию при реализации на территории Республики Беларусь товаров (сырья, материалов), приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку и не использованных для этих целей, а равно приобретенных для вывоза из Республики Беларусь, налагается штраф в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (сырья, материалов), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (сырья, материалов) поценам, установленным в соответствии с законодательством. Такая норма содержится в ч. 4 ст. 12.9 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
В настоящее время Указ № 117 признан утратившим силу, и именно данный факт является основанием для неприменения мер ответственности к субъектам, ранее допустившим правонарушения. Обоснуем такой вывод.
По общему правилу противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 1.5 КоАП).
В то же время действует норма ч. 2 ст. 1.5 КоАП. Она предусматривает, что акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. При этом в КоАП прямо указано, что со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
С учетом данных правил на сегодняшний день лица, ранее допустившие нарушение положений подп. 1.8 п. 1 Указа № 117, не могут быть привлечены к ответственности за ранее допущенное нарушение независимо от времени его совершения.
Юрий Веремейко, юрист
валютное законодательство
5 (408). Постановлением Совета Министров РБ от 09.08.2011 № 1070 (далее – постановление № 1070) было внесено изменение в постановление Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее – постановление № 704).
Обязаны ли организации применять постановление № 704 с учетом изменений, внесенных в него постановлением № 1070?
Такой обязанности нет.
Применение установленного постановлением № 704 порядка учета курсовых разниц является правом организации.
Согласно первоначальной редакции постановления № 704 п. 2 данного постановления вступил в силу с 27 мая 2011 г.
Постановлением № 1070 было внесено изменение в постановление № 704, в соответствии с которым п. 2 постановления № 704 вступает в силу с 24 мая 2011 г.
Таким образом, если организация приняла решение перейти на порядок, разрешенный постановлением № 704, данный порядок можно применять с 24 мая 2011 г.
Руководствоваться или нет постановлением № 704 с 24 по 26 мая 2011 г., должна решить сама организация, поскольку норм, обязывающих применять постановление № 704 в указанный период, в постановлении № 1070 не содержится.
Справочно: напомним, что п. 2 постановления № 704 установлено следующее. Коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы(расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
6 (409). Что считать датой оказания услуг в случаях, когда договором на оказание услуг не предусмотрено подписание актов о приемке-сдаче оказанных услуг, а также иных документов, определенных законодательством?
Дату, установленную Нацбанком.
Датой оказания услуг считают дату подписания сторонами акта о приемке-сдаче оказанных услуг либо иного документа, определенного законодательством РБ либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции. В случаях, когда подписание указанных документов не предусмотрено, дату оказания услуг определяют исходя из сроков, установленных Нацбанком (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения иконтроля внешнеторговых операций", в ред. Указа от 09.08.2011 № 347 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178 и Указ № 347)). В настоящее время такие сроки определены постановлением Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101.
В практике осуществления внешнеторговых сделок имеют место случаи, когда факт оказания услуг может быть оформлен в виде оплаты обязательств одной из сторон, выставлением счета, счета-фактуры, почтовой квитанции и иных документов в зависимости от характера проводимой сделки. В подобных ситуациях датой оказания услуг следует считать дату оплаты обязательств одной из сторон, указанную в платежной инструкции либо в кассовом документе, дату выставления одной из сторон счета, счета-фактуры, почтовой квитанции, курьерской расписки, удостоверения (свидетельства, сертификата, диплома) о получении образования (присвоения квалификации, получения специальности), билета на проведение культурного либо спортивного мероприятия, а также дату подписания договора об уступке (передаче) прав на результаты интеллектуальной деятельности, лицензионного договора.
От редакции:
Указанные сроки будут закреплены Нацбанком в соответствующем нормативном правовом акте.
7 (410). Резидент приобрел товар у нерезидента на условиях предоплаты и, не ввозя его на территорию Республики Беларусь, продал другому нерезиденту на условиях оплаты по факту поступления товаров.
Что в данном случае следует считать датой завершения внешнеторговой операции по импорту и датой начала внешнеторговой операции по экспорту?
При импорте – дату, указанную в товаросопроводительных документах.
При экспорте – в зависимости от условий выполнения договора.
Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, осуществляют на основании разрешений, выдаваемых Нацбанком. Разрешения выдают организациям, подчиненным (входящим в состав, систему):
– республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству, – по ходатайству Совета Министров;
– государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Президенту, Национальной академии наук Беларуси, – по ходатайству таких государственных органов, организаций, Национальной академии наук Беларуси;
– подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам, а также не имеющим ведомственной подчиненности (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178, в ред. Указа № 347).
При наличии у импортера такого разрешения датой поступления товаров по внешнеторговым договорам, предусматривающим их импорт без поступления на территорию Республики Беларусь, следует считать дату, указанную в товаросопроводительных документах, подтверждающих получение товаров (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178, в ред. Указа № 347).
Датой отгрузки товара, как датой начала внешнеторговой операции по экспорту, следует считать:
– при отсутствии таможенных операций – дату их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке;
– при отсутствии у резидента склада на территории иностранного государства, куда был ввезен товар после его приобретения, – дату, указанную в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товара нерезиденту-покупателю. В данном случае необходимо применить аналогию с нормой, изложенной в части четвертой подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178, в ред. Указа № 347.
Валерий Шулековский, заместитель начальника управления мониторинга внешнеэкономической деятельности Нацбанка РБ