налогообложение
1 (410). Организация безвозмездно передала своему работнику бывший в употреблении сканер, остаточная стоимость которого составляет 86 000 руб.
Рассмотрим возникшие вопросы.
1.1. Возникает ли объект обложения подоходным налогом?
Возникает.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц необходимо учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
Товары, полученные на безвозмездной основе, относят к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме (п. 2 ст. 157 НК).
Сканер является доходом работника, полученным от организации в натуральной форме. Следовательно, данный доход признают объектом обложения подоходным налогом.
1.2. Как в изложенной ситуации правильно определить налоговую базу?
При получении плательщиком дохода от организаций (индивидуальных предпринимателей) в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговую базу подоходного налога с физических лиц следует определять (п. 1 ст. 157 НК):
– при наличии регулируемых розничных цен – как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленную исходя из этих цен;
– при отсутствии регулируемых розничных цен – из цен (тарифов), применяемых такими организациями (индивидуальными предпринимателями) на дату начисления плательщику дохода с учетом особенностей, установленных ст. 157 НК;
– при отсутствии цен (тарифов), применяемых организациями (индивидуальными предпринимателями):
в отношении зданий и сооружений – в размере оценочной стоимости, определенной на дату получения дохода территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии такой стоимости – в размере стоимости, определенной в порядке, установленном законодательством для исчисления налога на недвижимость с физических лиц;
в отношении акций – в размере их номинальной стоимости;
в отношении долей (вкладов) в уставных фондах организаций, паев в производственных и потребительских кооперативах – по балансовой стоимости имущества юридического лица, приходящегося на долю (вклад) физического лица в уставном фонде организации либо пай физического лица в производственных и потребительских кооперативах;
в отношении стоимости предприятия как имущественного комплекса – по балансовой стоимости имущества предприятия;
в отношении земельных участков – по их кадастровой стоимости;
в отношении иного имущества (работ и услуг), не указанного выше, – по цене (тарифу) на идентичное имущество (работы и услуги) на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), содержащихся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в Интернете).
При применении цены (тарифа) на идентичное имущество (работы, услуги) необходимо учитывать следующие моменты:
1) при наличии 2 и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные имущество (работы, услуги), налоговую базу определяют исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе);
2) при определении цен (тарифов) на идентичное имущество (работы, услуги) во внимание принимают сделки, предусматривающие денежную форму исполнения обязательств, между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
3) сделки между взаимозависимыми лицами могут быть приняты во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на условия таких сделок.
В рассматриваемой ситуации организация должна применить правило, предусмотренное для иного имущества. Иными словами, при определении налоговой базы по подоходному налогу организация должна исходить из стоимости сканера, определенной в соответствии с п. 1 ст. 157 НК, а не из его остаточной стоимости.
При налогообложении указанного дохода можно применить льготу в пределах 150 базовых величин, если только она ранее не применялась в отношении этого физического лица (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
Справочно: в подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК установлено, что от подоходного налога с физических лиц освобождают доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, страховых услуг, получаемые:
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, с которыми трудовой договор был прекращен в связи с выходом на пенсию, – в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением профсоюзных, – в пределах 10 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода.
2 (411). Белорусская организация на территории Республики Беларусь заключила с польской фирмой долгосрочный контракт. В связи с удачной сделкой организация за счет собственных средств приобрела и вручила представителям иностранного партнера в составе 6 человек ценные подарки в виде картин стоимостью 1 500 000 руб. каждая, всего на сумму 9 000 000 руб.
Рассмотрим возникшие вопросы.
2.1. Является ли для иностранных граждан стоимость этих картин доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
Является.
Организация при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должна учесть все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
К таким доходам относят в т.ч. и доходы в виде полученных плательщиком товаров, выполненных в его интересах работ (оказанных услуг) на безвозмездной основе (п. 2 ст. 157 НК).
Организация при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц должна была учесть:
– стоимость приобретения указанных картин;
– льготу в пределах 10 базовых величин, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (онараспространяется и на физических лиц – иностранных граждан, непризнаваемых налоговыми резидентами РБ).
Таким образом, облагаемый доход каждого участника делегации составит 1 150 000 руб. (1 500 000 руб. – (35 000 руб. × 10 базовых величин)).
2.2. Кто в указанной ситуации должен перечислить в бюджет подоходный налог?
Организация.
Организация, как налоговый агент, при выплате плательщикам доходов в натуральной форме обязана перечислять в бюджет исчисленные и удержанные суммы подоходного налога с физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога (п. 9 ст. 175 НК).
При этом исчисленную сумму подоходного налога налоговый агент удерживает у плательщика за счет любых денежных средств, выплачиваемых им плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 8 ст. 175 НК).
Так как организация не производила представителям иностранной фирмы денежных выплат, она не могла удержать исчисленную с выплаченного в виде картин дохода сумму подоходного налога.
В этом случае надо было применить положения п. 6 ст. 181 НК. При невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с доходов физических лиц, непризнаваемых налоговыми резидентами РБ, – граждан (подданных) иностранного государства и лиц без гражданства (подданства) – перечисление в бюджет подоходного налога налоговый агент производит за счет собственных средств. Отметим, что в случае уплаты этими физическими лицами подоходного налога ранее уплаченная за них налоговым агентом сумма подоходного налога подлежит возврату налоговому агенту.
Справочно: налоговый агент, выплачивающий доходы гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства), обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных им на территории Республики Беларусь (п. 11 ст. 175 НК). Такие сведения необходимо представлять ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, на магнитных носителях в виде справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц (приложение 3 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц").
При количестве физических лиц, получивших доходы, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
Анна Павлова, экономист
3 (412). Организация заказывает у резидента РФ работы по обработке фильмовых материалов (подготовка негатива к печати, оцифровка изображения).
Должна ли организация исчислить и уплатить НДС?
Не должна.
Обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь являются объектами обложения НДС (п. 1 ст. 93 НК).
При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящие на учете в налоговых органах РБ организации, приобретающие данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 НК). Такие организации имеют права и несут обязанности, установленные ст. 21, 22 НК.
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства (п. 1 ст. 5 НК).
Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными белорусскими законодательными актами, то применяют нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК).
В данном случае в качестве международного договора следует рассматривать Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол), который ратифицирован Законом РБ от 01.07.2010 № 145-З и вступил в силу с 1 июля 2010 г.
По нормам ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляют в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признана местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в ст. 4 Протокола).
Местом реализации выполняемых (оказываемых) резидентом РФ работ (услуг) по обработке фильмовых материалов является территория Российской Федерации, если эти работы (услуги) выполняет налогоплательщик этого государства, если иное не предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола (подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола).
Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), могут быть:
1) договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов Таможенного союза;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
3) иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 2 ст. 3 Протокола).
Таким образом, у резидента РБ не возникает обязательства по исчислению и уплате НДС в отношении вышеуказанных работ (услуг).
Николай Савельев, экономист
4 (413). По состоянию на 1 февраля 2011 г. у организации имелось здание на реконструкции с истекшим сроком строительства. Реконструкция здания завершена 1 июля 2011 г. В период с 1 марта по 1 июля 2011 г. организация ликвидировала филиалы, самостоятельно исполнявшие налоговые обязательства. При представлении ликвидированными филиалами деклараций (расчетов) по налогу на прибыль за период своей деятельности в 2011 г. льгота по налогу на прибыль на суммы произведенных ими капитальных вложений производственного назначения не применялась.
Может ли организация при представлении налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за 2011 г. уменьшить валовую прибыль на суммы произведенных капитальных вложений производственного назначения за весь 2011 г., в т.ч. и на суммы капитальных вложений, произведенных ликвидированными филиалами?
Может.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РБ).
Плательщиками налога на прибыль признают организации (ст. 125 НК).
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым длясовершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом (п. 3 ст. 13 НК).
НК не предусмотрены особенности применения льготы по налогу на прибыль при финансировании капитальных вложений филиалами, которые исполняют налоговые обязательства юридических лиц.
Таким образом, если ликвидированными в течение 2011 г. филиалами организации льгота по налогу на прибыль при финансировании капитальных вложений не применялась, то данной льготой может воспользоваться сама организация при подаче налоговой декларации (расчета) за 2011 г. в размере финансирования капитальных вложений производственного назначения, но не более 50 % валовой прибыли при условии соблюдения других требований, предусмотренных пп. 2–4 ст. 140 НК.
Владимир Васильев, экономист
Материал подготовлен на основании разъяснений налоговых органов
Расчет пособия по временной нетрудоспособности
5 (414). Работник представил листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием с 16 по 21 сентября 2011 г. На предприятии выплачивают ежемесячную премию за текущий месяц. Ее размер устанавливают независимо от отработанного времени. В июле 2011 г. работнику выплачена данная премия в сумме 250 000 руб., в августе 2011 г. – 260 000 руб. Работник работает по графику 5-дневной рабочей недели. В июле 2011 г. он отработал все рабочие дни по графику работы (21 рабочий день), в августе 2011 г. – 19 рабочих дней из 23 по графику работы. Кроме того, в июле 2011 г. работнику выплачена материальная помощь в сумме 300 000 руб. На все указанные выплаты начислены обязательные страховые взносы.
В каком порядке их включают в заработокдля исчисления пособия по временной нетрудоспособности работнику?
Материальную помощь в размере 300 000 руб. не следует включать в расчет пособия по временной нетрудоспособности.
В заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности включают все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляют обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд) (п. 32 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290, с изменениями и дополнениями).
Премии и иные выплаты необходимо включать в заработок за тот месяц, в котором они выплачены. Месяцем их выплаты считают месяц, на который они приходятся согласно лицевому счету, расчетной ведомости. Если в месяце, за который исчисляется заработок, работник отработал не все рабочие дни по графику работы, премии и иные выплаты при исчислении пособия по временной нетрудоспособности учитывают пропорционально отработанному времени в данном месяце. Ежемесячные премии за текущий месяц, выплаченные пропорционально отработанному времени в этом месяце, включают в заработок для исчисления пособия в полном размере.
Следовательно, премии за текущий месяц, выплаченные без учета отработанного времени в месяце выплаты, надо включать в заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности пропорционально отработанному времени в данном месяце.
В рассматриваемой ситуации в заработок работника для исчисления пособия по временной нетрудоспособности ежемесячная премия, выплаченная в июле 2011 г., подлежит включению в размере 250 000 руб., а ежемесячная премия, выплаченная в августе 2011 г., – в размере 165 217 руб. (200 000 руб. / 23 дня × 19 дней).
Несмотря на то что на материальную помощь начислены обязательные страховые взносы в Фонд, в заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности ее не включают. Это обусловлено тем, что материальная помощь не относится к видам оплаты труда.
Д-т 20 и др. – К-т 70
– начислена премия за производственные результаты;
Д-т 92 – К-т 50
– выплачена материальная помощь работнику;
Д-т 20 и др. – К-т 69
– произведены отчисления в Фонд от сумм премии и материальной помощи.
Лариса Капыльская,
начальник отдела социального страхования ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
От редакции:
Ответ на данный вопрос следует учитывать при прочтении материала "Материальная помощь: виды, отражение в бухгалтерском учете, налогообложение", опубликованной в "ГБ", 2011, № 35, с. 52–56.
Ответ на данный вопрос следует учитывать при прочтении материала "Материальная помощь: виды, отражение в бухгалтерском учете, налогообложение", опубликованной в "ГБ", 2011, № 35, с. 52–56.
организация деятельности субъектов хозяйствования
6 (415). Предприятие производит и реализует через свой магазин деревянные окна, мебель, двери, лестницы физическим лицам. Прием наличных денежных средств в магазине осуществляют с использованием кассового суммирующего аппарата, который работает ежедневно с учетом установленного магазину графика работы. Книгу кассира-операциониста также заполняют ежедневно. При этом наличная выручка в магазине есть не каждый день.
Можно ли в случае отсутствия в течение рабочего дня наличной выручки вносить записи в книгу кассира-операциониста без распечатки нулевого Z-отчета, а в графе книги кассира-операциониста "Номер отчета закрытия смены" ставить прочерк?
Нельзя.
Из положений эксплуатационной документации на кассовые суммирующие аппараты следует, что по окончании рабочего дня (смены) должен быть сформирован отчет закрытия смены (Z-отчет) по форме, установленной государственными стандартами Республики Беларусь. Данная норма определена п. 13 Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденной постановлением МНС РБ от 09.09.2004 № 103 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 103).
С учетом требований государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1364.0-2007"Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия" отчет закрытия смены (Z-отчет) содержит такие обязательные реквизиты, как номер, дату и время распечатки суточного (сменного) отчета (Z-отчета), а также порядковый номер записи.
По каждому кассовому суммирующему аппарату должна вестись книга кассира-операциониста по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 103 (п. 9 Инструкции № 103).
Книга кассира-операциониста предназначена для ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) кассового суммирующего аппарата, а именно:
– в начале рабочего дня (смены) кассир должен записать даты и показания накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) кассового суммирующего аппарата на начало рабочего дня (смены);
– по окончании рабочего дня (смены) заполнить остальные реквизиты, предусмотренные формой книги кассира-операциониста.
Записи в книге кассира-операциониста следует делать ежедневно в хронологическом порядке перьевой или шариковой ручкой без помарок.
Формой книги кассира-операциониста предусмотрено заполнение по окончании рабочего дня (смены) такого реквизита, как номер отчета закрытия смены (гр. 5).
Таким образом, независимо от наличия выручки по окончании рабочего дня (смены) кассир обязан сформировать отчет закрытия смены (Z-отчет), который должен содержать его номер, дату и время распечатки, а также порядковый номер записи. На основании этих данных в гр. 5книги кассира-операциониста проставляют номер отчета закрытия смены (Z-отчета).
От редакции:
С 14 октября 2011 г. вступит в силу постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 924/16), а постановление № 103 утратит силу.
С 14 октября 2011 г. вступит в силу постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 924/16), а постановление № 103 утратит силу.
Постановлением № 924/16 установлена новая форма книги кассира, которая содержится в приложении 2 к Положению, утвержденному этим постановлением. Данную книгу нужно вести на каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем), наличие которой должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования. Исключение составляет кассовое оборудование, используемое в автобусах пригородных, междугородных, международных маршрутов в регулярном сообщении и автобусах с максимальной массой не более 5 000 кг экспрессных городских маршрутов, а также в автомобилях-такси.
Записи в книге кассира следует осуществлять:
– ежедневно в хронологическом порядке;
– перьевой или шариковой ручкой, без помарок;
– на основании показаний кассового оборудования и подтверждающих документов.
В начале рабочего дня (смены) кассир должен произвести запись:
1) даты;
2) показаний нарастающего оборота кассового оборудования на начало рабочего дня (смены) и суммы наличных денежных средств, полученных кассиром перед началом работы для расходных операций.
По окончании рабочего дня (смены) кассир заполняет остальные реквизиты, предусмотренные в форме книги кассира.
Обращаем внимание читателей, что после 14 октября т.г. можно использовать "старые" книги, но при условии, что они будут приведены в соответствие с вновь утвержденной формой.
7 (416). Организация оказывает услуги по бронированию, приобретению и доставке железнодорожных билетов по заказам населения. В одну смену работает 2 человека. Деньги от клиентов они принимают с использованием кассового суммирующего аппарата.
Можно ли при приеме денежных средств использовать приходные кассовые ордера?
Нет, если организация использует зарегистрированный в налоговом органе КСА.
При осуществлении предпринимательской деятельности в части предоставления услуг по бронированию, приобретению и доставке железнодорожных билетов в рамках заключенных договоров прием наличных денежных средств от потребителей необходимо производить в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).
До 14 октября т.г. порядок приема наличных денежных средств регулирует постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1), с 14 октября – постановление № 924/16.
Так, юридические лица должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – кассовое оборудование), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр*, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами и постановлением № 18/1) (подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1, п. 3 постановления № 924/16).
__________________________
*Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Кассир, иное уполномоченное лицо обязаны:
– провести суммы принятых наличных денежных средств и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек, через кассовое оборудование;
– выдать покупателю (потребителю) чек, сформированный кассовым оборудованием, вместе со сдачей (при необходимости);
– поместить полученные наличные денежные средства в денежный ящик кассового оборудования или иное место аналогичного назначения (п. 12 Инструкции № 103, п. 17 постановления № 924/16).
Законодательством предусмотрены случаи, когда юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг без применения кассового оборудования. Это оказание бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену (подп. 2.2.17 п. 2 постановления № 18/1, подп. 31.16 п. 31 постановления № 924/16).
В вопросе указано, что прием наличных денежных средств в офисе организации за предоставление услуг по бронированию, приобретению и доставке железнодорожных билетов осуществляется с применением кассового оборудования.
Порядок приема наличных денежных средств, предусмотренный подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1, не распространяется на юридические лица, у которых в налоговом органе зарегистрировано кассовое оборудование. В указанной ситуации организация при оказании потребителям услуг по бронированию, приобретению и доставке железнодорожных билетов всю сумму денежных средств, оплаченную потребителем, проводит через кассовое оборудование и в подтверждение сумм принятых наличных денежных средств выдает покупателю (потребителю) чек, сформированный кассовым оборудованием. С учетом вышеизложенного использование приходного кассового ордера для этих целей противоречит действующему законодательству.
8 (417). Организация в конце сентября 2011 г. приобрела платежные терминалы для проведения платежей физических лиц и установила их в административных зданиях и на объектах торговли и сферы услуг. Конструкция данных платежных терминалов исключает возможность продажи через данные устройства физическим лицам каких-либо товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Рассмотрим возникшие вопросы.
8.1. Необходимо ли регистрировать данные платежные терминалы в налоговом органе?
В налоговом органе подлежит регистрации кассовое оборудование, применяемое юридическими лицами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Обязанность регистрации в налоговом органе платежных терминалов постановлением № 18/1 не установлена (подп. 2.3 п. 2 постановления № 18/1).
8.2. Распространяются ли на указанные терминалы требования постановления № 18/1 по включению их в Государственный реестр, обязательному техническому обслуживанию и ремонту, установке средств контроля, а также требования по ведению книги кассира-операциониста и наличию в месте установки платежных терминалов эксплуатационной документации?
Нет.
Юридические лица принимают наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами и постановлением № 18/1.
Подпунктами 2.4, 2.6 и 2.7 п. 2 постановления № 18/1 установлено следующее:
– в Государственный реестр при их соответствии государственным стандартам включают модели (модификации) кассового оборудования, применяемые юридическими лицами согласно подп. 2.1 п. 2 постановления № 18/1.
К кассовому оборудованию относят модели (модификации) кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров;
– техническому обслуживанию и ремонту подлежит кассовое оборудование;
– обязанность установки средств контроля предусмотрена только для кассового оборудования.
Как видим, на платежные терминалы указанные требования не распространяются.
Порядок использования юридическими лицами кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, для приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг определяет Инструкция № 103.
Книгу кассира-операциониста по форме, представленной в приложении 1 к Инструкции № 103, организации ведут на каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности Нацбанком, банками, организациями республиканского унитарного предприятия электросвязи "Белтелеком", индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога, Белорусской железной дорогой, использующей межгосударственную автоматизированную систему управления "Экспресс"). Она предназначена для ежедневной контрольной регистрации показаний накапливающих денежных счетчиков (денежных оборотов) кассового оборудования.
Использование кассового оборудования до 14 октября т.г. следует осуществлять в соответствии с эксплуатационной документацией на кассовое оборудование, предусмотренной техническими нормативными правовыми актами, находящейся в месте установки кассового оборудования (п. 10 Инструкции № 103).
Таким образом, требования Инструкции № 103 в отношении ведения книги кассира-операциониста и обеспечения наличия в месте установки эксплуатационной документации не распространяются на платежные терминалы.
Наталья Рощина, экономист
От редакции:
С 14 октября на каждую единицу кассового оборудования (за исключением кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, и специальных компьютерных систем) необходимо вести книгу кассира по новой форме. Наличие такой книги должно быть обеспечено в месте установки кассового оборудования (п. 14 постановления № 924/16).