Непредставление сведений о государственной гигиенической регистрации
Суть нарушения
В ходе проверки, проводимой органами финансовых расследований комитета КГК (далее – УДФР), директору ООО «И» было вручено предписание о представлении документов, подтверждающих государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию реализованного акрилового камня субъектам хозяйствования Республики Беларусь. В установленный срок запрашиваемые документы руководителем ООО «И» не представлены, в связи с чем составлен соответствующий акт о непредставлении документов и вынесено решение о приостановлении расходных операций по расчетным счетам ООО «И».
Обоснование
Руководствуясь ст. 13 Закона № 414-З [1], органам финансовых расследований в пределах их компетенции предоставлено право требовать и получать от государственных органов, иных организаций, должностных лиц, других граждан в установленный срок необходимые сведения, документы (их копии) и объяснения, иную информацию.
В адрес директора ООО «И» УДФР вынесено предписание о представлении документов и иных носителей информации по совершенной хозяйственной операции. Согласно содержанию предписания на директора была возложена обязанность по представлению в срок не позднее определенной даты документов, подтверждающих государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию реализованного субъектам хозяйствования Республики Беларусь акрилового камня.
В установленный срок требования, изложенные в предписании, не были исполнены и запрашиваемые документы к проверке не были представлены, что послужило основанием подготовки УДФР акта о непредставлении документов. Начальником УДФР по Минской области и г. Минску принято решение о приостановлении расходных операций по расчетным счетам |*| ООО « И».
Действия субъекта хозяйствования
ООО «И» обратилось в суд с заявлением к УДФР о признании недействительным решения о приостановлении операций по счетам в банках.
По мнению ООО «И», при принятии обжалуемого решения были нарушены требования законодательства, а именно п. 1 Указа № 267 [2]. Представитель заявителя в судебном заседании сообщил, что в настоящее время размер неуплаченных сумм налогов и сборов не установлен, так как отсутствует решение уполномоченного органа о доначислении сумм налогов и сборов.
Позиция суда
Заслушав точки зрения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд пришел к следующему выводу.
Правовые основания для приостановления расходных операций по расчетным счетам закреплены в ст. 13 Закона № 414-З , в которой предусмотрены условия о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в случае представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо непредставления (отказа в представлении) для проведения контрольных мероприятий деклараций и (или) документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, а также выявления фактов неуплаты или неполной уплаты суммы налога |*|*|, сбора (пошлины) и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации. Решение о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитнофинансовой организации принимается руководителем органа финансовых расследований или его заместителем.
** Действия бухгалтера, если не хватает денег на уплату налогов
Обращено внимание, что расходные операции по счетам, в т.ч. по счетам по учету вкладов (депозитов), электронным кошелькам прекращаются в период действия имеющегося (имеющихся) в банке или небанковской кредитно-финансовой организации решения (постановления) о приостановлении операций по счетам, в т.ч. счетам по учету вкладов (депозитов), электронным кошелькам, принятого (вынесенного) уполномоченным в соответствии с законодательными актами органом (должностным лицом) (п. 1 Указа № 150 [3]).
При наличии решения о приостановлении операций, принятого органом Комитета госконтроля, или постановления о наложении ареста расходные операции, указанные в части первой подп. 2.2 п. 2 Указа № 150 , осуществляются с разрешения органа (должностного лица), принявшего (вынесшего) такое решение (постановление).
Приведенной нормой Указа № 150 следует руководствоваться, имея в виду расходные операции за счет денежных средств, электронных денег дебиторов, связанных с исполнением банком платежных требований, на основании:
– решений налогового или таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней;
– приказов Минфина Республики Беларусь, его территориальных органов либо финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов о принудительном взыскании денежных средств;
– постановлений городских, районных и районных в городах отделов (секторов), областных, Минского городского управлений ФСЗН Минтруда и соцзащиты о бесспорном взыскании недоимки, начисленных пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
– постановлений судебных исполнителей при взыскании денежных средств в бюджет, в т.ч. бюджет фонда, сумм по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, сумм в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, сумм в случае потери кормильца, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, требованиям о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, а также морального вреда.
Судом было отмечено, что в соответствии со ст. 13 Закона № 414-З органам финансовых расследований в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставлено право:
– осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
– проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных граждан;
– требовать и получать от должностных лиц и других граждан необходимые сведения (документы) и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций имущества, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
– выносить обязательные для исполнения решения о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации в случае представления документов, содержащих недостоверную информацию о деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо непредставления (отказа в представлении) для проведения проверочных мероприятий деклараций и (или) документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, а также выявления фактов неуплаты или неполной уплаты суммы налога, сбора (пошлины) либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а также от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации.
Решение о приостановлении операций по счетам в банке или небанковской кредитно-финансовой организации принимает начальник органа финансовых расследований или его заместитель. Как следует из материалов дела и пояснений заинтересованного лица, обжалуемое решение принято начальником УДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску по причине невыполнения директором ООО «И» требований по представлению документов, связанных с финансовохозяйственной деятельностью ООО «И», и выявления фактов неуплаты или неполной уплаты суммы налога (подтверждается справкойрасчетом).
Доводы заявителя о том, что содержащееся в обжалуемом решении предписание банку об исполнении платежных инструкций, связанных со списанием денежных средств (включая таможенные и иные платежи в бюджет) |*|, только после идентификации плательщика, подтверждения его полномочий и проверки на предмет наличия законных оснований для совершения платежа и после получения соответствующего письменного разрешения УДФР КГК в части, касающейся установления запрета на проведение платежей в бюджет, не соответствует законодательству, судом были отклонены.