Напомним, что налоговую декларацию (расчет) плательщик обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет в порядке и в сроки, установленные Налоговым кодексом РБ (далее – НК) или иными актами налогового законодательства (п. 3 ст. 63 НК).
В п. 4 ст. 63 НК указано, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа, если иное не установлено частью второй п. 8 данной статьи НК. При этом плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, обязаны представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа. Плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, среднесписочная численность работников определяется в порядке, определенном ст. 286 НК, иными плательщиками – в порядке, установленном Белстатом.
В НК установлена дата представления налоговой декларации
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 63 НК). При передаче налоговой декларации (расчета) с помощью программных и технических средств в виде электронного документа днем ее представления считается дата ее приема web-порталом МНС, зафиксированная в соответствующем подтверждении этого портала.
Общие правила исчисления сроков
При исчислении сроков, предусмотренных налоговым законодательством, необходимо учитывать общие правила их исчисления, которые определены ст. 31 НК: установленный налоговым законодательством срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.
В данной статье указано, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, если последний день периода представления налоговой декларации (расчета), установленный налоговым законодательством, приходится на нерабочий день, днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день. Данное правило является общим и применяется во всех случаях при определении срока представления налоговой декларации (расчета) независимо от того, в какой форме она представляется.
Плательщик получает подтверждение портала МНС о приеме налоговой декларации
При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание и на положения Инструкции о порядке представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа, утвержденной постановлением МНС РБ от 29.02.2012 № 7 (далее – Инструкция).
В п. 10 Инструкции установлено следующее. Поступивший на web-портал МНС электронный документ подвергается форматно-логическому контролю. При отсутствии ошибок форматно-логического контроля в представленной налоговой декларации и документах, прилагаемых к ней, плательщику направляется подтверждение портала о приеме налоговой декларации (расчета) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет и документов, прилагаемых к налоговой декларации (расчету) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, по форме согласно приложению 3 к Инструкции.
Подтверждение подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица МНС, направляется плательщику в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронного документа, и является подтверждением факта отправки электронного документа плательщиком.
На основе этой информации сложилось мнение, что налоговую декларацию (расчет) необходимо подавать заранее, чтобы до истечения срока представления налоговой декларации успеть получить указанное выше подтверждение.
Это ошибочное мнение, ведь сроки представления налоговых деклараций и порядок их исчисления устанавливает и регулирует НК, а не Инструкция.
Дата подачи налоговой декларации и дата оформления подтверждения – это разные даты
Обращаем внимание на то, что дата подачи налоговой декларации и дата оформления подтверждения – это разные даты. Инструкция оперирует терминами "день направления подтверждения" и "день получения электронного документа".
Кроме того, сама форма подтверждения предусматривает реквизиты "дата, номер документа" и "дата получения налоговой декларации (расчета)". Последний реквизит должен заполняться с учетом фактической даты получения налоговой декларации порталом; в нем не указывается дата оформления подтверждения, которая может приходиться на рабочий день, следующий за днем получения налоговой декларации (расчета). В этом случае произойдет нарушение порядка оформления подтверждения, так как в нем будет указана неверная дата получения налоговой декларации (расчета). И плательщик вправе обжаловать незаконное действие должностного лица налогового органа.
Подтверждение, содержащее недостоверные сведения о дате подачи налоговой декларации (расчета), не может являться основанием для привлечения плательщика к административной ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета).
Само по себе подтверждение не является доказательством, подтверждающим дату представления налоговой декларации (расчета), если возник спор о такой дате, так как оно оформляется должностным лицом налогового органа на основании фактических данных. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано исследовать непосредственные доказательства, т.е. фактические данные о моменте получения электронного документа порталом, а не полагаться на информацию, которая отражена в подтверждении должностным лицом налогового органа, так как именно достоверность данной информации и оспаривается плательщиком.
Если плательщик все же будет привлечен к административной ответственности на основании неверно оформленного подтверждения, он вправе обжаловать решение о применении мер ответственности, так как оно является незаконным и подлежит отмене ввиду того, что вина плательщика не доказана, а решение основано на недостоверных фактах.