Комментируемым Указом Президента РБ от 07.10.2013 № 455 "О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 455) в целях совершенствования отдель-ных вопросов налогообложения внесены, в частности, изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты по вопросам получения таможенных льгот. Рассмотрим предусмотренные Указом № 455 нововведения более подробно.
Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, освобождаемых от таможенного НДС, дополнен новыми позициями. По ним можно вернуть ранее уплаченный налог
При ввозе на территорию Республики Беларусь от НДС, взимаемого таможенными органами, освобождаются, в частности:
– технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов.
Освобождаются товары, указанные в перечне технических средств при наличии заключения Минтруда и соцзащиты о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к указанным техническим средствам (подп. 2.1 п. 2 Указа Президента РБ от 24.02.2012 № 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров"; далее – Указ № 107);
– лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним.
Указанные товары освобождаются от НДС, если:
– указаны в перечне лекарственных средств и медицинских изделий и включены в Государственный реестр лекарственных средств РБ и Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники РБ;
– не включены в названные реестры, но в отношении их имеется заключение Минздрава о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения, протезно-ортопедическим изделиям и медицинской технике либо к сырью и материалам для их изготовления, комплектующим изделиям для их производства, полуфабрикатам к ним (подп. 2.2 п. 2 Указа № 107).
Справочно: освобождение вышеуказанных товаров от НДС предусмотрено ст. 96 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Указ № 455 дополнил перечень лекарственных средств и медицинских изделий новыми позициями (код ТН ВЭД ТС, наименование):
9406 00 380 9 прочие сборные строительные конструкции из черных металлов;
9406 00 800 9 прочие сборные строительные конструкции из прочих материалов, металлов.
Справочно: в вышеуказанный перечень внесены также и иные изменения, но они обусловлены изменениями в ТН ВЭД ТС (см. табл. 1).
Обратим внимание, что комментируемые положения Указа № 455 вступают в силу со дня его официального опубликования, но распространяют свое действия на отношения, возникшие с 1 января 2013 г. В связи с этим у плательщиков, выпустивших для внутреннего потребления в 2013 г. соответствующие товары (коды 9406 00 380 9, 9406 00 800 9), возникло право на возврат излишне уплаченной суммы НДС.
Для осуществления указанного возврата необходимо обратиться:
1) в Минздрав и получить предусмотренное Указом № 107 заключение о том, что ввезенные товары относятся к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения, протезно-ортопедическим изделиям и медицинской технике или к сырью, материалам для их изготовления, комплектующим изделиям для их производства, полуфабрикатам к ним;
2) в таможенные органы с целью корректировки сведений ранее оформленной декларации на товары.
Для этих целей таможенному органу надо представить соответствующее заявление и корректирующую декларацию. Указанное заявление составляется в произвольной форме, которая представляет собой ранее заполненную декларацию на товары с изменением и дополнением необходимых сведений.
Справочно: порядок внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров определен решением КТС от 20.05.2010 № 255, а также постановлением ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары".
После проведения соответствующей корректировки в таможенные органы подается заявление на возврат излишне уплаченной суммы НДС. Порядок возврата определен ст. 272 Таможенного кодекса РБ и ст. 60 НК.
Заявление оформляется в произвольной форме, но обязательно должно содержать обоснование возврата излишне уплаченной суммы налога; вид таможенного платежа, подлежащего возврату (НДС); сумму НДС, подлежащую возврату; реквизиты платежных документов, согласно которым сумма налога была уплачена; банковские реквизиты плательщика.
Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы производится в течение 1 месяца со дня подачи заявления о возврате. При этом у плательщика не должно быть неисполненной обязанности (недоимки) по уплате таможенных платежей, процентов, пеней.
Пример
Белорусская организация в феврале 2013 г. импортировала в Беларусь из Польши сборную строительную конструкцию из черных металлов (код 9406 00 380 9 ТН ВЭД ТС). Данный товар выпущен для внутреннего потребления с уплатой НДС.
Согласно Указу № 455 такой товар включен в Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья, материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, т.е. подлежит освобождению от НДС.
Для целей использования данной льготы, учитывая вышеуказанные сроки действия Указа № 455 (распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.), организация вправе:
– обратиться в Минздрав и получить предусмотренное Указом № 107 заключение о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения, протезно-ортопедическим изделиям и медицинской технике или к сырью, материалам для их изготовления, комплектующим изделиям для их производства, полуфабрикатам к ним;
– обратиться в таможенные органы за корректировкой оформленной декларации и с заявлением о возврате уплаченной суммы НДС.
Перечень технических средств, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, с принятием Указа № 455 остался в прежней редакции (см. табл. 2).
Урегулированы вопросы целевого использования товаров, освобожденных от таможенного НДС в соответствии с Указом № 107 и ввезенных до 1 января 2013 г.
Технические средства, ввезенные с использованием льгот по НДС, должны использоваться на территории Республики Беларусь в целях профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов. При их нецелевом использовании либо вывозе за пределы территории Республики Беларусь без использования в указанных целях НДС уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством (ст. 96 НК).
В свою очередь лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним, выпускаемые для внутреннего потребления, с 1 января 2013 г. (с учетом Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь"; далее – Закон № 431-З) являются товарами, выпущенными без ограничений по пользованию и (или) распоряжению.
Вместе с тем не разрешенным до настоящего времени оставался вопрос, распространяются ли данные положения Закона № 431-З на товары, выпущенные с применением указанных льгот до 1 января 2013 г. Дело в том, что Закон № 431-З вступил в силу с 1 января 2013 г., а специальных норм о распространении его положений на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 г., не предусматривал.
Указ № 455 фактически дал ответ на указанные вопросы.
Так, помещенные до 1 января 2013 г. под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (под таможенный режим свободного обращения) с применением льготы по НДС:
– технические средства, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, должны использоваться на территории Республики Беларусь в целях профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов.
При этом ограничения по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами действуют до их использования и потребления в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, но не более 5 лет со дня выпуска этих товаров согласно таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (помещения под таможенный режим свободного обращения), что подтверждается представлением плательщиком таможенному органу отчета плательщика по форме, установленной Государственным таможенным комитетом;
– лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним, в отношении которых до 1 января 2013 г. не былинарушены ограничения по пользованию и (или) распоряжению данными товарами, считаются выпущенными без ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.
Справочно: форма отчета об использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, определена постановлением ГТК РБ от 19.12.2012 № 36 "О внесении изменения и дополнений в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 11". Такой отчет предусматривает отражение следующих сведений:
– о нормативном правовом акте, в соответствии с которым предоставлены льготы. Такими сведениями выступают вид, номер и дата акта;
– ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами. Такими сведениями можно назвать установленную нормативным правовым актом цель, для достижения которой использовались льготы; срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами;
– выпуске (таможенном оформлении) товаров. Это регистрационный номер выпуска, номер и дата выпуска, номер товара в декларации, наименование товара, количество товара и единица измерения такого количества;
– использовании и потреблении товаров. В качестве таких сведений предусмотрено указание количества фактически использованных в установленных целях товаров и единиц измерения такого количества; реквизитов (вид, номер, дата) документов, подтверждающих целевое использование товаров;
– "остатках" товаров. Предусмотрено указание также сведений об оставшихся товарах, сведения о целевом использовании которых в соответствующем отчете не представлены (количество, единица измерения). Эти сведения определяются расчетным путем.
Положения Указа Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" приведены в соответствие с нормативной правовой базой Таможенного союза
Указ № 455:
1) заменил в тексте Указа Президента РБ от 22.10.2003 № 460 слова "таможенная территория Республики Беларусь" на слова "территория Республики Беларусь".
Обусловлено это тем, что таможенным законодательством Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России не предусмотрено понятия таможенная территория Республики Беларусь. В нем определено, что единую таможенную территорию Таможенного союза составляют:
– территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
– находящиеся за пределами территории государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее – ТК ТС);
2) уточнил, что ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, ввезенными в качестве международной технической помощи, действуют дозавершения проекта (программы) международной технической помощи, но не более 5 лет со дня выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (помещения под таможенный режим свободного обращения).
Напомним, что общее требование о необходимости целевого использования подобных товаров в течение 5 лет со дня помещения под указанную таможенную процедуру предусмотрено ст. 211 ТК ТС.
С 1 января 2013 г. Закон № 431-З внес в НК изменения, предусматривающие, что ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, которые считаются согласно НК условно выпущенными, действуют до использования и потребления товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, но не более 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Указ № 455 фактически уточнил момент завершения целевого использования товаров – завершение проекта (программы) международной технической помощи.
Справочно: вышеуказанное уточнение касается не только товаров, выпускаемых для внутреннего потребления с использованием льгот с 1 января 2013 г. (даты, с которой фактически применяются вышеуказанные положения Указа № 455), но и товаров, помещенных до 1 января 2013 г. под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (под таможенный режим свободного обращения) с использованием рассматриваемых льгот.
Уточнен порядок получения льгот в отношении товаров для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности
Льготы предусмотрены ст. 96 НК и Указом Президента РБ от 04.04.2006 № 202 "Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности" (далее – Указ № 202).
Указ № 455 уточнил, что рассматриваемые товары освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, но при освобождении от пошлин должны быть учтены международные обязательства Республики Беларусь. Дело в том, что согласно Протоколу о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008 применение тарифных льгот при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств – участников Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в случаях, не предусмотренных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения, осуществляется исключительно на основании решений Комиссии Таможенного союза (на сегодня – Евразийской экономической комиссии), принимаемых консенсусом.
С учетом изложенного Указом № 455 установлено, что основанием для рассматриваемого освобождения является:
– от ввозных таможенных пошлин и НДС – заключение о назначении оборудования, приборов, материалов и комплектующих изделий (выдается в соответствии с Указом № 202);
– от ввозных таможенных пошлин – дополнительно подтверждение о выполнении условий предоставления тарифных льгот, установленных правовыми актами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Указом № 455 определены новые формы:
– заключения о назначении оборудования, приборов, материалов и комплектующих изделий для целей освобождения их от обложения въездными таможенными пошлинами и НДС;
– заявления (о выдаче указанного заключения).
Они установлены обновленными приложениями 1 и 2 к Указу № 202. В частности, такое заявление дополнено следующей позицией:
В отношении рассматриваемых товаров также установлено, что ограничения по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами действуют до использования и потребления этих товаров в целях выполнения на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, но не более 5 лет со дня выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (помещения под таможенный режим свободного обращения).
Справочно: изложенное подтверждается представлением плательщиком таможенному органу отчета плательщика по форме, установленной в приложении 11 к постановлению ГТК РБ от 26.04.2012 № 11.