Отдельные организации при ввозе в Беларусь из третьих стран в качестве вклада в уставный фонд определенных товаров могут применить льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС. Такие льготы установлены Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 (далее – Соглашение), декретами Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (далее – Декрет № 9) и от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" (далее – Декрет № 1).
С 1 июля 2012 г. вступает в силу Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6), которым предусмотрены определенные новшества при использовании данных льгот. Рассмотрим их более подробно.
Справочно: с указанной даты Декрет № 1 и соответствующие положения Декрета № 9 утрачивают силу.
Определена единая категория лиц, которые могут воспользоваться льготами, – это коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь, с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности
До настоящего времени рассматриваемые льготы предоставлялись:
– коммерческим организациям, созданным с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек по перечню, утверждаемому Советом Министров по согласованию с Президентом (Декрет № 1);
– организациям, филиалам, представительствам, иным обособленным подразделениям юридических лиц, имеющим отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, находящимся в сельской местности (Декрет № 9).
Справочно: для применения таких льгот Перечень населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тысяч человек был определен постановлением Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1". Он включал в себя: по Брестской области – города Барановичи, Брест и Пинск; по Витебской области – города Витебск, Новополоцк, Оршу и Полоцк; по Гомельской – города Гомель, Жлобин, Мозырь, Речицу и Светлогорск; по Гродненской – города Гродно и Лиду; по Минской – города Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск; по Могилевской – города Бобруйск и Могилев; город Минск.
При этом под сельской местностью понималась территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения (Декрет № 9).
С 1 июля 2012 г. рассматриваемые льготы могут получить коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь, с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. При этом Декретом № 6 установлено, что под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности будет пониматься территория Республики Беларусь,за исключением территории следующих городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
Не предусматривается изъятий по видам деятельности организаций, когда последние не могут воспользоваться рассматриваемыми льготами
Декретами № 1 и № 9 предусматривалось, что отдельные организации (при осуществлении определенных видов деятельности) даже при нахождении (осуществлении деятельности) в соответствующей местности не могли претендовать на получение льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров в качестве вклада в уставный фонд.
В частности, льготы, предусмотренные Декретом № 1, не распространялись на банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, резидентов свободных экономических зон, резидентов Парка высоких технологий, коммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и пр. Льготы по Декрету № 9 не использовались при торговой посреднической деятельности по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства, производстве подакцизных товаров, производстве и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и пр.
В подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6 предусмотрены подобные положения. Так, нормы, содержащиеся в подп. 1.1–1.3 п. 1 Декрета № 6, не распространяются на банки, небанковские кредитно-финансовые организации, инвестиционные фонды, страховые организации и пр. Однако подп. 1.1–1.3 п. 1 Декрета № 6 регулируют вопросы предоставления рассматриваемым организациям не таможенных, а иных льгот. Льготы по уплате таможенных пошлин, налогов установлены подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6.
Изложенное позволяет сделать вывод, что вышеуказанные изъятия Декрета № 6 не распространяются на случаи предоставления таможенных льгот.
Пример 1
В июле 2012 г. страховая организация намерена ввезти в Беларусь из Германии в качестве вклада в уставный фонд партию товаров, подпадающих под действие Декрета № 6. Исходя из подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6 данная организация не сможет воспользоваться иными преимуществами и льготами, предусмотренными Декретом № 6, так как нормы подп. 1.1–1.3 п. 1 Декрета № 6 на нее не распространяются. Однако такая организация сможет получить льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС (основание – подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6).
Определено новое содержание подтверждения регистрирующего органа о праве плательщика на льготу
Условием предоставления рассматриваемых льгот по Декрету № 6 будет являться подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что место нахождения коммерческой организации, для вклада в уставный фонд которой ввозятся товары, расположено на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Ранее для получения льгот требовалось:
– по Декрету № 1 – подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что на коммерческую организацию, для вклада в уставный фонд которой ввозится технологическое оборудование, распространяются положения подп. 1.1–1.7 п. 1 Декрета № 1;
– по Декрету № 9 – подтверждение определенного в соответствии с законодательством регистрирующего органа о том, что организация, для вклада в уставный фонд которой ввозится технологическое оборудование, имеет право на применение особого порядка налогообложения в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Декрета № 9.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что рассматриваемые льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС на основании Декрета № 6 может получить коммерческая организация Республики Беларусь, зарегистрированная в Республике Беларусь, с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, независимо от того, распространяются ли на такую организацию иные преимущества и льготы, предусмотренные Декретом № 6. В то же время согласно декретам № 1 и № 9 предоставление льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС связано с иными преимуществами и льготами, установленными данными нормативными правовыми актами.
Пример 2
Организация находится в сельской местности. Для целей применения рассматриваемых льгот по Декрету № 9 при ввозе товаров в качестве вклада в уставный фонд такой организации фактически требовалось подтверждение регистрирующего органа не только о том, что организация находится в сельской местности, но и о том, что она имеет право на применение особого порядка налогообложения в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Декрета № 9. Со вступлением в силу Декрета № 6 для этих целей достаточно будет подтверждения регистрирующего органа о расположении организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Расширен перечень товаров, в отношении которых возможно получение льгот
Декреты № 1 и № 9 распространяли свое действие на товары, классифицируемые согласно ТН ВЭД ТС в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402–8408, 8410–8431, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032. Такие товары именовались технологическим оборудованием.
В свою очередь Декрет № 6 освобождает от ввозных таможенных пошлин и НДС товары, классифицируемые согласно ТН ВЭД ТС в товарных позициях 7301, 7302, 7308, 7309 00, 731100, 8401–8408, 8410–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501–8519, 8521–8523, 8525–8537, 8543, 8545, 8601–8609 00, 8701, 8702, 8704–8707, 8709–8713, 8716, 8801 00–8805, 8901–8908 00 000 0, 9005–9008, 9010–9020 00 000 0, 9022–9032, 9103–9107 00 000 0,9201, 9202, 9205–9208, 9401–9406 00, 9503 00–9508.
Сопоставление вышеприведенных товарных позиций показывает расширение перечня товаров, в отношении которых возможно получение рассматриваемых льгот (см. таблицу).
Справочно: исходя из положений Протокола о предоставлении тарифных льгот от 12.12.2008 (вступил в силу 1 января 2010 г.) и Соглашения использование рассматриваемых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин возможно, если вышеуказанные товары ввозятся в качестве вклада именно иностранного учредителя в уставный фонд вышерассмотренных коммерческих организаций.
Иные условия предоставления льгот не изменились
В качестве условий предоставления рассматриваемых льгот в Декрете № 6 указаны также следующие:
– ввоз соответствующих товаров осуществляется в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования уставного фонда;
– суммарная стоимость таких товаров не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах рассматриваемых организаций.
Аналогичные условия предусматривались в декретах № 1 и № 9.
Справочно: сохранены также особенности предоставления рассматриваемых льгот при внесении оставшейся части или увеличении уставного фонда коммерческой организации, когда на момент таможенного декларирования (ввоза) в учредительных документах коммерческой организации ввозимые товары не определены в качестве неденежного вклада. В данном случае освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС будет предоставляться после государственной регистрации в установленном порядке изменений и (или) дополнений в учредительные документы, предусматривающих увеличение уставного фонда коммерческой организации за счет внесения этих товаров.
До 5 лет увеличен срок применения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, ввезенными с использованием льгот
Декретом № 6 определено, когда совершение определенных действий с товарами, ввезенными с использованием рассматриваемых льгот, потребует возмещения полученных льгот. К таким случаям отнесены:
– ликвидация по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, коммерческой организации, осуществившей ввоз товаров с освобождением от ввозных таможенных пошлин и НДС в соответствии с Декретом № 6;
– осуществление коммерческой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на такие товары;
– передача указанных товаров во временное пользование (за исключением передачи их организациям с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности).
Аналогичные ограничения по пользованию и (или) распоряжению предусматривались декретами № 1 и № 9. Однако обратим внимание, что ранее срок действия таких ограничений составлял 3 года, а Декретом № 6 он увеличен до 5 лет.
Отметим, что данное увеличение срока применения вышеуказанных ограничений действует только в отношении товаров, льготы по которым будут предоставлены в соответствии с Декретом № 6, т.е. по декларациям на товары, зарегистрированным таможенными органами с 1 июля 2012 г.
Пример 3
Организация, находящаяся в сельской местности, в 2011 г. ввезла в качестве вклада в уставный фонд оборудование, которое было выпущено для внутреннего потребления, с освобождением от ввозных таможенных пошлин и НДС по Декрету № 9. В случае реализации такого оборудования третьему лицу в течение 3 лет со дня использования указанных льгот организации необходимо будет их возместить. При этом данный 3-летний срок продолжает действовать в т.ч. и после 1 июля 2012 г., причем в том же размере.
Пример 4
Организация, находящаяся в сельской местности, получает подобные льготы в июле 2012 г., т.е. уже по Декрету № 6. Возмещение таких льгот потребуется в случае реализации ввезенного оборудования третьему лицу в течение 5 лет со дня использования рассматриваемых льгот.
Наряду с вышеизложенным основаниями для возмещения рассматриваемых льгот также являлись:
– утрата организацией права на применение положений подп. 1.1–1.7 п. 1 Декрета № 1;
– нарушение ограничений применения особого порядка налогообложения, установленных в частях третьей и четвертой подп. 1.1, части второй подп. 1.2 п. 1 Декрета № 9.
Таких положений Декрет № 6 не содержит. В связи с этим можно сделать вывод, что при нарушении коммерческой организацией, воспользовавшейся рассматриваемыми льготами, иных требований Декрета № 6 необходимость в возмещении именно таможенных льгот не возникнет.