Таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и (или) таможенных складов, а также некоторые иные лица обязаны вести учет и представлять таможенным органам отчетность о совершенных таможенных операциях, товарах и т.д., причем:
– до 1 октября т.г. – в порядке, предусмотренном постановлением ГТК РБ от 31.01.2008 № 11 "О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля";
– с 1 октября 2012 г. – в порядке, определенном новым постановлением ГТК РБ от 26.04.2012 № 11 "О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля" (далее – постановление № 11).
Справочно: нарушение предусмотренного таможенным законодательством порядка ведения учета товаров, а равно порядка представления отчетности таможенному органу влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 БВ (ст. 14.17 КоАП).
Перечень лиц, на которых возлагается обязанность ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля, со вступлением в силу постановления № 11 кардинально не изменяется
Дело в том, что такая обязанность предусмотрена в большинстве своем Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС). В свою очередь, постановление № 11 определяет формы учета и отчетности для названных лиц.
Обязанность ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля возлагается (с учетом постановления № 11):
1) на таможенного представителя.
Таким лицом выступает юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 4 ТК ТС);
2) таможенного перевозчика.
Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза (ст. 18 ТК ТС). При этом отсутствует необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
3) владельца склада временного хранения.
Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе временного хранения (ст. 23 ТК ТС);
4) владельца таможенного склада.
Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, а точнее помещенных под таможенную процедуру таможенного склада (ст. 28 ТК ТС);
5) владельца свободного склада.
Владелец свободного склада – юридическое лицо, которое вправе выступать декларантом таможенной процедуры свободного склада – процедуры, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010);
6) владельца магазина беспошлинной торговли.
Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними (ст. 33 ТК ТС);
7) декларанта таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010);
8) лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, а также товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами.
Для этих целей отметим, что иностранные товары – это товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС (ст. 4 ТК ТС);
9) лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, размещенными во временной зоне таможенного контроля, созданной для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и (или) являющихся уполномоченными экономическими операторами.
Уполномоченный экономический оператор – это юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в ст. 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ст. 41 ТК ТС (ст. 38 ТК ТС);
10) лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, являющихся декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления.
Переработка на таможенной территории – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза (ст. 239 ТК ТС).
Переработка вне таможенной территории – это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 252 ТК ТС).
Переработка для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 ТК ТС).
Действующее на сегодня законодательство отдельно не выделяет лиц, указанных в пп. 9 и 10.
Пример 1
Белорусская фирма включена в реестр таможенных перевозчиков. Ст. 21 ТК ТС предусмотрено, что одной из обязанностей таможенных перевозчиков является ведение учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представление в таможенные органы отчетности о перевозке таких товаров, в т.ч. с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Порядок такого учета и представления отчетности с 1 октября 2012 г. для данной фирмы будет определяться постановлением № 11. На сегодня для этих целей белорусская фирма руководствуется постановлением ГТК РБ от 31.01.2008 № 11.
Постановлением № 11 предусмотрены следующие формы учета и отчетности вышепоименованных лиц
Рассмотрим новые формы отчетности, которые должны с 1 октября 2012 г. применять перечисленные в пп. 1–10 предыдущего раздела организации (см. таблицу).
Пример 2
Белорусское предприятие осуществляет поставки давальческого сырья из-за рубежа. Последнее ввозится в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, готовая продукция реэкспортируется за пределы таможенной территории Таможенного союза. На сегодняшний день таможенные органы вправе потребовать представление отчетности у такого лица, как у лица, пользующегося и (или) владеющего иностранными товарами. При этом они вправе определить форму такой отчетности. С 1 октября 2012 г. формы соответствующей отчетности для предприятия, как декларанта указанной таможенной процедуры, определены постановлением № 11. Это отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру (приложение 7 к постановлению № 11), отчет "Выписка из технологического процесса" (приложение 8 к постановлению № 11), отчет об остатках товаров, помещенных под таможенную процедуру (приложение 9 к постановлению № 11), отчет о товарах, снятых с таможенного контроля (приложение 10 к постановлению № 11).