Налоговым кодексом РБ (далее – НК РБ) предусмотрено освобождение от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь:
– технических средств, материалов, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
– лекарственных (ветеринарных) средств;
– изделий медицинского (ветеринарного) назначения;
– протезно-ортопедических изделий и медицинской техники;
– сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним.
Условия и порядок получения указанной льготы по уплате НДС регулировались:
– до 24 февраля 2012 г. – ст. 96 НК РБ и Указом Президента РБ от 28.08.2006 № 535 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость некоторых категорий товаров" (далее – Указ № 535);
– с 24 февраля 2012 г. – ст. 96 НК РБ и Указом Президента РБ от 24.02.2012 № 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров" (далее – Указ № 107).
Рассмотрим предусмотренные Указом № 107 нововведения более подробно.
Справочно: таможенные органы взимают НДС при ввозе в Республику Беларусь товаров из третьих стран (имеются в виду страны, не являющиеся участниками Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России). Налог уплачивают, в частности, при помещении товаров под таможенные процедуры:
– выпуска для внутреннего потребления.
Эта таможенная процедура допускает использование иностранных товаров на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС). При помещении товаров под такую процедуру НДС следует уплачивать в полном объеме (ст. 209, 211 ТК ТС);
– временного ввоза (допуска).
Данная таможенная процедура допускает использование иностранных товаров в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. При помещении товаров под такую процедуру НДС уплачивают* в размере 3 % за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза от суммы НДС, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 277, 282 ТК ТС).
__________________________
* НДС не взимается при полном условном освобождении, случаи которого определены, в частности, решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (в ред. от 23.09.2011 № 793).
Порядок предоставления льготы по уплате НДС, действовавший до 24 февраля
Ранее действовавший порядок предоставления льготы по НДС предусматривал следующее.
1. Товары должны были быть включены в один из перечней, утвержденных Указом № 535, а именно:
– Перечень технических средств, материалов, которые не могут быть использованы иначе, как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь;
– Перечень лекарственных (ветеринарных) средств, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и комплектующих изделий для их производства, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь.
2. Ввозимые товары должны были быть включены в один из следующих государственных реестров:
– Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь;
– Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь;
– Государственный реестр ветеринарных препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь.
При выполнении второго условия имелась и альтернатива. В случае невключения товаров в указанные реестры освобождение предоставлялось при наличии заключения Минздрава, Минсельхозпрода или Минтруда и соцзащиты. Такое заключение должно было подтверждать, что ввозимые (ввезенные) товары являются техническими средствами, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные (ветеринарные) средства, изделия медицинского (ветеринарного) назначения, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника либо сырье и материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним.
Предусматривалось, что вышеуказанные условия должны были соблюдаться одновременно.
Справочно: форма заключения о том, что ввозимые (ввезенные) товары являются изделиями медицинского назначения, медицинской техникой либо сырьем или комплектующими изделиями для их производства, утверждена постановлением Минздрава РБ от 28.06.2011 № 57.
Новации, предусмотренные Указом № 107
1. Указ № 107, как и Указ № 535, предусматривает 2 перечня товаров, при отнесении к одному из которых предоставляется рассматриваемая льгота:
– Перечень технических средств, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь (далее – Перечень технических средств);
– Перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь (далее – Перечень лекарственных средств и медицинских изделий).
Отметим, что если названия новых перечней незначительно отличаются от названий ранее действовавших, то содержание нового Перечня технических средств кардинально отличается от своего предшественника. Ранее такой перечень содержал код товара по ТН ВЭД ТС, наименование товара и цель использования. При этом было предусмотрено, что отнесение товаров к перечню осуществляется по коду ТН ВЭД ТС и по наименованию (кроме отдельных товаров, отмеченных знаком "*"). В свою очередь, новый перечень содержит названия 6 категорий товаров, две первые из которых детализированы (см. табл. 1).
Пример 1
В ранее действовавший перечень входила, в частности, такая категория товаров, как световые и вибрационные сигнализаторы звуковых сигналов, классифицируемые в товарной позиции 8531 ТН ВЭД ТС. Новый Перечень технических средств содержит аналогичный товар – сигнализаторы звукасветовые и вибрационные, однако код по ТН ВЭД ТС таких товаров в нем не указан.
В связи с вышеизложенным может возникнуть вопрос об отнесении товаров к Перечню технических средств, учитывая их специфический характер. Указом № 107 предусмотрено, что для этих целей Минтруда и соцзащиты уполномочено выдавать заключения о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к одной из категорий, указанных в Перечне технических средств. Соответственно освобождение будет предоставлено при наличии такого заключения.
Пример 2
Белорусская организация импортирует спортивные тренажеры. Перечень технических средств содержит позицию "специальное тренажерное и спортивное оборудование для инвалидов". Для освобождения ввозимых товаров от НДС организация должна получить в Минтруда и соцзащиты заключение о том, что ввозимые товары относятся к одной из категорий, включенных в Перечень технических средств.
Отметим, что при декларировании рассматриваемых товаров реквизиты такого заключения (номер, дата, срок действия (при его наличии)) должны быть указаны в гр. 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы" декларации на товары под кодом "07012". Это предусмотрено решениями Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и от 20.09.2010 № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций". Кроме того, в этой же графе под кодом "07011" указывают реквизиты нормативного правового акта, которым предусмотрена рассматриваемая льгота, – НК РБ и Указа № 107:
В данном случае запись "07011 71-З 29.12.2009 5010" означает ссылку на НК РБ, "5010" – код НДС; запись "07011 107 24.02.2012 5010" – ссылку на Указ № 107, "5010" – код НДС.
В записи "07012 Номер Дата Срок действия" следует указать номер, дату и срок действия (при его наличии) соответствующего заключения Минтруда и соцзащиты РБ.
2. В отличие от Перечня технических средств структура Перечня лекарственных средств и медицинских изделий в большинстве своем сохранилась. Как и ранее, такой перечень содержит код товара по ТН ВЭД ТС и его наименование. Исключена только третья графа, в которой ранее была указана цель использования товара.
При отнесении товаров к такому перечню необходимо руководствоваться только кодом по ТН ВЭД ТС, а в отношении товаров, помеченных знаком "**", также и наименованием. Подобное требование предусматривалось и ранее.
Пример 3
Белорусская организация импортирует товары, классифицируемые в товарной позиции 1211 "Растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях, свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые". Данная позиция присутствует в Перечне лекарственных средств и медицинских изделий. Однако освобождению от НДС подлежат только те из указанных товаров, которые используются в фармацевтических целях.
Для товаров, включенных в Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, в качестве второго условия освобождения от НДС сохранилось их включение в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь либо в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь. Если товары не включены в названные реестры, Минздрав вправе выдать заключение о том, что ввозимые (ввезенные) товары относятся к лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения, протезно-ортопедическим изделиям и медицинской технике либо к сырью и материалам для их изготовления, комплектующим изделиям для их производства, полуфабрикатам к ним.
Справочно: Перечень лекарственных средств и медицинских изделий не содержит, как его предшественник, отдельно ветеринарные средства и изделия ветеринарного назначения. Как следствие, Государственный реестр ветеринарных препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь, исключен из вышерассмотренного условия, а Минсельхозпрод – из органов, уполномоченных на выдачу соответствующих подтверждений.
3. Несмотря на исключение из вышеназванных перечней целей использования ввозимых с освобождением от НДС товаров (для фармацевтической промышленности, для медицинских целей и пр.), "целевой характер" рассматриваемой льготы сохранился. Так, Указом № 107 предусмотрено, что в случае использования товаров, указанных в Перечне технических средств, не по целевому назначению НДС уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством. То же предусмотрено и в отношении товаров, поименованных в Перечне лекарственных средств и медицинских изделий. Установлено, что при использовании таких товаров не в качестве лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники, сырья и материалов для их изготовления, комплектующих изделий для их производства, полуфабрикатов к ним НДС уплачивается (взыскивается) в соответствии с законодательством.
Справочно: действующее законодательство предусматривает уплату НДС в таких случаях до момента нецелевого использования. При этом использованная льгота по уплате НДС возмещается в размере, который был определен на момент регистрации таможенной декларации таможенным органом, без начисления каких-либо процентов, применения штрафов (ст. 211 ТК ТС).
В случае невозмещения рассматриваемой льготы до указанного момента у плательщика возникает задолженность по уплате НДС, которая взыскивается с начислением пеней (ст. 91 ТК ТС, ст. 52 НК РБ), а плательщик (в т.ч. его руководитель, бухгалтер) может быть привлечен к административной ответственности по ч. 9 ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях.
Указ № 107 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
При таможенном регулировании применяют законодательные акты государств – членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации (ст. 3 ТК ТС). В связи с этим у организаций, осуществивших ввоз и помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по таможенным декларациям, зарегистрированным таможенными органами 1 января 2012 г. и позже, товаров, подпадающих под действие Указа № 107, возникает право на возврат уплаченного НДС.
Отметим, что для осуществления такого возврата необходимо в первую очередь обратиться в таможню с целью корректировки сведений ранее оформленной декларации на товары. Для этого следует представить соответствующее заявление и корректирующую декларацию (решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров"; постановление ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары").
Последняя представляет собой ранее заполненную декларацию на товары с изменением и дополнением необходимых сведений. В рассматриваемой ситуации корректировка производится в следующих графах (см. табл. 2).
После проведения соответствующей корректировки в таможню надо подать заявление на возврат излишне уплаченной суммы НДС в порядке, определенном ст. 272 Таможенного кодекса РБ и ст. 60 НК РБ.
Заявление оформляют в произвольной форме, однако оно обязательно должно содержать:
– обоснование возврата излишне уплаченной суммы НДС;
– вид таможенного платежа, подлежащего возврату (НДС);
– сумму НДС, подлежащую возврату;
– реквизиты платежных документов, согласно которым сумма НДС была уплачена;
– банковские реквизиты плательщика.
Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы производится в течение 1 месяца со дня подачи заявления о возврате. При этом у плательщика не должно быть неисполненной обязанности (недоимки) по уплате таможенных платежей, процентов, пеней.
Пример 4
Белорусская организация в январе 2012 г. импортировала в Беларусь специализированные приспособления для оборудования рабочих мест инвалидов таможенной стоимостью 100 000 000 бел. руб. Эти товары выпущены для внутреннего потребления с уплатой ввозной таможенной пошлины (10 %) и НДС (20 %). Согласно Указу № 107 такие товары включены в Перечень технических средств и подлежат освобождению от НДС.
Для целей использования данной льготы, учитывая срок действия Указа № 107 (распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.), организация вправе:
– обратиться в Минтруда и соцзащиты и получить предусмотренное Указом № 107 заключение об отнесении ввезенных товаров к товарам, включенным в Перечень технических средств;
– обратиться в таможенные органы за корректировкой оформленной декларации. Корректировке будут подлежать следующие графы:
где: ИУ – платеж уплачен до выпуска товаров;
УН – условное исчисление НДС, освобождение от которого предусмотрено актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза;
УМ – платеж не уплачивается или уплачивается в размере, меньшем исчисленной суммы;
974 – код валюты платежа (белорусские рубли);
111 – номер платежного поручения;
10012012 – дата уплаты (10 января 2012 г.);
БН – код формы уплаты (безналичный порядок);
01032012 – дата регистрации корректирующей декларации (1 марта 2012 г.);
– обратиться в таможню с заявлением о возврате уплаченной суммы НДС в размере 22 000 000 бел. руб.