Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области разработки и применения технических регламентов, стандартов, в области оценки (подтверждения) соответствия, государственного контроля (надзора), осуществляемое в соответствии с международными договорами и законодательством государств – членов Таможенного союза. При этом технический регламент Таможенного союза – это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией Таможенного союза (Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010).
1) Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25.01.2008;
Данным решением утверждены:
– Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения;
– Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме;
– Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии;
– Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза (далее – Положение о порядке ввоза);
– Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Важно! С 13 июня 2012 г. действует новая редакция Единого перечня, которая утверждена решением КТС от 07.04.2011 № 620;
6) Закон РБ от 05.01.2004 № 269-З "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации";
7) постановление Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 861 "Об особенностях помещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению их соответствия" (далее – постановление № 861);
8) постановление Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60, которым утвержден Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (далее – Перечень № 60).
Применение указанных документов на практике
Ситуация 1
Белорусская организация планирует импортировать из Польши в Беларусь партию иностранных товаров. Последние будут ввозиться для реализации исключительно на территории Республики Беларусь.
В данном случае достаточным будет обратиться к Перечню № 60, определить, требуется ли подтверждение соответствия в отношении ввозимого товара, и при необходимости получить сертификат соответствия или оформить декларацию о соответствии согласно национальному законодательству РБ.
Отметим, что Перечень № 60 включает в себя 2 раздела (см. табл. 1):
1) перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательной сертификации (далее – разд. 1);
2) перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (далее – разд. 2).
– сертификата соответствия, выданного аккредитованным органом по сертификации, – на товары, подлежащие обязательной сертификации;
– декларации о соответствии, оформленной получателем товара и зарегистрированной в соответствующем органе по сертификации, – на товары, подлежащие декларированию их соответствия, или 2 копий сертификата соответствия на эти товары, выданного органом по сертификации.
Пример 1
Организация импортирует лампы накаливания общего назначения (8539 22 ТН ВЭД ТС). Такие товары включены в разд. 1 Перечня № 60. Для помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо получить сертификат соответствия и представить 2 его копии при таможенном декларировании.
Получатель товаров должен на одной из копий сертификата указать на оборотной стороне номер и дату товарно-транспортной накладной (товарной накладной) на ввозимый товар (партию товара). В свою очередь должностное лицо таможенного органа на этой копии должно сделать отметку о номере и дате выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, заверив ее личной номерной печатью. Копия документа с отметкой таможенного органа подлежит возврату декларанту, вторая копия этого документа остается в таможенном органе.
– бывших в эксплуатации (потреблении) товаров (за исключением средств связи, служебного и гражданского оружия, боеприпасов к нему, конструктивно сходных с оружием изделий, а также игрового оборудования, применяемого для организации и проведения азартных игр);
– товаров, ввозимых в целях переработки, хранения либо подлежащих уничтожению;
– товаров, ввозимых в качестве комплектующих изделий, материалов и сырья (кроме кормовых белоксодержащих добавок, сахара белого тростникового или свекловичного, коньячного, плодового и этилового спирта из пищевого сырья, составных спиртовых полуфабрикатов для производства алкогольных напитков) для использования в собственном производстве товаров при наличии документов, подтверждающих соответствие таких товаров требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
– товаров, ввозимых для использования при проведении спортивных мероприятий (соревнования, сборы, охота, спортивное рыболовство);
– товаров, ввозимых в качестве образцов, экспонатов и рекламных материалов для проведения выставок, ярмарок, рекламных акций и пр.
Пример 2
Организация импортирует тракторы сельскохозяйственные (8701 30 900 0 ТН ВЭД ТС). Данные товары включены в разд. 1 Переченя № 60. Для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо получить сертификат соответствия и представить 2 его копии при таможенном декларировании. Однако импортируемые тракторы являются бывшими в эксплуатации, поэтому производить указанные действия организации не требуется в силу постановления № 861.
Ситуация 2
Белорусская организация планирует импортировать из Германии в Беларусь партию иностранных товаров, которые впоследствии будут реализовываться в Россию.
Положением о порядке ввоза предусмотрено, что подача таможенной декларации (в частности, на помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. К таким документам относятся:
– сертификат соответствия и иные документы, предусмотренные законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры;
– декларация о соответствии, предусмотренная законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которой товар помещается под таможенные процедуры;
– сертификат соответствия Таможенного союза, оформленный по единой форме, на товары, включенные в Единый перечень.
В рассматриваемой ситуации необходимо в первую очередь определить, включены ли ввозимые товары в Единый перечень. Его новая редакция включает в себя следующие категории товаров (см. табл. 2):
Декларирование соответствия в отношении товаров, включенных в Единый перечень, возможно только по товарам, произведенным на территории Таможенного союза. Такие товары к настоящей статье отношения не имеют. Речь идет только об импортируемых товарах.
В связи с вышеизложенным, если импортируемая продукция включена в Единый перечень, заинтересованное лицо может обратиться за получением сертификата соответствия Таможенного союза, оформленного по единой форме, определенной решением КТС № 319.
Пример 3
Организация импортирует машины для заготовки сена (8433 30 000 0 ТН ВЭД ТС). Данные товары включены в Единый перечень. В связи с этим организация для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления вправе получить сертификат соответствия по единой форме, который впоследствии может быть также использован при реализации ввезенных товаров на территории Российской Федерации и (или) Казахстана.
С 1 июня 2012 г. вступил в силу еще один технический регламент – "О безопасности средств индивидуальной защиты", с 1 июля 2012 г. – еще 5 (безопасность игрушек, продукции для детей и подростков, парфюмерно-косметической продукции, продукции легкой промышленности, тары и упаковки). С введением таких единых технических регламентов соответствующие национальные требования теряют силу, т.е. подтверждение соответствия, в частности, импортируемой продукции будет осуществляться согласно предусмотренным ими требованиям.