Лица, претендующие на получение льгот по НДС, должны соответствовать 2 критериям
Освобождение от НДС, предусмотренное подп. 1.4 п. 1 Указа № 358, может быть предоставлено только юридическим лицам, обладающим статусом уполномоченного экономического оператора и одновременно включенным в реестр владельцев таможенных складов и (или) реестр владельцев складов временного хранения.
Справочно: вопросы, касающиеся получения статуса уполномоченного экономического оператора, владельца таможенного склада или склада временного хранения, регулируются ст. 23–32, 38–42 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах".
Указ № 358 не ограничивает перечень товаров, при ввозе которых может быть использована льгота по НДС
Уполномоченный экономический оператор может ввозить в Республику Беларусь из-за пределов Таможенного союза с применением рассматриваемой льготы по НДС любой товар. Ограничения по категориям товаров Указом № 358 не установлены. А вот возможность уполномоченного экономического оператора пользоваться предусмотренными законодательством специальными упрощениями в отношении отдельных товаров ограничена решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 323 "О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору" (далее – Решение КТС № 323). Однако такое ограничение к Указу № 358 отношения не имеет, так как комментируемый документ не является актом таможенного законодательства Таможенного союза и соответственно предусмотренную им льготу нельзя рассматривать как специальное упрощение для уполномоченных экономических операторов.
Для получения освобождения от НДС ввезенный товар должен быть экспортирован
Существенным условием для получения рассматриваемой льготы по НДС является последующий экспорт товаров лицом, получившим такую льготу, причем с применением ставки НДС в размере 0 %.
Применение нулевой ставки НДС предусмотрено при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза (в т.ч. товаров, вывезенных по договорам (контрактам) лизинга, договорам займа, договорам (контрактам) на изготовление товаров) (ст. 102 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Форма реестра включает следующие сведения:
– код инспекции МНС по месту постановки плательщика на учет;
– УНП декларанта, т.е. лица, получившего льготу по НДС;
– номер декларации на товары по импорту, т.е. декларации на помещение ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием рассматриваемой льготы по НДС;
– дату помещения товаров под указанную таможенную процедуру;
– порядковый номер товара по декларации на товары на помещение ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием рассматриваемой льготы по НДС;
– наименование такого товара;
– количество товара, в отношении которого применена нулевая ставка НДС;
– единица измерения товара;
– номер декларации на товары по экспорту, т.е. декларации на помещение товаров под таможенную процедуру экспорта, либо серию, номер и дату товарной накладной при вывозе товаров в государства – члены Таможенного союза в случае, когда декларацию на товары не оформляют.
В целях осуществления МНС такого подтверждения Указ № 358 предусмотрел для плательщиков, налоговых и таможенных органов следующий алгоритм действий:
1) лицо, получившее льготу по НДС, должно заполнить вышеуказанный реестр и представить его (в электронном виде и на бумажном носителе) в налоговый орган по месту его постановки на учет вместе с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, в которой в соответствии с законодательством отражены обороты по реализации товаров с применением ставки НДС в размере 0 %.
Для этого указанному лицу предоставлен срок в 190 дней со дня помещения ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления реестра должен сверить полученные сведения на соответствие сведениям, содержащимся в представленной указанным лицом налоговой декларации (расчете) по НДС.
При отсутствии несоответствий в сведениях налоговый орган направляет реестр в инспекцию МНС по области (г. Минску) для формирования МНС обобщенного реестра и его представления в ГТК;
3) МНС должно представить обобщенный реестр в ГТК в течение 200 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Особенности декларирования товаров с использованием льготы по НДС, предусмотренной Указом № 358
Освобождение от НДС по Указу № 358 является льготой по уплате таможенного платежа. Поэтому декларирование льготируемых товаров надо производить в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее – Решение КТС № 257), с учетом следующих особенностей:
– в гр. 36 "Преференция" декларации на товары на 4-й позиции должен быть проставлен код "НИ" в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций".
Данный код означает иные льготы по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь:
При этом надо указать номер документа (358), дату документа (11.08.2011), срок действия документа (31.12.2013), код вида платежа (для НДС – код 5010).
в 1-й строке производят условное исчисление НДС с указанием в колонке "СП" кода "УН" ("Условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено актами таможенного законодательства Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза");
во 2-й строке в колонке "Сумма" указывают цифру "0", а в колонке "СП" проставляют код "УМ" ("Платеж не уплачивается или уплачивается в размере, меньшем исчисленной суммы"):
Применение комментируемого освобождения предусмотрено по 31 декабря 2013 г. При этом Указ № 358, несмотря на то что вступает в силу со дня его подписания, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г. Таким образом, период действия льготы – с 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2013 г.
Указанная льгота по НДС может быть востребована плательщиками только по декларациям на помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, зарегистрированным таможенными органами в указанный период (с 1 апреля 2011 г. по 31 декабря 2013 г.), причем независимо от даты заключения внешнеэкономического договора, ввоза товаров, последующего экспорта товаров и пр.
Напомним, что регистрация декларации на товары отражается таможенным органом в графе А в виде регистрационного номера, который содержит день, месяц и 2 последние цифры года (Решение КТС № 257).
Категория плательщиков, определенная Указом № 358, может обратиться в таможенные органы за использованием рассматриваемой льготы по НДС по декларациям, зарегистрированным в период с 1 апреля 2011 г., т.е. по которым НДС уже фактически уплачен.
Налоговым законодательством предусмотрено, что льготы по таможенным платежам, не использованные при таможенном декларировании товаров, помещенных под соответствующую таможенную процедуру, могут быть использованы плательщиком, если:
– обязанность по уплате этих платежей возникла в период действия правовых оснований для использования указанных льгот (Указ № 358 применяется с 1 апреля 2011 г.);
– не истекло 3 года со дня регистрации таможенным органом декларации на товары (ст. 43 НК).
По мнению автора, такое обращение возможно без подтверждения экспорта ввезенных товаров. Подтверждение должно быть представлено в ГТК в общеустановленном порядке, т.е. в течение 200 дней со дня выпуска товаров.
Для вышеуказанных целей плательщик должен:
– скорректировать сведения оформленной декларации на товары в порядке, установленном решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров" и постановлением ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары". Для этого необходимо представить заявление на внесение соответствующих изменений и дополнений в декларацию на товары и корректирующую декларацию (корректировку декларации на товары);
– обратиться в таможню за возвратом уплаченной суммы НДС путем подачи соответствующего заявления.
Санкции за неисполнение требований Указа № 358
Если в течение установленного Указом № 358 200-дневного срока в ГТК не будет представлено вышеуказанное подтверждение (реестр) об экспорте с применением ставки НДС в размере 0 % ввезенных со льготой по НДС товаров, таможенные органы взыщут суммы НДС с взиманием пеней в соответствии с законодательством. Аналогичные действия будут осуществлены также, если МНС представит в ГТК информацию о необоснованности применения ставки НДС в размере 0 %.
Напомним, что пени начисляют за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения обязанности начиная со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты таможенных платежей. Пени определяют в процентах от неуплаченных сумм таможенных платежей, а их процентная ставка принимается равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Меры административного воздействия к плательщикам таможенных платежей
За неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком таможенного платежа на сумму более 10 базовых величин, в т.ч. совершенные должностным лицом юридического лица, ч. 9 ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 2 до 20 базовых величин (для должностных лиц юридического лица), 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 базовых величин (для юридических лиц).