__________________________
Таможенная процедура – это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами (ст. 4 ТК ТС).
Для целей ввоза товаров в Республику Беларусь по договорам купли-продажи, финансовой аренды (лизинга) и т.п., а также для собственных нужд, например представительств иностранных организаций в Республике Беларусь, ТК ТС предусмотрено применение таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления.
Выпуск для внутреннего потребления – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст. 209 ТК ТС).
Отметим, что таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления аналогична применяемому для этих же целей до 6 июля 2010 г. таможенному режиму свободного обращения.
Условия помещения товаров под рассматриваемую таможенную процедуру практически не изменились. В их число входят:
1) уплата необходимых таможенных платежей.
К таким платежам относятся сборы за таможенное оформление, ввозные таможенные пошлины, акцизы и НДС (ст. 210 ТК ТС, Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах" (далее – Указ № 443));
2) соблюдение запретов и ограничений.
С 1 января 2010 г. товары, в отношении которых применяются такие запреты и ограничения, включаются в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, утвержденный решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации";
3) представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
В частности, вышеназванные меры в отношении отдельных товаров предусмотрены:
– указами Президента РБ от 29.10.2007 № 543 "О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь" и от 12.10.2009 № 498 "О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)";
– постановлением Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 "О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь".
В ТК ТС в отличие от ТК РБ установлено, что отдельные товары после помещения под рассматриваемую таможенную процедуру приобретают статус условно выпущенных товаров (ст. 200 ТК ТС). Таковыми считаются товары, в отношении которых:
1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Данные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот;
2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров, после выпуска таких товаров.
Данные товары запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз таких товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, – запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме;
3) государством – членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.
При этом указанные товары могут использоваться только в пределах территории государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.
Отметим, что условно выпущенные товары имеют статус иностранных, находятся под таможенным контролем и приобретают статус товаров таможенного союза соответственно после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, представления вышеуказанных документов либо уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров (ст. 200 ТК ТС).
Пример 1
Белорусской организацией по договору купли-продажи, заключенному с резидентом Германии, ввозится из Германии в Беларусь партия комплектующих для производства медицинской техники. Такие товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с освобождением от НДС, предусмотренным ст. 96 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
С учетом того что рассматриваемая льгота сопряжена с обязательствами плательщика о дальнейшем использовании либо распоряжении ввезенными товарами исключительно для производства медицинской техники, указанные товары признаются условно выпущенными.
При использовании товаров в иных целях плательщик должен возместить использованную льготу. В этом случае товары приобретают статус товаров таможенного союза.
Одним из условий помещения отдельных товаров под таможенную процедуру экспорта является представление сертификата о происхождении товара
Для целей вывоза товаров из Республики Беларусь по договорам купли-продажи, финансовой аренды (лизинга) и т.п., а также для собственных нужд, предположим, представительств белорусских хозяйствующих субъектов за рубежом ТК ТС предусмотрено применение таможенной процедуры экспорта, которая является аналогом одноименного таможенного режима.
Экспорт – таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 ТК ТС).
Как и ранее, для помещения товаров под данную процедуру необходимо:
– произвести уплату вывозной таможенной пошлины (ст. 213 ТК ТС, Указ № 443);
– соблюсти установленные запреты и ограничения (ст. 213 ТК ТС).
Вместе с тем с 6 июля 2010 г. ТК ТС предусматривает, что еще одним условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является представление сертификата о происхождении товара (ст. 213 ТК ТС).
Применение предельных сроков временного ввоза регулируется ТК ТС и Комиссией таможенного союза, а временного вывоза – национальным законодательством
До 6 июля 2010 г. при ввозе в Республику Беларусь либо вывозе за ее пределы товаров на ограниченный срок (по договорам аренды, безвозмездного пользования и т.п.) применялись соответственно таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза. С указанной даты для этих целей ТК ТС предусматривает применение одноименных таможенных процедур – временный ввоз (допуск) и временный вывоз.
Временный ввоз (допуск) – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 ТК ТС).
Временный вывоз – таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта (ст. 284 ТК ТС).
Как и ранее, предусматривается применение предельных сроков временного ввоза и временного вывоза.
Для временного ввоза такой срок составляет 2 года (ст. 280 ТК ТС). Аналогичный срок был установлен ст. 191 ТК РБ.
Вместе с тем с 6 июля 2010 г. иные сроки (более короткие или более продолжительные) могут предусматриваться для отдельных категорий товаров Комиссией таможенного союза, а не Президентом РБ (ст. 191 ТК РБ). В связи с этим положения Указа Президента РБ от 04.05.2004 № 211 "Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров", устанавливающие сроки временного ввоза в 6, 12 и 34 месяца, с указанной даты не применяются.
В ТК ТС полномочия по определению предельных сроков для временного вывоза переданы на уровень законодательств государств – членов таможенного союза (ст. 288 ТК ТС). Соответственно в отношении таких товаров применяется предельный срок 5 лет (ст. 198 ТК РБ).
Отметим, что товары, помещенные под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза согласно ТК РБ, с 6 июля 2010 г. признаются помещенными под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза, а в отношении их применяются положения ТК ТС. При этом такие процедуры действуют до истечения сроков временного ввоза либо вывоза, установленных при помещении товаров под соответствующие режимы, с возможностью продления таких сроков согласно положениям ТК ТС (ст. 370 ТК ТС).
Пример 2
Туристической организацией в конце 2009 г. по договору аренды ввезен на таможенную территорию Республики Беларусь пассажирский автобус, который помещен под таможенный режим временного ввоза сроком на 1 год. С 6 июля 2010 г. такой автобус признается помещенным под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и его дальнейшее использование допускается до истечения указанного срока. Впоследствии такой срок может быть продлен до предельного срока, установленного ТК ТС, т.е. до 2 лет.
Допускается временный ввоз (вывоз) товаров без возможности их идентификации
Одним из условий применения вышеназванных процедур является идентификация товаров при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таких процедур. Идентификация производится, как правило, путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами (ст. 109 ТК ТС).
ТК ТС предусмотрено, что такая идентификация может и не понадобиться (ст. 278, 286 ТК ТС).
Случаи, когда вышеуказанная идентификация не требуется, устанавливаются международными договорами государств – членов таможенного союза (ст. 278, 286 ТК ТС).
Предусмотрены основания для приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)
В ТК ТС в отличие от ТК РБ предусмотрены основания для приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Такими основаниями являются помещение временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру, определенную решением Комиссии таможенного союза.
Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) должен быть определен Комиссией таможенного союза (ст. 281 ТК ТС).
Пример 3
Строительной организацией (резидент РБ) в июле 2010 г. по договору аренды, заключенному с резидентом Польши, ввозится в Беларусь строительная техника. Ее планируется использовать в 2011–2013 гг. на нескольких объектах, причем только в период с мая по сентябрь. Однако ТК ТС позволяет поместить указанные товары под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) только на 2 года, т.е. до июля 2012 г. В связи с этим в порядке, установленном Комиссией таможенного союза, данную технику возможно поместить под таможенную процедуру таможенного склада в период, когда она не будет использоваться. Это даст возможность фактически продлить срок нахождения такой техники на территории республики и использовать ее в т.ч. в 2013 г.
Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру
В ТК ТС для целей уничтожения под таможенным контролем иностранных товаров предусмотрено применение таможенной процедуры уничтожения. До 6 июля 2010 г. для этих целей применялся одноименный таможенный режим (ст. 215 ТК ТС).
Уничтожение – таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 307 ТК ТС).
В связи с этим отметим, что в ТК ТС в отличие от ТК РБ предусмотрено, что отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза в таком состоянии (ст. 309 ТК ТС). Подобного требования в ТК РБ не содержалось (ст. 215 ТК ТС).
Пример 4
Предприятие, оказывающее услуги по перевозке грузов, в 2009 г. ввезло в Республику Беларусь в соответствии с таможенным режимом временного ввоза тягач. В 2010 г. данный тягач в результате дорожно-транспортного происшествия был значительно поврежден и не подлежит восстановлению. С целью завершения указанного режима (процедуры) рассматриваемый товар декларируется для помещения под таможенную процедуру уничтожения. При этом в результате уничтожения (разборки, утилизации отдельных частей и пр.) образуются пригодные для дальнейшего использования части. Они должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру, в данном случае – процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Срок хранения товаров на таможенном складе увеличен
ТК ТС для целей хранения иностранных товаров под таможенным контролем предусмотрено применение таможенной процедуры таможенного склада. До 6 июля 2010 г. для этих целей использовался одноименный таможенный режим (ст. 203 ТК РБ).
Таможенный склад – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 229 ТК ТС).
Отметим, что в ТК ТС в отличие от ТК РБ предусматривается предельный срок применения рассматриваемой процедуры, равный 3 годам (ст. 231 ТК ТС). До 6 июля 2010 г. такой срок не должен был превышать 2 лет (ст. 204 ТК РБ).
Пример 5
В конце 2008 г. организация поставила в Беларусь из Франции большую партию элитной одежды, которую поместила под таможенный режим таможенного склада сроком на 2 года с целью последующего помещения под таможенный режим свободного обращения частями (по мере поступления заказов от магазинов). С 6 июля 2010 г. такие товары признаются помещенными под таможенную процедуру таможенного склада. С учетом того что ранее установленный срок хранения истекает, а преимущественная часть товара продолжает находиться на хранении, организация вправе обратиться за продлением такого срока до 3 лет.