Способы (формы) уплаты таможенных платежей определяются законодательством государств – членов таможенного союза, в которых подлежат уплате таможенные платежи (ст. 84 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС)). В Республике Беларусь такие способы названы в ст. 254 Таможенного кодекса РБ (далее – ТК РБ) и с указанный даты не изменились.
Допускается также взаимозачет таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.
2. Какие назначения бюджетной классификации предусмотрены для зачисления таможенных платежей?
С 1 сентября 2010 г. постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" (в ред. от 25.08.2010 № 93) предусмотрены следующие назначения для зачисления таможенных платежей при ввозе товаров (см. табл. 1):
При оформлении платежных документов необходимо указывать следующие реквизиты:
Вышеизложенное определено постановлением Минфина и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам" (в ред. от 28.06.2010 № 79/254).
Раздел 22 подразд. 08 бюджетной классификации предназначен для зачисления сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность уплаты которых наступила до вступления в силу Соглашения, т.е. до 1 сентября 2010 г. В большинстве своем это суммы ввозных таможенных пошлин, уплачиваемых с 1 сентября 2010 г.:
– при погашении отсрочек или рассрочек по уплате ввозных таможенных пошлин, предоставленных по таможенным декларациям, зарегистрированным до 1 сентября 2010 г.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации независимо от предоставления отсрочки или рассрочки по их уплате (ст. 211 ТК ТС).
Пример 1
Белорусским предприятием в августе 2010 г. ввезена и помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления партия плодоовощной продукции. Таможенная декларация зарегистрирована 20 августа 2010 г. При помещении товаров под указанную таможенную процедуру предприятие получило отсрочку на 2 месяца, предусмотренную Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010. При погашении такой отсрочки в сентябре – октябре 2010 г. сумма ввозной таможенной пошлины подлежит зачислению на разд. 22 подразд. 08 бюджетной классификации;
– периодически в рамках таможенной процедуры временного ввоза (допуска) по таможенным декларациями, зарегистрированным до 1 сентября 2010 г.
Напомним, что при такой процедуре при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин последние уплачиваются в размере 3 % от суммы ввозной таможенной пошлины, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Такие пошлины уплачиваются при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 месяца (ст. 282 ТК ТС).
Вместе с тем, несмотря на способ уплаты указанных ввозных таможенных пошлин (разово или периодически), согласно ст. 283 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Пример 2
Белорусским предприятием в июле 2010 г. ввезен и помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) тягач сроком на 1 год. Плательщик выбрал периодический способ уплаты ввозной таможенной пошлины в следующие сроки:
– за июль, август, сентябрь 2010 г. – до помещения тягача под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
– за октябрь, ноябрь, декабрь 2010 г. – до истечения сентября 2010 г.;
– за январь, февраль, март 2011 г. – до истечения декабря 2010 г.;
– за апрель, май, июнь 2011 г. – до истечения марта 2011 г.;
– за июль 2011 г. – до истечения июня 2011 г.
При уплате ввозных таможенных пошлин за октябрь 2010 г. – июль 2011 г. сумма ввозной таможенной пошлины подлежит зачислению на разд. 22 подразд. 08 бюджетной классификации, так как обязанность уплаты такой пошлины возникла до 1 сентября 2010 г.;
При помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления отдельных товаров уполномоченными экономическими операторами их выпуск может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческие или иные документы (содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения, наименование, описание, классификационный код товара по ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых 4 знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров), обязательство в письменной форме (о подаче им таможенной декларации и представлениинеобходимых документов и сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров), содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары, а также документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС).
При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении этих товаров возникает у декларанта с даты такого выпуска несмотря на то, что обязанность уплаты пошлин подлежит исполнению до истечения вышеуказанного срока (ст. 197 ТК ТС).
Пример 3
Белорусским предприятием, имеющим статус уполномоченного экономического оператора, в августе 2010 г. ввезены и выпущены для внутреннего потребления по заявлениям 3 партии сырья для собственного производства. 6 сентября 2010 г. подается таможенная декларация на помещение таких товаров под указанную процедуру и уплачиваются таможенные платежи. Сумма ввозной таможенной пошлины подлежит зачислению на разд. 22 подразд. 08 бюджетной классификации.
Ситуация 1. Белорусским предприятием в сентябре 2010 г. ввезена и помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления партия бытовой техники. Таможенная декларация зарегистрирована 20 сентября 2010 г. При помещении товаров под указанную таможенную процедуру сумма ввозной таможенной пошлины подлежит зачислению на разд. 26 подразд. 00 бюджетной классификации, так как обязанность по уплате такой пошлины возникла в сентябре 2010 г. при регистрации таможенной декларации.
Ситуация 2. Белорусским предприятием в сентябре 2010 г. ввезены и выпущены для внутреннего потребления по заявлениям 3 партии материалов для собственного производства. 4 октября 2010 г. подается таможенная декларация на помещении этих товаров под указанную процедуру и уплачиваются таможенные платежи. Сумма ввозной таможенной пошлины подлежит зачислению на разд. 26 подразд. 00 бюджетной классификации, потому что обязанность по уплате такой пошлины возникла в сентябре при выпуске товаров по заявлениям.
Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными платежными инструкциями (ст. 3 Соглашения).
Отметим, что данное ограничение не распространяется на суммы ввозных таможенных пошлин, уплаченных до 1 сентября 2010 г., т.е. на разд. 22 подразд. 05 бюджетной классификации. Последний предусматривался для зачисления ввозных таможенных пошлин до указанной даты.
Обусловлено это тем, что Соглашение определяет порядок зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, возникла с даты начала применения установленного данным Соглашением порядка зачисления и распределения, т.е. с 1 сентября 2010 г. Как указывалось ранее, такие суммы подлежат зачислению на разд. 26 подразд. 00 бюджетной классификации.
Пример 5
Ситуация 1. Белорусское предприятие в августе 2010 г. ввезло из Украины и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления партию плодоовощных консервов. При подаче таможенной декларации уплачена ввозная таможенная пошлина (на разд. 22 подразд. 05 бюджетной классификации). Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 таможне не представлен. Впоследствии предприятие представило сертификат о происхождении товара формы СТ-1, который явился основанием для внесения изменений в выданное разрешение и признания суммы ввозной таможенной пошлины излишне уплаченной. В октябре 2010 г. планируется поставка аналогичной продукции из Польши. При ее выпуске для внутреннего потребления сумму указанной ввозной таможенной пошлины можно зачесть в счет любых видов таможенных платежей без каких-либо ограничений.
Ситуация 2. Белорусским предприятием в сентябре 2010 г. ввезен и выпускается для внутреннего потребления автобус. По таможенной декларации начислены:
– таможенные сборы за таможенное оформление – 200 000 бел. руб. (50 евро × 4 000 бел. руб. за 1 евро);
– ввозная таможенная пошлина – 10 000 000 бел. руб. (100 000 000 бел. руб. × 10 % / 100 %);
– НДС – 22 000 000 бел. руб. (110 000 000 бел. руб. × 20 % / 100 %).
Вся сумма в размере 32 200 000 бел. руб. предприятием перечислена на разд. 26 подразд. 00 бюджетной классификации.
Такое платежное поручение может быть использовано только для подтверждения уплаты ввозной таможенной пошлины, начисленной по таможенной декларации в размере 10 000 000 бел. руб. Остаток может быть возвращен в установленном порядке либо зачтен в счет уплаты ввозной таможенной пошлины по последующим декларациям.
Таможенные сборы за таможенное оформление и НДС должны быть уплачены отдельно.
Да, это возможно. В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа (ст. 3 Соглашения).
Пример 6
Белорусским предприятием в сентябре 2010 г. ввезена из Польши и выпускается для внутреннего потребления партия красок. По таможенной декларации начислены:
– таможенные сборы за таможенное оформление – 140 000 бел. руб. (35 евро × 4 000 бел. руб. за 1 евро);
– ввозная таможенная пошлина – 1 000 000 бел. руб. (10 000 000 бел. руб. × 10 % / 100 %);
– НДС – 2 200 000 бел. руб. (11 000 000 бел. руб. × 20 % / 100 %).
Предприятием вся сумма в размере 3 340 000 бел. руб. перечислена на разд. 10 подразд. 02 бюджетной классификации. Такое платежное поручение может быть использовано для подтверждения уплаты как таможенных сборов за таможенное оформление и НДС, так и ввозной таможенной пошлины.
В табл. 2 приведены возможные способы зачета излишне уплаченных сумм таможенных платежей в зависимости от назначений по бюджетной классификации.
* Зачет на такое назначение возможен при условии, что сумма платежа перечислена на единый счет.