– безналичный порядок уплаты;
Рассмотрим последнюю из указанных форм.
С 18 марта 2011 г. порядок проведения взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком регулируют постановление МНС РБ от 28.02.2011 № 12 и утвержденная им Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом) (далее – постановление № 12, Инструкция № 12).
Порядок взаимозачета, который действовал до 18 марта 2011 г.
Действовавший до 18 марта 2011 г. порядок взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком предусматривал следующий алгоритм действий (см. схему 1).
Участником рассматриваемого взаимозачета могла выступать таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) выдавшая свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим (таможенную процедуру) с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, налогового кредита (Инструкция № 180/119/82). Это ограничивало возможность, в частности, применения взаимозачета при уплате таможенных платежей непосредственно при помещении товаров под заявленный таможенный режим (таможенную процедуру).
С 18 марта общие подходы проведения взаимозачета сохранены
С 18 марта 2011 г. порядок проведения взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком регулирует Инструкция № 12. Вместе с тем общие подходы при применении рассматриваемой формы уплаты таможенных платежей не изменились. Как и ранее, Инструкция № 12 предусматривает следующее:
– участником рассматриваемого взаимозачета может выступать таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей.
Пример 1
Белорусская организация импортирует из Германии в Беларусь для учреждения здравоохранения партию оборудования, поставка которого оплачивается за счет средств республиканского бюджета. В отношении части оборудования есть возможность получить рассрочку по уплате НДС, предусмотренную Декретом Президента РБ от 13.06.2001 № 16 "О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему". По оставшемуся оборудованию такая рассрочка использована быть не может.
В данной ситуации рассматриваемой формой уплаты таможенных платежей можно воспользоваться только в отношении той части оборудования, по которой будет использована указанная рассрочка. Так, белорусская организация впоследствии может обратиться за проведением взаимозачета своей обязанности по уплате НДС и обязанности учреждения здравоохранения по оплате за счет средств республиканского бюджета поставленного оборудования.
В свою очередь, применение рассматриваемой формы уплаты таможенных платежей непосредственно при выпуске товаров, т.е. в отношении оставшейся части оборудования, Инструкцией № 12 не предусмотрено;
Пример 2
Белорусская организация в 2011 г. осуществляет поставки иностранных товаров в рамках международного договора РБ. При выпуске таких товаров организация использует отсрочку по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, предусмотренную Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21.05.2010 и ст. 256–259 ТК РБ. Применение рассматриваемой формы уплаты таможенных платежей возможно только при погашении указанной отсрочки, используемой по уплате НДС. Как отмечалось выше, указанную форму уплаты не применяют при исполнении обязанности плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, возникшей в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, с 1 сентября 2010 г. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ст. 211 ТК ТС). В данном случае такая регистрация осуществляется в 2011 г., т.е. уже в период действия Соглашения;
С 18 марта уже не требуется представлять совместно с таким обращением подтверждение получателя бюджетных средств об остатках бюджетных ассигнований (его форма раньше определялась приложением 1 к Инструкции № 180/119/82). С указанной даты заинтересованное лицо должно подтвердить только наличие неисполненных обязательств перед плательщиком путем представления неоплаченных платежных документов получателя бюджетных средств, зарегистрированных в автоматизированной системе государственного казначейства;
– Минфин (не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем получения письма-ходатайства и необходимых документов) запрашивает у таможни сведения о подлежащих уплате плательщиком таможенных платежах. Сведения должны быть представлены не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запроса Минфина.
– не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления вышеуказанных сведений, Минфин принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в его проведении, о чем сообщает обратившемуся за взаимозачетом лицу.
Форма извещения о проведении взаимозачета определена приложением 2 к Инструкции № 12. Ранее такая форма определялась приложением 3 к Инструкции № 180/119/82. По содержанию она не изменилась.
Прочие вопросы применения взаимозачета
В заключение отметим, что для целей отражения в таможенных документах рассмотренной формы уплаты таможенных платежей решениями Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" и от 20.09.2010 № 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций" предусмотрены следующие особенности указания в графе "В" "Подробности подсчета" декларации на товары сведений о примененной форме уплаты и реквизитах документов, подтверждающих уплату таможенных платежей по такой форме (см. схему 2).
Кроме того, в указанной графе при корректировке декларации после номера документа, подтверждающего уплату таможенного платежа, через знак разделителя "/" дополнительно указывают дату принятия корректирующей декларации (постановление ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 "О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары").