Перечень обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением, установлен ст. 5.5 КоАП.
С 28 августа т.г. положения этой статьи можно применять к должностным лицам юридических лиц при условии устранения субъектом хозяйствования нарушений и возмещения причиненного вреда. В ее новой редакции определены возможность и условия применения этих положений.
Например, при неуплате или неполной уплате должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, норму ст. 5.5 КоАП можно применить:
– если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает 1 % от общей суммы исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей;
– если устранение нарушения и (или) возмещение причиненного государству или иным лицам вреда будет произведено в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.
Пример 1
В ходе налоговой проверки, проведенной за период с 1 января 2011 г. по 1 сентября 2013 г., выявлена неуплата и неполная уплата налогов, сборов должностным лицом юридического лица. Акт проверки составлен 5 сентября 2013 г.
При выполнении условий, изложенных в новой редакции ст. 5.5 КоАП, такое деяние не будет являться административным правонарушением. Соответственно привлечение должностного лица юридического лица к административной ответственности недопустимо.
Пример 2
1 августа 2013 г. должностное лицо юридического лица было привлечено к административной ответственности за неуплату или неполную уплату налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, учет которых осуществляется налоговыми органами, т.е. до вступления в силу Закона № 64-З.
При выполнении условий для применения положений ст. 5.5 КоАП, а также при наличии неисполненного постановления о наложении административного взыскания орган, вынесший такое постановление, прекращает исполнение постановления в случае принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния (ст. 13.4 ПИКоАП*). Решение вопроса о прекращении исполнения осуществляется органом, вынесшим постановление в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП, при поступлении в налоговый орган обращения лица, привлеченного к административной ответственности. О прекращении исполнения постановления о наложении административного взыскания должностным лицом налогового органа, осуществляющим контроль за исполнением, оформляется докладная записка, на которой начальник (заместитель начальника) инспекции МНС осуществляет соответствующую резолюцию. О прекращении исполнения сообщается лицу, в отношении которого было вынесено постановление о наложении административного взыскания.
Административное взыскание может быть уменьшено в 2 раза
Законом № 64-З в новой редакции изложена ст. 7.9 КоАП. С 28 августа т.г. эта статья предусматривает уменьшение административного взыскания в 2 раза не только за административные правонарушения против порядка налогообложения, но и за иные виды административных правонарушений при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствии отягчающих обстоятельств, перечень которых конкретизирован (пп. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.2 и пп. 1, 3–9 и 11 ч. 1 ст. 7.3 КоАП соответственно).
Обращаем внимание, что необходимым условием для наложения административного взыскания в виде штрафа в уменьшенном размере является отсутствие отягчающих обстоятельств.
Пример 3
Постановление о наложении административного правонарушения вынесено до вступления в силу Закона № 64-З и на дату его вступления в силу не исполнено.
Представляется, что в таких случаях привлеченное к ответственности лицо может обратиться с жалобой на постановление о наложении административного штрафа в целях рассмотрения вопроса о применении обратной силы акта законодательства "устраняющего противоправность деяния, смягчающего или отменяющего ответственность или иным образом улучшающего положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение" (ч. 2 ст. 1.5 КоАП).
Вместе с тем надо учитывать, что оценку того, соразмерным ли характеру правонарушения является ранее наложенное взыскание в виде штрафа (с учетом произошедших в законодательстве об административной ответственности изменений), может дать только вышестоящий орган, суд, наделенный в силу ч. 2 ст. 12.14-1 ПИКоАП полномочием изменить вступившее в законную силу постановление о наложении взыскания, если оно не соответствует характеру совершенного правонарушения.
При этом не следует забывать о сроках обжалования. Они остались прежними:
– 10 суток со дня объявления (получения) постановления (обжалование постановления по делу об административном правонарушении, не вступившего в законную силу);
– 6 месяцев с момента вступления постановления в законную силу (обжалование постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу).
Следовательно, период времени, в течение которого подвергнутое административному взысканию лицо может инициировать рассмотрение вышестоящим судом вопроса о применении обратной силы закона и изменении постановления о наложении административного взыскания в части конфискации, ограничен этими сроками. Соответственно за пределами упомянутого 6-месячного срока, восстановление которого законом не предусмотрено, лицо, привлеченное к административной ответственности, не сможет обратиться с жалобой в вышестоящий суд или к прокурору.
Закон № 64-З дополнительно ввел основания для освобождения юридического лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности
Освобождение юридического лица от административной ответственности возможно:
1) в случае добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (ст. 8.3 КоАП).
Например, юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП. Так, при устранении организацией нарушений порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки накассовое оборудование, она подлежит освобождению от административной ответственности, предусмотренной ст. 12.20 КоАП;
2) если совершенное должностным лицом юридического лица административное правонарушение не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.
Такое освобождение может быть применено при совершении административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергетических ресурсов, кроме случаев, предусмотренных ст. 11.36, 11.37, 11.70 и 20.1 КоАП (ст. 8.8 КоАП).
Например, юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.4 КоАП (нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)), если представит налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган.
С 28 августа действует предельный срок наложения административного взыскания
С учетом того что установленный ч. 2 ст. 7.6 КоАП 2-месячный срок наложения административного взыскания при отмене постановления по делу об административном правонарушении не являлся пресекательным (восстанавливается при каждой новой отмене постановления с направлением дела на новое рассмотрение), Закон № 64-З установил предельный срок наложения административного взыскания в таких случаях. Предусмотренный Законом 8-месячный срок начинает течь со дня отмены первого постановления (в силу чего является пресекательным).