– Говоря о корректировках налогового законодательства, связанных со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз, можно сказать, что нашей республикой полностью реализованы возможности, предоставленные международными договорами по косвенным налогам относительно регулирования на национальном уровне пакета документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства – члены Таможенного союза.
В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РБ (далее – Кодекс) с 2011 г. белорусские плательщики представляют в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки НДС только один документ – заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление). Остальные документы, определенные Кодексом, должны быть только в наличии у плательщика.
Согласно же международному договору о взимании косвенных налогов в Таможенном союзе пакет документов, требуемых к представлению в налоговый орган, включает контракт, выписку банка о поступлении выручки, транспортные документы и Заявление.
Второй существенный момент, который тоже был реализован в Кодексе с 2011 г., – исключение зависимости применения нулевой ставки НДС от факта поступления выручки. Сегодня белорусские плательщики могут применить нулевую ставку НДС при осуществлении расчетов со своими контрагентами по Таможенному союзу и в неденежной форме.
Отмечу международный опыт наших партнеров по Таможенному союзу. В России зависимость применения нулевой ставки НДС от факта поступления выручки исключена только с 2012 г., в то время как у нас – с 2011 г. Но остальные документы, определенные международным договором, российские экспортеры представляют в налоговый орган на бумажном носителе. В Казахстане так же, как и в Беларуси, требуется представление в налоговый орган только одного документа – Заявления, но одновременно сохранено требование о поступлении выручки для целей применения нулевой ставки НДС.
Согласитесь, с 2011 г. в Республике Беларусь существенно упрощен порядок администрирования нулевой ставки НДС и сокращен пакет документов на бумажном носителе, который раньше требовался к представлению экспортером в налоговые органы.
С 1 января 2012 г. стартовал новый интеграционный проект – Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России, который обеспечивает более тесный уровень интеграции и призван открыть новые перспективы для экономического сотрудничества.
В складывающейся ситуации задача налоговых органов – обеспечить эффективное единообразное налоговое администрирование в сферах, затрагивающих взаимные торговые отношения субъектов государств, входящих в Единое экономическое пространство.
Следует отметить, что, начиная с первого дня работы в Таможенном союзе, представители налоговых служб 3 государств на постоянной основе проводят совместные консультации по всем аспектам механизма налогового администрирования, обсуждают все вопросы, которые поднимают представители бизнеса.
Практика работы показала необходимость урегулирования вопросов взимания косвенных налогов в случаях последующего изменения
цены товаров, перемещения между государствами – членами Таможенного союза товаров по причине брака, гарантийного ремонта. Отдельных корректировок требуют также правила заполнения Заявления.
Учитывая общую для всех государств тенденцию постоянного расширения перечня документов, направляемых плательщиками в налоговые органы в форме электронного документа, а также в целях упрощения администрирования "ввозного" НДС для добросовестных импортеров, заинтересованных в оперативном представлении экспортеру Заявления, МНС уже проводит консультации по данному вопросу с налоговыми службами России и Казахстана.
При этом замечу, что международным договором не предоставлена возможность регулировать национальным законодательством пакет документов, требуемый к представлению импортером на бумажном носителе в налоговый орган для проставления отметки на Заявлении.
К настоящему времени между налоговыми службами 3 государств достигнута договоренность: исключить обязанность представления импортерами пакета документов в налоговый орган на бумажных носителях. Рассматривается вопрос о переходе на представление импортером Заявления в налоговый орган только в электронном виде. Одновременно поставлена задача о разработке механизма подтверждения плательщиками экспорта товаров только с применением электронных Заявлений.
Как следствие, сегодня на повестке дня – подготовка проекта международного договора о внесении изменений и дополнений в действующие международные договоры по косвенному налогообложению в Таможенном союзе.
Что показала практика его применения и какие изменения планируется внести в него?
– Будет продолжена работа по совершенствованию механизма осуществления налоговых вычетов по НДС. Так, с 2013 г. планируется:
1) снять ограничения на вычет сумм "входного" НДС, приходящихся на обороты по реализации нерезидентам работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь. В настоящее время налоговые вычеты, приходящиеся на указанные обороты, подлежат отнесению на затраты;
2) исключить условие о поступлении выручки (о закрытии расчетов) за реализованные на экспорт товары (работы, услуги) в целях осуществления в полном объеме налоговых вычетов, приходящихся на обороты, облагаемые НДС по нулевой ставке.
В настоящее время рассматривается вопрос о совершенствовании упрощенной системы налогообложения, в частности об уточнении критериев для ее применения, оптимизации ставок налога при упрощенной системе, в т.ч. с учетом подходов, существующих в соседних государствах, к аналогичной системе налогообложения.
Продолжится совершенствование механизма уплаты налога на прибыль вследствие подготовки нового закона "О бухгалтерском учете и отчетности", принятия нового плана счетов бухгалтерского учета, а также иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, основанных на международных стандартах финансовой отчетности. Предложения направлены на минимизацию проведения плательщиками налоговых корректировок к данным бухгалтерского учета.
Может, целесообразно почерпнуть опыт российского Кодекса и дать хотя бы укрупненный их перечень исходя из особенностей их отнесения на затраты?
– Во-первых, Кодекс не содержит даже краткого перечня затрат, учитываемых при налогообложении. Те положения, которые Вы расцениваете в качестве краткого перечня, определяют особенности включения в состав затрат отдельных расходов.
Во-вторых, перечень затрат, учитываемых при налогообложении, исключен из налогового законодательства с 1 января 2010 г. в связи с введением в действие Особенной части Кодекса. Основывалось такое решение на предложениях тех же плательщиков.
В результате выходит, что плательщики, ходатайствующие о предоставлении им свободы действий в формировании затрат, учитываемых при налогообложении, в настоящее время не в состоянии распорядиться предоставленными им правами.
Поэтому по общему правилу, если произведенные организацией расходы связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и не поименованы в ст. 131 Кодекса, они могут быть включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Таким образом, одной из основных функций плательщиков при отнесении расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, является обоснование связи произведенных расходов с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Повлечет ли это изменения в налоговом законодательстве в этой части для НДС и налога на прибыль?
– Учитывая установление с 2013 г. метода определения доходов и расходов в бухгалтерском учете только по принципу начисления, главной целью дальнейшего упрощения налогового администрирования становится максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета при определении суммы налогового обязательства.
Временные затраты на исчисление и уплату налогов являются одним из основных факторов, принимаемых во внимание международными экспертами Всемирного банка при подготовке отчета "Ведение бизнеса" по разделу "Налогообложение".
Планируется с 2013 г. осуществить переход на исчисление налога на прибыль, НДС и акцизов методом начисления в связи с переходом на данный порядок при ведении бухгалтерского учета, что позволит сблизить подходы при ведении бухгалтерского и налогового учета в этой части.
Данный вопрос активно прорабатывался и был поддержан членами Консультативного совета при МНС, в состав которого входят представители различных органов государственного управления, государственных концернов, общественных предпринимательских организаций и коммерческих предприятий.
Указанный метод применяется государствами – членами Евросоюза, а также в России и Казахстане. В отношении белорусских банков данный подход реализован на законодательном уровне с 2010 г.
Одновременный переход в бухгалтерском и налоговом учете на метод начисления значительно упростит действующий порядок исчисления налога на прибыль, НДС, акцизов и их администрирование.
В этой части по налогу на прибыль будут скорректированы даты отражения в налоговом учете выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также внереализационных доходов и расходов.
По НДС будет отменена необходимость его исчисления с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с даты отгрузки (выполнения, оказания) которых истекло 60 дней и не поступила оплата.
Элла Александровна, может, пора уже кардинально изменить систему и порядок взимания данного налога?
– В этом направлении ведется постоянная и системная работа, но, принимая во внимание специфику экологического налога, работа эта очень трудоемкая и требует принятия комплексных решений.
Действующий порядок исчисления экологического налога построен на принципе: кто больше загрязняет окружающую среду, тот уплачивает больше экологического налога в бюджет.
Предложение об уплате экологического налога единым платежом в процентах к какой-либо налоговой базе (выручка, затраты) с установлением различных ставок по отраслям и видам деятельности представляется достаточно несправедливым.
Например, 2 организации занимаются одним видом деятельности (принадлежат к одной отрасли), получают сопоставимую выручку. Одна из организаций внедряет технологии, способствующие снижению загрязнения окружающей среды, а другая использует в работе устаревшее оборудование, производящее значительные выбросы.
Однако в данном случае организации будут уплачивать в бюджет одинаковые суммы экологического налога. Этот порядок исчисления налога не будет стимулировать организации внедрять экологичные технологии, а также наращивать объемы производства.
Предложенный вариант исчисления и уплаты экологического налога предполагает фактическую отмену стимулирующей функции данного налога и возврат к принципам нормирования и создания системы привилегий для отдельных отраслей и видов деятельности.
Замечу, что размер экологических платежей зависит от фактического уровня загрязнения окружающей среды в большинстве стран, в т.ч. в России и Казахстане.
Что касается предложения об установлении минимального размера налога, при непревышении которого у плательщика не будут возникать налоговые обязательства, отмечу, что уплачиваемые организациями налоги формируют доходную часть республиканского и местных бюджетов. Налог – не доход организации, чтобы сопоставлять его сумму с затратами на его исчисление и уплату. Поэтому сопоставление организацией-плательщиком суммы подлежащего уплате налога с временными затратами на его расчет и уплату представляется некорректным.
Кроме того, в случае реализации данного предложения затраты времени по исчислению налогов по-прежнему будут иметь место и при этом не уменьшатся.
Предложение по установлению минимального размера налогов, при непревышении которого у плательщика не будут возникать налоговые обязательства, фактически представляет собой льготу для абсолютно всех плательщиков, в то время как согласно п. 1 ст. 43 Кодекса предоставление налоговых льгот допускается только отдельным категориям.
Отмечу, что по вопросу упрощения порядка исчисления экологического налога делается немало.
Так, например, п. 2 ст. 205 Кодекса установлено, что не признаются объектом налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при объемах выбросов каждого их загрязняющих веществ:
первого класса опасности – менее
0,001 т в год;
второго класса опасности – менее
0,1 т в год;
третьего класса опасности и веществ, для которых не определены классы опасности, – менее 0,2 т в год;
четвертого класса опасности – менее 0,5 т в год.
Проектом Указа Президента "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" предусмотрено распространение установленных п. 2 ст. 205 Кодекса минимальных значений выбросов загрязняющих веществ в зависимости от класса опасности и на нестационарные источники выбросов. Вступление в силу данной нормы предполагается с 1 января 2012 г.
Соответствующие корректировки будут внесены в Кодекс в 2013 г.
Интервью провел Михаил Щербаков, редактор журнала "ГБ"