Рассматривая изменения в Указе Президента РБ от 25.02.2008 № 113 "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций" (далее – Указ № 113), обратим внимание на 2 момента:
– во-первых, ст. 132 Гражданского кодекса РБ от 07.12.1998 № 218-З определено, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права в случае, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав;
– во-вторых, под убыточной государственной организацией в целях Указа № 113 понимается республиканское или коммунальное унитарное предприятие, финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности которого характеризуются тем, что в течение последних 3 и более лет до даты принятия решения о его продаже имеется отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или образуется чистый убыток.
Кто инициирует продажу предприятия как имущественного комплекса?
Инициаторами продажи предприятий как имущественных комплексов являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, Управление делами Президента РБ, другой государственный орган и иная государственная организация, подчиненные Президенту РБ, Национальная академия наук Беларуси, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении (составе) которых находятся убыточные государственные организации.
Подготовка проектов решений о продаже предприятий как имущественных комплексов осуществляется по организациям:
– имущество которых находится в республиканской собственности, – Государственным комитетом по имуществу;
– имущество которых находится в коммунальной собственности, – местными исполнительными и распорядительными органами.
Оценка предприятия как имущественного комплекса
Начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 % его оценочной стоимости на 1 января текущего года. Если оценочная стоимость равна нулю или имеет отрицательную величину, то начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса составляет одну базовую величину, установленную в Республике Беларусь на 1-е число месяца, в котором осуществляется его продажа.
Справочно: базовая величина, установленная постановлением Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1446, в настоящее время составляет 35 000 руб.
В ранее действующей редакции Указа № 113 предприятие как имущественный комплекс и право заключения договора аренды земельного участка составляли единый предмет конкурса. При этом начальная цена продажи единого предмета конкурса определялась как сумма начальной цены продажи предприятия как имущественного комплекса и платы за право заключения договора аренды земельного участка. С учетом этого к числу обязательных условий продажи предприятия как имущественного комплекса относилось заключение договора аренды земельного участка. В настоящее время необходимость в оформлении указанного документа отпала.
Плата за право заключения договора аренды земельного участка не взимается
Указом Президента РБ от 30.07.2010 № 399 (далее – Указ № 399), внесшим изменения в Указ № 113, предусмотрено, что земельный участок предоставляется организации-покупателю на праве аренды без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды земельного участка (подп. 1.5 п. 1). Ранее плата за право заключения договора аренды земельного участка определялась на основании кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов, устанавливаемых Советом Министров РБ.
Источник расходов – средства республиканского бюджета
Государственный комитет по имуществу, местные исполнительные и распорядительные органы организуют работу по определению оценочной стоимости, условий и срока продажи предприятий как имущественных комплексов в соответствии с законодательством о приватизации и Указом № 113. Кроме того, Указом № 399 устанавливается, что государственная регистрация предприятия как имущественного комплекса убыточной государственной организации, договора его купли-продажи, а также прав на этот имущественный комплекс, прав юридического лица, приобретшего его по результатам проведенного конкурса на входящие в состав предприятия объекты недвижимости, договора аренды земельного участка и основанного на нем права в отношении предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций, решения о продаже которых приняты до вступления в силу Указа № 399, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на финансирование картографии и геодезии.